Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в соответствии ФГОС ДО
10 минут 2999 703

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в соответствии ФГОС ДО

Voytovich fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Войтович Натальей Витальевной, воспитателем МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братска Иркутской области. Сегодня Наталья Витальевна делится с нами полезным материалом о применении нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности в соответствии ФГОС ДО. Статья будет полезна ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Натальи Витальевны:

«Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу... Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!».

Творческого чтения…


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в соответствии ФГОС ДО

Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире.

Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу...

 Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!

Рисование, как впрочем, и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка. Ведь овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения.

В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т.д. Эти свойства – элементы прекрасного.

Немаловажную роль рисование играет и в развитии творческих способностей ребенка.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Учит преодолевать страхи и сомнения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать.

Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, граттаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски. Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.

У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край.

Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное.

В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен.

Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей ребёнка 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малыша.

Самый доступный способ развить у малыша творческое начало — пальчиковая живопись.

В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.

Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Я работаю над такой интересной темой:

Цель: расширить знания педагогов об использовании нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста, освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования и аппликации.

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приемы нетрадиционного рисования и аппликации использую в своей работе такие как: кляксография, метод волшебного рисунка, метод пальчиковой живописи, тычок, монотипия, граттаж, набрызг, оттиск.

Разработанные перспективные планы и примерные конспекты образовательной деятельности, картотека игр, дидактические игры могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений для совершенствования педагогического процесса в работе по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста как фронтально, так и индивидуально, а также в работе с родителями.

Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Мною выявлен уровень развития навыков самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения

Диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных занятий с детьми, свидетельствует об эффективности работы с детьми в данном направлении. Для итоговой диагностики я взяла группу критериев, построенную на анализе продуктов деятельности и позволяющую определять уровень овладения детьми нетрадиционной техникой. Можно сделать сводную таблицу, в которой представить все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми- нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка, он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Работая с детьми я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Литература

  1. Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с.72.
  2. Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009.
  3. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2015.
  4. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 919 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6164 676