Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Влияние художественного материала на качество академических живописных работ
13 минут 2234 483

Влияние художественного материала на качество академических живописных работ

Zaporozhan foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Запорожан Ольгу Владимировну, преподавателя МАУДО «Детская художественная школа № 2» г. Набережные Челны. Сегодня Ольга Владимировна в своей статье расскажет о влиянии художественного материала на качество академических живописных работ. Статья будет интересна педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:

«Статья посвящена отдельным аспектам работы в акварельных техниках с обучающимися детских художественных школ в процессе освоения общеобразовательной программы по предмету «Живопись». Представлен опыт, который мог бы быть интересен, в особенности, начинающим педагогам, работающим с детьми в области живописи акварелью. Статья снабжена фотографиями работ учащихся разных лет бучения».

Творческого чтения…


Влияние художественного материала на качество академических живописных работ

Посмотреть приложение с фотографиями

Акварель – очень древняя техника. Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае. Долгое время акварельные техники считались лишь одной из составляющих графического рисунка. Акварелью обычно раскрашивали черно-белые наброски и никто даже подумать не мог, что акварель приобретет «независимость» и станет одной из самых сложных техник изображения. Предшественницей акварели в Европе была фреска – роспись по сырой штукатурке, позволявшая получать сходные с акварельной техникой эффекты. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру – жанр, который начали осваивать многочисленные художники-любители. Тогда она приобрела свое значение и стала одной из самых сложных техник. К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. В 1829 году Пайо-де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. И, тем не менее, мастеров работавших с акварелью становилось все больше. Большим шагом в развития русской акварели явилась организация и открытие в 1880 году «Общества русских акварелистов», первым председателем которого стал Альберт Бенуа. До XX века в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. В 1999 году по решению Правительства Москвы была создана Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом.

Акварель – сложный в исполнительском плане материал, так как некоторые ошибки и недочеты в работе с цветом и тоном исправить иногда затруднительно или вообще невозможно. В связи с этим часто у обучающихся, например, художественных школ, возникает «боязнь» этого материала. Здесь важно знать некоторые приемы работы.

Акварельные краски являются водными красками, содержащими в себе множество связующих материалов, делающих их яркими, чистыми, прозрачными, пластичными и долго хранящимися. Акварель бывает: твёрдая – в плитках, полутвёрдая или пастообразная – в тубах и кюветах, жидкая – в пузырьках и баночках. Среди современных материалов встречается акварель с эффектами, например, перламутровая акварель. На уроках живописи в художественной школе используем только полутвёрдые или пастообразные краски – в кюветах и реже в тубах – только лишь для пополнения кюветов. В основном это профессиональные качественные краски. Краски очень хорошо ложатся на бумагу, прекрасно смешиваются, дают спокойные цветовые тона имеют самую длительную стойкость к воздействию света и большинство красок не выцветают со временем. На первых этапах обучения, пока ребенок еще, не уверен будет ли он дальше обучаться в художественной школе или нет, можно использовать и более дешевые медовые краски, но результат, конечно же, будет иным.

Во время знакомства с материалами часто задают вопросы по количеству цветов в наборах. Мы рекомендуем оптимальный набор – 24 цвета. Чем больше опыта, тем меньшим набором красок можно работать, получая нужный оттенок смешением базовых цветов. Но иногда и опытный и начинающий, выбирает большее число готовых красок в своём наборе, поскольку это удобно, не смешивать краски, добиваться нужного оттенка, сразу взяв готовый. Поэтому здесь все индивидуально, каждый может выбрать для себя ограниченный набор красок. Мы только рекомендуем, а право выбора за учащимися и их родителями.

На первых вводных уроках проходит изучение цветовой палитры конкретно того набора, который имеется у учащихся и при этом не стоит полностью полагаться на таблицы с образцами, представленные производителями, таблицы печатают чернилами, которые неточно передают цвет. Поэтому такие таблицы изготавливаем самостоятельно вручную, с подлинными образцами красок на акварельной бумаге и желательно использование того типа бумаги, который в дальнейшем будет в работе. Работа акварелью требует тщательного выбора бумаги: плотность, рельеф, тип, зернистость – все имеет значение. Краски по-разному ложатся, впитываются и высыхают в зависимости от типа бумаги.

При объяснении обращаем внимание на светостойкость и покрывную силу красок. Каждая краска обладает разным взаимодействием со светом, некоторые краски его поглощают сильнее, некоторые – слабее, называется это всё покрывной силой, то есть мазок, нанесённый поверх другой краски, может дать смешанный тон, получившийся из двух цветов или просто перекрыть нижний мазок своим цветом. Для акварели чрезмерная покрывная сила это отрицательный фактор, так как акварельная живопись подразумевает полупрозрачность, легкость красочных слоев. Чтобы показать насколько может измениться цвет акварельной работы при воздействии солнечных лучей проводим простой известный опыт: наносим краску на бумагу, прикрываем половину цветного пятна картонкой и выкладываем под яркие солнечные лучи на несколько недель. Через определенное время мы видим результат: краска под картоном остается без изменения, на открытых местах изменения есть. А насколько идет выгорание во многом зависит от качества красок. Большинство красок хорошего качества не выцветают совсем или очень мало теряют в цвете. Зная эти свойства акварели важно защищать акварельные работы от солнечного света.

На протяжении всего курса обучения хороший результат может быть достигнут за счет того, что на уроках живописи педагог пишет постановки вместе с учащимися. В любое время они могут подходить к работе педагога, наблюдать за этапами выполнения работы, процессом замешивания необходимого цвета. В этот момент идет процесс сравнения, анализа, параллельного разбора цветовых отношений. У обучающихся возникают вопросы: а какие взяты краски при получении такого цвета? А почему у нас не получается такой цвет? А цветовой результат, если даже взяты для смешивания те же самые краски, что и у педагога, может получиться совершенно другой и это объяснимо: разные производители красок, изменены пропорции, количество взятой воды, другой тип бумаги, другая фактура. Чтобы убедиться в этом, мы опять проводим некий эксперимент. Берем два набора красок от одного производителя. При визуальном изучении видим - они отличаются некоторыми цветами, отдельные краски совпадают, некоторые отсутствуют. Затем путем механического смешивания делаем выкраски из наборов, проверяем краски на яркость, смешиваемость и получение дополнительных цветов. При смешении одинаковых цветовых пар красок из наборов, разница смесей незначительна, но, тем не менее, она есть. Учащиеся при выполнении данного эксперимента убеждаются в том, что однозначного ответа и рекомендации по замесу того или иного цвета быть не может. Мы можем только помочь учащимся изучить определенные правила и законы цветоведения и правильно ими пользоваться. Знание закона смешивания цветов, видение цвета и тона, свободное владение кистью и техникой нанесения краски на бумагу – только начальные знания, а вот воздушности и прозрачности работы можно добиться только опытным путем, выполняя постановочные задания, пленэрные и самостоятельные творческие работы, применяя различные техники и методы работы с акварелью.

Техники рисования акварелью разнообразны: по сырой и сухой бумаге, смывание, заливка, многослойная и смешанная техники, живопись сухой кистью, тушью или мастихином, использование соли и губки, градуированная размывка, выбеливание, проявления воскового мелка, рисование пеной, спирт и лимонная кислота, штампование, пищевая пленка, раздувание, световой стол, брызги и т.д. Все эти техники мы применяем на уроках композиции станковой и основах изобразительной грамоты и рисования.

Акварельная живопись – это прозрачность и легкость, одновременно чистота и интенсивность красок. Всего этого мы можем добиться только постоянной практикой и оттачивая, какой либо метод работы акварелью. Наша задача на уроках живописи познакомить учащихся с различными методами работы, а какой из них он в дальнейшем предпочтет это уже личный индивидуальный выбор каждого.

Метод лессировок – метод многослойной живописи часто применяем в практике написания длительных постановочных заданий. Красочный слой при всей его многослойности должен оставаться достаточно тонким и прозрачным. Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою. Легкость, воздушность, общая тональная цельность и цветовая гармония свойственна данному методу. Использовать прозрачность краски, ее свойства изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный слой этому приходиться постоянно учить, а без знаний законов цветоведения, этому практически научить невозможно. (РИС.1-4)        

Метод а-ля-прима – живопись по-сырому, пишется в один сеанс, все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод чаще используем при выполнении краткосрочных постановочных и пейзажных этюдов на пленэре. Чтобы замедлить высыхание красочных пятен, применяем известный прием добавления в воду несколько капель глицерина. Этюд получается красочный, свежий и выразительный. Получаются интересные эффектные работы, выполненные по-сырому на мятой бумаге. Метод а-ля-прима требует определенных знаний, навыков и умения видеть целое, т. е. вести работу одновременно по всему листу. Для этого у учащихся не должно быть страха «что все потечет», должна быть определенная уверенность в успехе. (РИС. 5-6)

Методкомбинированный (смешанный) - когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Комбинированный подход оптимален для решения многих учебных задач. Данный метод часто используем при выполнении длительной работы с натуры для передачи пространства (переднего, среднего и дальнего планов) и материальности предметов.

Метод пуантилизма – это способ нанесения краски отдельными маленькими мазками концом кисти, таким образом, целое состоит из маленьких точек различных цветов. На уроках живописи в художественной школе используется крайне редко, лишь с целью знакомства учащихся с данным методом ведения работы или изучения творчества художников-постимпрессионистов.

Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения — а-ля-прима, лессировки, или комбинированный. Каждый из них предполагает необходимость чувствовать цвет, понимать форму, то есть уметь «лепить» форму цветом. Работая над частным, надо уметь видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель. В учебных и самостоятельных творческих работах используем различные приемы письма: это мазки, заливка, отмывка, растяжка, резерважи («обводка», механическое воздействие, вымывание) «вытягивание» краски, градиентная растяжка и др. Все это позволяет создавать интересные разнообразные работы. (РИС. 7-8)                                                                           

В завершении хотелось бы отметить, что, помимо основных изложенных, существует еще множество иных частных приемов и способов работы акварелью. Четких правил применения приемов работы c акварелью нет. В старших классах они носят рекомендательный характер, и лишь на начальных этапах носит обязательный характер. (РИС. 9-11)

Волшебные легкие и воздушные, яркие и «звонкие» акварели художников вызывают непреодолимое желание взять кисти, бумагу, краски и создать свою неповторимую работу. Как можно больше работайте и не очень важно, какими материалами, главное больше работать и тогда у вас все получится.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 917 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6164 676