Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности работы с детьми в группах раннего эстетического развития на примере шумового оркестра в школе искусств
17 минут 3683 618

Особенности работы с детьми в группах раннего эстетического развития на примере шумового оркестра в школе искусств

Bragina fotoДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" преподаватели МБУ ДО «Юкаменская ДШИ» с. Юкаменское Удмуртской Республики, Новикова Ольга Владимировна и Брагина Людмила Валериевна в своей статье познакомят с особенностями работы с детьми в группах раннего эстетического развития на примере шумового оркестра в школе искусств.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«В статье сделана попытка систематизировать способы и приемы работы с детьми в группах раннего эстетического развития в школе искусств на занятиях коллективного музицирования на примере шумового оркестра. Работа будет интересна преподавателям групп эстетического развития, подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств. Данная разработка поможет структурировать работу с детьми разного возраста (3-6 лет) в шумовом оркестре и повысить эффективность подготовки детей к поступлению в школы искусств на предпрофессиональные образовательные программы и дальнейшего их обучения».

Полезного чтения...


Особенности работы с детьми в группах раннего эстетического развития на примере шумового оркестра в школе искусств

Посмотреть статью в полной версии с фотографиями

 

Введение

Сегодня большое количество различных методик раннего музыкального развития. Этот этап дошкольного образования очень востребован родителями, и преподавателями. Многие педагоги озабочены тем, как сделать каждое занятие познавательным и интересным? Как воспитать и развить основные способности ребенка: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

В школах искусств с 2013 года внедрены Федеральные государственные требования. Это заставляет преподавателей искать новые пути и способы подготовки контингента, поступающего на профессиональные программы. Особенно это актуально для сельских школ. Раннее развитие способствует выявлению ранней одаренности, что помогает наименее безболезненно определить будущую траекторию развития каждого ребенка.

Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость. Поэтому нужно помочь каждому малышу найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Отделение раннего эстетического развития «Умничка» организовано в нашей школе 6 лет назад. С каждым годом у нас в районе шло уменьшение количество детей и набор в школу искусств становился настоящей проблемой. Родители были нацелены на общее образование и преимущества дополнительного зачастую недооценивали. Необходимо было воспитать себе обучающихся, привлечь на свою сторону родителей, показать преимущества дополнительного образования и отсеять на дошкольном этапе тех, кому это обучение не нужно. Мы стараемся включить родителей в совместную педагогическую работу, сделать их своими союзниками и партнерами.

На начальном этапе был сформирован пакет предметов, направленных на подготовку будущего контингента учащихся. В него входили предметы - коллективное музицирование, развивающая музыка и рисование. Для привлечения родителей был введен предмет - английский для малышей.

В первый же год в «Умничку» было подано 33 заявление. В сентябре 2016 было подано 40 заявлений. За это время по запросам родителей появились предметы - занимательная математика и развитие речи. У нас обучаются дети 3,4.5,6-ти лет.

Результатом работы «Умнички» за эти годы стал стабильный набор учащихся на музыкальное и художественное отделение. Практически нет отсева. Обучение в школе искусств на дошкольном отделении стало модным среди родителей. Появилась потребность в индивидуальных занятиях на инструментах (гитара, фортепиано). Работники общего образования отмечают высокий уровень общей готовности наших детей к школе.

Основная часть.

Одно из направлений музыкального развития – коллективное музицирование. На этом занятии дети узнают азы интонирования, хорового пения. Основной формой работы в этом направлении является постановка музыкальных сказок. Репертуар подбирается в соответствии с возрастом детей. А также большое внимание на этом занятии отводится и шумовому оркестру.

Цель организации работы преподавателя в шумовом оркестре – дать базовые понятия ритмической организации музыки и начальные навыки коллективного музицирования на фоне положительного эмоционального восприятия музыкальных занятий.

Малыши очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал им в руки незатейливые инструменты. После этого дети, как завороженные, каждый урок спрашивают: «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Право же, устоять перед таким натиском невозможно.

Работа с детьми 3-х лет.

В зависимости от возраста детей, на занятиях ставятся разные цели и задачи. Основная цель на занятиях с трехлетками – это познакомить детей с деревянными шумовыми инструментами и приемами игры на них. А также привлечь их внимание к разнообразному миру звуков, развить фантазию и изобретательность в звукотворчестве.

На этапе знакомства мы показываем деревянные ложки и спрашиваем: «Что это такое?», «Что можно с ними делать?». Далее малыши самостоятельно изучают инструменты, пробуя по-разному на них играть, стараясь «найти» звуки. Свободное манипулирование инструментами является первой ступенью элементарной импровизации в форме игр звуками. В завершении занятия дети импровизируют «кому как нравится» под аккомпанемент педагога. И далее в течении нескольких уроков должно отводиться время на свободное музицирование. Дети играют «свою» музыку.

Надо отметить, что на первом этапе в силу возраста наших учеников, на занятии присутствуют родители. Они так же вовлекаются в процесс обучения. Идет этап адаптации к новому месту, новой деятельности, новому преподавателю. С 3-4 занятия родители садятся на отдельный ряд. С 6 занятия большинство детей готовы заниматься самостоятельно.

На втором этапе малышам предлагается взять ложки правильно (ладошки «обнимают» ложки) и послушать как они звучат (учимся исполнять метрический пульс в игре на ложках), На занятии мы говорим детям, что сегодня к нам в гости пришел музыкальный волк. ( можно принести игрушку или картинку). Давайте все вместе попробуем изобразить как волк ходит, его шаги. Волк животное большое и ходит он не быстро, проговариваем ритмослоги - ВОЛК –ВОЛК. Изображаем шаги волка сначала с ритмослогами, потом под музыку с произношением. Далее в гости приходят белки. Белки маленькие и шаги у них быстрее. Проговариваем БЕЛ-КИ, БЕЛ-КИ. Играем на ложках с проговариванием ритмослогов и под музыку.

На третьем этапе вводим понятие тихо-громко. Используя образы животных (белки, волки) это сделать несложно.

Результатом такой работы становится игра детей, которая подчинена заданному образу. Они учатся контролировать свои движения, знают несколько вариантов звукоизвлечения.

Четвертый этап. Знакомство с инструментами с металлическим звучанием: колокольцы и бубенцы. На этом этапе мы делим детей на микрогруппы. Каждая со своим тембром инструмента (деревянные ложки и металлические бубенцы). Дети учатся играть по жесту дирижера. Возникает управляемость внимания.(«Ложки играют, а бубенцы спят на коленочках и не мешают», а вступают на определенный музыкальный мотив). В 3-х летнем возрасте это обычно две разнохарактерные части музыкального произведения, которое поддерживается литературной историей. (Например: Мишки и куклы танцуют по очереди а в конце произведения подружились и танцуют вместе. «Мишка с куклой бойко топают». Или пример бабки и дедки из сказки «Репка») Этот прием хорошо воздействует и на воспитание коммуникативных качеств детей. В процессе занятий дети учатся меняться инструментами. Учитывая возраст наших учащихся не всегда все получается гладко и в конце занятия   мы обязательно устраиваем небольшую рефлексию. (Понравилось вам сегодня наше занятие? Как мы с вами занимались? У всех инструменты были послушными? Кто лучше всех делился инструментами? У кого инструменты попались непослушные? и т.п.)

Итогом годового обучения становятся открытые уроки для родителей. Мы стараемся превратить их в семейный праздник. Дети нарядные и в конце обязательно получают сладкий подарок. Итоговое занятие является комплексным. Дети демонстрируют свои знания по всем дисциплинам учебного плана.

Примерный репертуар для музицирования: потешки «Ладушки», «Кто у нас хороший», л.н.п. «Петушок», у.н.п. «Ехал козак за Дунай», Глинка «Полька», Качурбины «Мишка с куклой пляшут полечку», у.н.п. «Курочка» и т.п.

Работа с детьми 4-х и 5-ти лет.

Дети 4-х и 5-ти лет занимаются в одной группе. У этих детей уже есть некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. Они очень энергичны, подвижны и эмоциональны. Но внимание и память еще отличаются непроизвольностью. Им нужен показ и поддержка преподавателя. Игра в шумовом оркестре по прежнему остаётся для них любимым видом деятельности.

На первом этапе занятий мы вспоминаем пройденный материал предыдущего года (инструменты деревянные, бубенцы и колокольчики и способы игры на них) Используя новый музыкальный материал. Приоритетно используем народные мелодии и детскую танцевальную музыку.

На втором этапе мы знакомим детей с остальными шумовыми инструментами (маракасы, треугольник, румба, бубен, коробочка). Используем прием импровизации («кому как нравится») и используем частую смену инструментов, чтобы каждый ребенок поиграл на каждом инструменте. Здесь же знакомимся с металлофонами. Используем два способа игры «ручеек» и «капельки». Ноты в игре пока не используем. Если необходим определенный звук, клавишу отмечаем цветным стикером.

Третий этап – это игра простейших партитур. Музыку выбираем яркую, понятную детям, не очень быструю, не длинную. Переход к игре партитур, мы осуществляем через звучащие жесты, которые мы взяли из методики преподавателя Тютюнниковой Т.Е..   Партитуру мы разбиваем на хлопки, шлепки и притопы. Всей группой отрабатываем ритм партитуры с проговариванием и исполнением жестов. Например: ХЛОП-ХЛОП   ШЛЕП или ШЛЕП-ШЛЕП ТОП. Когда ритм отработан, раздаем инструменты. Сейчас ХЛОПКИ играют ложки, а ШЛЕПКИ – маракасы, а ТОП – бубен. Тогда процесс перехода к инструментам происходит быстро и понятно. Дети проговаривают всю партитуру звучащими жестами, а играют только своим инструментом на один определенный жест.

На итоговом открытом занятии игра в оркестре может быть самостоятельным номером, а может быть частью аккомпанемента песенного репертуара.

Примерный репертуар для музицирования: р.н.п. «Валенки», р.н.п. «Серенький козлик», Шостакович «Шарманка», Л-Друшкевичова «Полька», Комарова «Веселый слоненок», Майкопар «Вальс», Чичков «Полька» и т.п.

Работа с детьми 6-ти лет.

Третий год обучения 6 летние дети, которые готовятся к поступлению в школу. В этом возрасте главными показателями являются желание детей петь, музицировать, заниматься музыкой. Они испытывают радость и удовольствие от занятий в шумовом оркестре. Дети в этом возрасте уже могут достаточно хорошо контролировать слухом свое исполнение. Они могут исполнить достаточно сложные партитуры, со сложным ритмическим рисунком, могут играть организованно. Дети могут исполнить в оркестре на металлофоне простейшие мелодии.

Приемы используемые в работе над партитурами шумового оркестра:

- продолжается работа над различным звукоизвлечением;

- продолжаем использовать звуковые жесты;

- используем прием имитации – «ЭХО» при отработке частей партитуры;

-подтекстовка особенно сложных мест;

-развивать способность детей к музицированию экспромтом;

-развивать умение играть в небольших ансамблях разного состава, меняясь инструментами и партиями;

-формы: тутти и соло, дуэт, трио, диалог инструментов.

- работа над чувством ритма: умение держать метр, сильная доля.

В этом возрасте дети уже достаточно уверенно держат метр и могут попробовать играть оркестром под фонограмму, что конечно вызывает их особый восторг.

Музыкальные произведения, используемые для оркестровки. Фольклор народов мира, современная танцевальная музыка, программные авторские миниатюры, яркие миниатюры из классического репертуара.

Примерный репертуар для музицирования: Лехтинен «Летка-Енка», Штраус «Анна-полька» , Рахманинов «Итальянская полька», Кузнецов «Полька «В кругу», Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Шуберт «Музыкальный момент фа минор» и т.п.

Заключение

Игра в оркестре не только веселое и забавное времяпровождение, но и очень полезное. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; малыш говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

Чувство ритма одна из основных составляющих, на котором базируется успешное обучение ребенка на музыкальном отделении.

Гольденвейзер А.Б. в «Советах педагога пианиста» писал: «Ритм – это своего рода первооснова, играющая громадную роль и в музыкальном искусстве. К сожалению, в том случае, когда люди, имеющие хороший слух, не обладают чувством ритма, борьба с этим недостатком оказывается особенно трудной.»

Ритм, пропущенный через себя, через физические движения, становится для ребенка естественным дыханием, оставляя время и место для ощущения эмоциональных и образных задач.

В результате игры в шумовом оркестре, дети в игровой форме усваивают элементарные музыкально-звуковые понятия и основные ритмические формулы: тихо-громко, крещендо-диминуендо, короткий-долгий звук, метр, паузы, тембральную окраску различных групп инструментов. Учатся слушать и слышать пласты музыкальной ткани, знакомятся с простейшими музыкальными формами произведений. Воспитывается чувство коллективизма, коммуникабельности. Это дает детям возможность при изучении других предметов (в частности игра на инструменте) переключаться сразу к образу исполняемых произведений, быстрее осваивать музыкальный материал и как следствие быстрее получать значимый результат своей исполнительской деятельности. Ощутить успешность и самореализацию в области искусства.

Занятия с детьми на подготовительном этапе это нелегкий труд, требующий от преподавателя не только профессиональных знаний и умений, но еще и эмоциональной самоотдачи. Мы находимся в постоянном поиске и стремлении к самосовершенствованию. И Тем приятнее результаты наших маленьких учеников. И пусть ребенок не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного в раннем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности.

Список используемых источников

  1. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск. 1999г.
  2. Буренина А.И. Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2012г.
  3. Домогацкая И.Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет. Москва, 2011
  4. Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. Москва, 2014г.
  5. Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей и развитие речи.Москва, 2014г.
  6. Играем в оркестре. Пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов и фортепиано. Выпуск 1. Санкт-Петербург, 2002г.
  7. Играем в оркестре. Пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов и фортепиано. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 2012г.
  8. Каплунова И. Новоскольцева И. Карнавал сказок. Санкт-Петербург, 2007г.
  9. Каплунова И. Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Санкт-Петербург, 2005г.
  10. Оркестр в классе. Песни и пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов. Выпуск 1. Москва, 1990г.
  11. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003г.
  12. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития. Санкт-Петербург, 2011г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1165 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676