Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Бытовой жанр» как способ мотивированного освоения обучающимися детьми законов композиции на уроках в детской художественной школе
15 минут 2487 398

«Бытовой жанр» как способ мотивированного освоения обучающимися детьми законов композиции на уроках в детской художественной школе

Bahtina TI fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бахтиной Татьяной Ивановной, преподавателем МБУДО «ДХШ г. Ливны». Сегодня Татьяна Ивановна познакомит вас со статьей на тему «Бытовой жанр» как способ мотивированного освоения обучающимися детьми законов композиции на уроках в детской художественной школе». Данный материал будет интересен преподавателям ДХШ, учителям ИЗО, и всем интересующимся изобразительным творчеством.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:

«На уроках станковой композиции в ДХШ рассматриваются различные темы. Одна из них бытовой жанр. Долгие годы она была, мне кажется, не столь актуальна. Исторический, батальный, мифологический жанры главенствовали для изучения. Бытовой жанр - жанр изобразительногоискусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику) действительно необходим для формирования семейных ценностей, для удобства изучения композиционных законов на практических занятиях в ДХШ. Попробуем ответить на этот вопрос».

Творческого чтения…


«Бытовой жанр» как способ мотивированного освоения обучающимися детьми законов композиции на уроках в детской художественной школе.

Посмотреть рисунки к статье

На уроках станковой композиции в ДХШ рассматриваются различные темы. Одна из них бытовой жанр. Долгие годы она была, мне кажется, не столь актуальна. Исторический, батальный, мифологический жанры главенствовали для изучения. Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику) действительно необходим для формирования семейных ценностей, для удобства изучения композиционных законов на практических занятиях в ДХШ. Попробуем ответить на этот вопрос.

Историческая справка: Бытовые ("жанровые") сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни.В бытовом жанре XVIII в. в противовес идиллическим пасторалям и "галантным сценам" искусства рококо(Ф.Бушево Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, В. Е. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, в которых обобщённо выражали новые черты жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, К. С. Петров-Водкин. Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов).В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов

Именно так мы привыкли изучать этот жанр на уроках истории искусства. А если посмотреть на него глазами современного ребёнка. Что мы увидим, какие проблемы поднимет подросток, на чём акцентирует своё внимание? Возникнет много интересных тем для общения педагога и ребенка. Заинтересует ли вообще его эта тема? И зачем выделять данную тему в процессе изучения композиции в ДХШ?

Предлагая данную тему я, ожидаю эмоциональный отклик, и он начинается часто с удивления. А это можно рисовать, а разве это интересно, а что можно изобразить в однообразии и монотонности обстановки и событий? На помощь приходит творчество Вермеера Дельфтского. Чтобы проиллюстрировать яркое событие обращаемся к Федотову. А может быть кто- то сможет сатирически просмотреть на одноклассников и соседей как делал это У. Хогарт. Результат бывает обязательно. За эмоциональным откликом возникают идеи – поиски.

Главной особенностью изучения данной темы считаю – обращение учащихся к окружающей действительности, осознать ценность каждого мгновения собственной жизни, которое достойно быть отражено в картине.

Следующая задача: как воплотить свои идеи в жизнь? – ответ: Изучить основы композиции.

Историческая справка: Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.

Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Композиция - основа любого произведения искусства, придающая ему единство и цельность. Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке, а так же составлять, сочинять. Предмет композиции – это квинтэссенция (суть) и обобщение знаний полученных в ДХШ.

У композиции свои основы, которые складываются в процессе художественной деятельности.

Это конечно 3 основных закона композиции.

  • Закон целостности или Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу
  • закон новизны
  • Закон контрастов.

Можно выделить следующие композиционные правила:

  • передачи движения (динамики),
  • покоя (статики),
  • золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, колорит, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра.

Таким образом, основы композиции – это все, что необходимо для ее создания, они разнообразны, они служат художественной выразительности идеи композиции.

Ещё один важный момент: Знание законов, правил композиции поможет сделать рисунки более выразительными, но это знания вовсе не самоцель, а лишь средства, помогающие достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел. Например, постановка главной фигуры в центр листа по вертикальной осевой. Бывают исключения из правил, случается, что выразительность и не бывает, достигнута, но работа нравится и дорога ребёнку на данном этапе его творческого развития. Часто замысел возникает на уровне чувств и эмоций, и тогда происходит интуитивное использование законов, например, правила «золотого сечения».

Мы изучаем вместе с детьми важные композиционные основы, стараемся применить в упражнениях и творческих работах, будь то иллюстрация или конкурсная работа. Перечисляю их, чтобы показать каким объёмом понятий и навыков должны владеть дети. Конечно, это очень сложно. Учитывая загруженность школьников, мы – педагоги должны постараться превратить уроки изучения нового в увлекательный процесс. Один из приёмов предложить тему, которая близка детям, не требует временных затрат по изучению костюма, жестов и др. как в историческом или мифологическом жанре. Быт, окружающий школьников, в художественном изображении может стать способом самовыражения, психологической разгрузкой, и наконец, темой способной развить интерес к предмету.

Выходи интересная закономерность: правила помогают выразить свои мысли и чувства на бумаге, а самовыражаясь расширяем свои художественные возможности. 

Я в своей педагогической деятельности сталкиваюсь с тем фактом, что обучающиеся чаще предпочитают живопись или рисунок композиции. Сказать по правде, рисовать с натуры всегда легче научить, чем сочинять. Поэтому цель педагога заинтересовать, увлечь обучающихся детей. Очень часто дети интуитивно создают очень интересные рисунки, тогда задача педагога проанализировать вместе с юным художником его работу и усилить её расставлением акцентов, дополнительным ритмом и т.д., закрепить полученные теоретические знания и практический опыт.

Чаще всего случается, что возникший эмоциональный отклик разбивается о трудности воплощения. На помощь приходит особенный подход в изучении темы «Бытовой жанр». Привычные разработки или поиски приобретают другой вид. С первого класса мы предлагаем выполнять поиски на Формате А4 в прямоугольниках и квадратах. Учим правильно компоновать в формате, развивать и расширять свой поиск. Интересным мне показалась возможность делать поиск на формате А3. Можно проследить, как дети усложняют поиск от одной фигурки до нескольких. Ещё одним интересным видом поиска стало использование так называемых «поразилок» или «удивилки». На одном листе размещается 25 поисков. Выполняться они могут как карандашом, так и гелиевой ручкой. Предлагается изобразить все, что окружает ребёнка в течение дня дома, в школе, на улице. Это и люди и события и свои действия. Этот вид поиска интересен для нахождения сюжета, затем необходимо дальнейшая проработка.

Мотивация в ДХШ присутствует изначально, ведь это школа дополнительного образования, считается, что сюда пришли заинтересованные дети, но есть нюансы…

Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Любовь к изобразительной деятельности должна быть внутри ребёнка, усердие и трудолюбие позволят добиться успехов. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией. Момент усталости, разбросанности увлечений, высокая школьная нагрузка ослабляет мотивацию, и результаты обучения.

В зависимости от уровня обучаемости и от направленности личности, включающую мотивацию и отношение к учению, обучаемые могут быть подразделены на следующие группы:

  1. Высокий уровень интеллекта и обучаемости и положительная направленность.
  2. Высокая обучаемость и отрицательная направленность.
  3. Низкая обучаемость и положительная направленность.
  4. Низкая обучаемость и отрицательная направленность.

Обучающиеся первой группы обычно являются гордостью школы и о них сказано выше. Чтобы разрешить противоречия второго и третьего типа (четвертый в ДХШ не встречается), необходимо формировать и поддерживать в первую очередь стойкую, положительную мотивацию учения. Для этого возможно использовать выполнение задания по образцу (копирование), а также решение задач проблемного типа (замысел, разработка, поиск дополнительного материала, проработка детальная композиции). Наш предмет позволяет развивать целеустремлённость и результативность, повышать веру в собственные силы.

И всё же, как мотивировать и стимулировать учебную и творческую деятельность, что нам предлагает психология? - Необходимо правильно организовать учебный процесс, использовать позитивный настрой и мастерство педагога - художника.

Соответственно, при организации учебного процесса

  • важна точная постановка целей (обучающих, воспитывающих, развивающих) и осознание их детьми и формулирование.
  • Постановка задач по обучению определённым художественным навыкам детей, развитие самостоятельности в добывании знаний и композиционного материала в окружающем мире, библиотечных фондах, и с помощью интернета.
  • Организовать процесс взаимодействия педагога и ученика в процессе обсуждения композиции, и её выполнения.

Использование методов усиления мотивации познавательной деятельности:

  • осознание обучающимися детьми целей учения, т.е. их точной постановки в начале изучения темы и конкретного урока.
  • Обеспечение условиями усвоения, накопления знаний (на уроках живописи, рисунка, истории искусств) и применения их в композиции.
  • Повторение законов и средств, приёмов композиции, как способ последующего эффективного воспроизведения
  • Анализ урока и творческих работ.
  • Участие и успешность в конкурсах и выставках.
  • Использование разнообразных жанров композиции (иллюстрации, мифологический, исторический, батальный, религиозный, бытовой)
  • Разнообразие техник исполнения, материалов (акварель, гуашь, пастель, карандаши, соус, ретушь), смешения техник, различной по цвету и фактуре бумаги.

Использование развивающе – ролевую форму обучения.

В условиях ДХШ вновь предлагаю использовать сюжеты композиций близкие к реальной жизни подростков. Представить себя и своих друзей в качестве действующих персонажей картины, посмотреть на свою семью в бытовой обстановке и запечатлеть это.

Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей – эстетическое открытие мира. Постараться развить в ребёнке этот взгляд на его собственный мир.   Кроме принципов реалистического искусства разрешается использовать элементы сюрреализма, импрессионизма, и других направлений.

Существуют методы стимулирования познавательной деятельности

  • использование моделей и схем
  • индивидуальный подход в обучении
  • использование стимулов
  • творческий подход
  • совместное принятие учеником и учителем решений
  • метод обучения путём открытий
  • групповые формы общения обсуждения и творчества
  • игровые методы в обучении
  • проблемное обучение
  • метод погружения
  • организация контроля и оценки

Все вышесказанное может быть направлено на достижение результата - создание выразительного и цельного художественного произведения. На поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла юного художника. Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность своего внутреннего содержания, так как любая тема трансформируется через многогранный внутренний мир ребёнка. Иллюстрации 1-7

Вывод:

Тема «Бытовой Жанр» позволяет закреплять полученные композиционные знания и навыки. Обращение к собственному опыту, жизненным впечатлениям, внимательность к окружающей действительности позволяет школьникам развить и усилить мотивацию занятиям изобразительным творчеством, расширить их творческий потенциал, используя изобразительное творчество как способ самовыражения, мы воспитываем культурного, творческого, социально – позитивного человека.

Литература:

Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959;

Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961

О.Л. Голубева «Основы композиции» Издательский дом «Искусство» Москва 2004

Л.М. Фридман. И. Ю. Кулагина «Психологический справочник учителя» Москва «просвещение» 1991

Л.А. Байкова, Л.К. Грибенкина «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» Москва 2001

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 921 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6165 676