Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Решение проблем ландшафтного дизайна школы искусств на примере проекта «Аллея звезд»
14 минут 3452 872

Решение проблем ландшафтного дизайна школы искусств на примере проекта «Аллея звезд»

Artemeva GTfotoДорогие друзья, мы рады представить вам Артемьеву Гульфиру Тимерьяновну, преподавателя МБУДО «Дебёсская детская школа искусств им. Г.М. Корепанова – Камского с. Дебёсы Удмуртской республики. Сегодня Гульфира Тимерьяновна предлагает решение проблем ландшафтного дизайна школы искусств на примере проекта «Аллея звезд». Данный материал будет интересен для преподавателей ДШИ, СОШ, ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Гульфиры Тимерьяновны:

«Одной из важнейших направлений в работе преподавателя — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками. Опыт совместного решения проблем, позволяет учащимся чувствовать себя более уверенными, повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему творчеству. Именно с этой целью было решено вовлечение их в проект «Аллея звезд», процесс дизайнерского преобразования школьного участка»

Полезного чтения…


Решение проблем ландшафтного дизайна школы искусств на примере проекта «Аллея звезд»

Посмотреть приложение к статье

Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного села. Это отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей среды, и существенно меняет функции дизайна сельской среды, актуализирует проблему качества жизни селян. Село Дебесы, не является исключением.Наше село славится красивыми пейзажами, историческими объектами. Огромные усилия руководства села тратятся на благоустройство и придание эстетической привлекательности территорий общественных организаций, в частности школ. Для преподавателей и учащихся это второй дом, где проходит значительная часть их времени. Поэтому большое значение имеет внешний вид школы, окружающая ее территория, и она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Озеленение территории является одной из обязательных составляющих благоустройства образовательной организации. Само, выражение «школа искусств» уже говорит о том, что здесь должна жить «красота, культура, эстетика», ведь одной из важнейших задач школы искусств является эстетическое воспитание подрастающего поколения.В связи с этим ландшафтный дизайн пришкольного участка становится очень актуальной темой для школ.

Стечением времени на нашем пришкольном участке разрослись и устарели растения в композициях. Поменялись наши вкусы и запросы. На школьном участке совсем отсутствовали скульптурные формы. Таким образом, мы столкнулись с проблемой: ландшафтный дизайн школьного участка требует кардинального переустройства.

Цели проекта:

-создание единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольного участка

-повышение социальной активности учащихся, родителей и жителей села.

-воспитание в учащихся трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

-развитие творческих способностей учащихся;

Основными задачами работы по данному направлению стали:

- создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий

-создание дизайн – проекта школьного участка;

-создание условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечение их в процесс дизайнерского преобразования школьного участка.

-создание декоративных скульптурных форм для ландшафтного дизайна;

-знакомство с основами цветоводства;

-реализация мероприятий проекта  по благоустройству и озеленению школьного участка.

- изучение литературы по ландшафтному дизайну.

Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой. Приступая к выполнению поставленных задач, первым делом провели опрос среди преподавателей, учащихся, родителей и выяснили, требует ли ландшафтный дизайн школьного участка кардинального переустройства. Затем организовали школьный конкурс на лучший эскиз проекта ландшафтного дизайна по озеленению и благоустройству пришкольного участка.Метод зарисовки эскиза дает определенное преимущество, так как представляет огромное количество идей за короткий период.Эскизы это быстрый путь для того, чтобы оценить, стоит ли двигаться в этом направлении или нет. Нашими учащимися были выполнены множество эскизов, что дало нам понять чего они хотят видеть на пришкольном участке. Далее определились с финансовыми возможностями и сделали обмер участка, оценили существующую климатическую ситуацию, выяснили размещение инженерных сетей. Для эффективной реконструкции пришкольного участка был разработан проект ландшафтного дизайна со сроком реализации на семь лет. Эта часть работы была тщательно продуманной и спланированной. Весь спектр работ при ландшафтном проектировании был направлен на разработку концепции оформления пришкольного участка. После всего, в соответствии с собранными данными, вычертили масштабный план и произвели зонирование участка, подобрали растения.

При работе над проектом «Аллея звезд» мы столкнулись с некоторыми проблемами – это нехватка знаний и опыта работы в области ландшафтного дизайна. Понимая всю серьезность будущего проекта, большое значение мы уделили изучению литературы по ландшафтному дизайну и узнали, что существуют принципы, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома. Так же узнали, что существуют различные стили в ландшафтном дизайне, этапы работы над проектом, озеленение участка и подбор цветов.

Одной из важнейших направлений в работе преподавателя — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками. Именно опыт, совместного решения проблем, позволяет учащимся чувствовать себя более уверенными, повышает самооценку и мотивацию к дальнейшему творчеству. Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся. Именно с этой целью было решено вовлечение их в процесс дизайнерского преобразования школьного участка на уроках прикладного искусства, но программой этого предмета не предусматривалось темы ландшафтного дизайна. Для создания условий, вовлечения их в процесс дизайнерского преобразования школьного участка, была разработана учебная программа, по прикладному искусству «Композиция декоративно-прикладного искусства и работа в материале» с введением этнорегионального компонента и темы мозаика которую решено было использовалась в ландшафтном дизайне пришкольного участка.

С данной программой мы приняли участие в республиканском конкурсе методических работ, где стали лауреатами конкурса 3 степени. В 2009 г. выступили с докладом на республиканской конференции в ДШИ № 8 г. Ижевска для преподавателей школ искусств, а так же в 2014 г. году выступили с докладом на Республиканском методическом объединении преподавателей художественных отделений детских школ искусств на тему: «Мозаика в ландшафтном дизайне».

Создание рисунков из мозаики дело кропотливое и требующие аккуратности, много сил и терпения. Ноучащиеся довольно успешно справились в обучении данной техники декоративно-прикладного искусства, в результате чего выбрали технику мозаика для выполнения проекта дипломной работы по предмету прикладное искусство. Учащимися выполнены эмблемы разных отделений школы искусств, которые украшают фасад нашей школы. Таким образом, мы пришли к выводу, что совместная работа преподавателей и учащихся  способствовала укреплению связей между нами, сотрудничеству и улучшению взаимопонимания.

В соответствии с современными тенденциями,сегодня скульптурные формы являются акцентом при формировании рекреаций сельской среды с. Дебесы. В связи с этим в ландшафтном дизайне школьного участка мы решили использовать мозаичные скульптурные формы. Выбор техники пал на мозаику, так какона способна придать эксклюзивность обыденным элементам, украсить типовые сооружения и подчеркнуть ландшафтные линии. К тому же мозаика привлекает к себе прочностью готового изделия. Она не боится перепадов температур, у нее длительный срок службы, так как результаты облагораживания территории будут рассчитаны не на один год и должны сохранять привлекательный вид продолжительное время.

Из всего многообразия материалов для мозаики использовались те, которые не потребуют дополнительных материальных затрат - битая керамическая плитка и керамическая посуда, стекло, галька. В сборе материалов принимали участие преподаватели, сотрудники, учащиеся, родители и жители села. Отходами керамической плитки снабдили родители учащихся, работающие в строительных организациях, а стеклянными бутылками обеспечили кафе и столовая. Речную гальку собрали и привезли с речки. А администрация школы купила цемент.

Парадный вход пришкольного участка выполнили в регулярном стиле. Прямые дорожки, симметричные возвышенные мозаичные вазоны, геометрические формы клумб подчеркнули особый статус нашей школы искусств. Такой дизайн парадного входа настраивает учащихся на спокойное и рассудительное поведение. Всё окружение школьного здания способствует пониманию и принятию учащимися того, что они пришли в школу заниматься серьёзными делами — получать необходимые знания и навыки.

В 2006 году недалеко от парадного входа школы, перед клумбой с цветами общими усилиями преподавателей и учащихся выполнены, и установлены мозаичные скульптурные формы «Три столпа мудрости». На дальнем углу участка построили возвышенную круглую клумбу, которую выложили мозаикой и установили посредине мозаичные скульптурки «Многогранность миров» в виде трех шаров разного размера. В уголке отдыха две мозаичные скамейки, которые служат для спокойных бесед во время перемен и для отдыха после занятий. На участке присутствуют и элементы смешанного стиля. Так по желанию большинства учащихся, на более солнечном участке появилась каменистая альпийская горка, где возвышается мозаичная птица «Чипчирган», которая символизирует собой музыку удмуртского композитора и нашего земляка Г.М. Корепанова – Камского чье имя носит наша школа искусств. Первая звёздочка в «Аллее звезд», выложенная мозаикой на асфальтовой дорожке вдоль здания школы была посвящена Г.М. Корепанову – Камскому. На сегодняшний день выложены четыре звезды нашим землякам. В дальнейшем планируются звездочки для наших выпускников, которые продолжили свой творческий путь в области искусства и достигли больших результатов.

Малые мозаичные скульптурные формы воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, отвечают высоким требованиям современного художественного оформления и к тому же мозаики имеют качественную отделку. С их помощью нам удалось расставить акценты на школьном участке, скомбинировать и объединить различные элементы ландшафта, более эффектно представить некоторые растения, и в конечном счете, придать свой собственный, неповторимый стиль школы.

Скульптурные формы эффектно дополняют цветники. Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка и оживить ландшафт. Создание цветников мы начали с подготовки участков. Убрали мусор, опавшие листья, камни, поправили бордюры. Почти весь участок находится в тени от здания, почва песчаная, не удобренная, поэтому администрацией школы была организована доставка чернозема и семян цветочных растений.Теневой участок может выглядеть очень эффектно за счет разнообразных видов декоративных многолетников. Большую помощь в их сборе оказали преподаватели и родители учащихся. Для композиции подобрали тенелюбивые многолетники разнообразного размера, исключив из их числа растения которые являются аллергенами и ядовитые растения.

Многолетники высадили на заднем фоне композиции, а на переднем плане решили посадить неприхотливые, но очень красивые ярко красные герани и желтые бархатцы. Наш выбор пал именно на эти цветы потому, что в дальнейшем мы можем сами черенковать герани для следующей посадки и собирать семена с бархатцев, так как они успевают созреть до заморозков. Контраст красного и желтого цветов дает цветнику нарядный торжественный вид все лето. Во все возвышенные вазоны посадили красные петуньи, которые очень нежно и эффектно свисают вниз.

Территория школьного участка ограждена от дороги забором. Вдоль забора посажены березы, и жасмин. Теневые участки под деревьями считаются проблемными – здесь не распускаются цветы и не желает расти газон, поэтому мы выбрали для декорирования уголков с деревьями и недостаточным освещением теневыносливые многолетники. Их очаровательная красота заключается не в ярком цветении, а в роскошных листьях разнообразной формы, расцветки и фактуры. Доминирующие тенелюбивые многолетники прекрасно справляются и с ролью дизайнерских акцентов на фоне газона.

На данный момент проект можно считать завершенным, но остались не выполненными некоторые моменты работы и они требуют больших денежных затрат которые школа пока не может осилить. Это декоративное освещение школьного участка и автоматическая система полива. В этих вопросах мы планируем найти спонсоров и их поддержку.

Реализация данного проекта помогла созданию единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольного участка, а так же созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению их в процесс дизайнерского преобразования школьного участка. Не остались равнодушными родители, и жители села: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. На пришкольном участке проводятся массовые внеклассные театрализованные мероприятия, общешкольные сборы, уроки по изобразительному искусству, а так же пленер где учащиеся учатся рисовать пейзажи с натуры.

Цели и задачи, поставленные в работе, были, достигнуты. Проект «Аллея звезд» это единый комплекс ландшафтного дизайна пришкольного участка. Работа над проектом завершена, но на будущее у преподавателей художественного отделения есть много творческих планов связанных с самообразованием и повышением профессионального мастерства в области ландшафтного дизайна и мозаики.

Список литературы:

  1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
  2. Белочкина Ю.В., Ландшафтный дизайн, Харьков «Фолио», 2006.
  3. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
  4. Лесли Дьеркс., Мозаика своими руками, пер. с англ. Е. Зайцевой, М., Эксмо-пресс, 2000.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 924 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6168 676