Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Какие же условия надо создать для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
6 минут 2040 511

Какие же условия надо создать для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника

Barakova TV fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бараковой Татьяной Васильевной, воспитателем МБДОУ «ЦРР-Д/С» № 31 г. Воронеж. Сегодня Татьяна Васильевна в своей статье расскажет о создании условий для эмоционального и творческого самовыражения дошкольника. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Васильевны:

«Общение – одно из важнейших условий развития личности человека. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром, где каждый нуждается в признании, прежде всего, детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. От умения найти контакт со взрослыми и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности или, напротив, не комфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире».

Полезного чтения…


Какие же условия надо создать для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника

Общение – одно из важнейших условий развития личности человека. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром, где каждый нуждается в признании, прежде всего, детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. От умения найти контакт со взрослыми и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности или, напротив, не комфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире.

Известно, что в процессе общения происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка.

Общение обогащает чувственную сферу ребенка, общаясь, дети учатся чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. У них меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

К сожалению, с каждым годом появляются всё больше детей с нарушением речевого развития. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимодействие с людьми, и нередко накладывает отпечаток на его характер. Эти дети часто находятся в плену эмоций, причиной которого является особый характер отношения данного ребенка к самому себе. У него обнаруживается более ярко выраженная, чем у остальных сверстников, дисгармония в общей самооценке. Переживание своего Я сковывает ребенка и не позволяет проявить свои способности, часто провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «маске равнодушия», замкнутости, застенчивости, пассивности или повышенной тревожности, агрессивности, неконтактности, эгоизма.

Одним из эффективных способов социализации детей является развитие их эмоциональной сферы и раскрытие творческих способностей через изобразительную деятельность, которая удовлетворяет разные потребности дошкольников: в деятельности, познании, взаимодействии, что особенно важно для решения нашей проблемы, в общении и самоутверждении.

Учитывая, что творческий потенциал может развиваться только в творческой атмосфере, необходимо начать работу с создания комфортной, способствующей творческому развитию среды, ориентированной на раскрытие индивидуальности каждого ребенка.

Активное использование нетрадиционных способов рисования, лепки и аппликации, способствует раскрепощению, формированию творческого воображения, раскрытию внутреннего мира каждого ребенка. Созданная благоприятная творческая атмосфера на занятиях способствует общению всех детей по поводу работы, подталкивает поиску эффективных приемов или советоваться в выборе цвета, тем самым, снимая внутренне напряжение и застенчивость.

Результаты практической работы показали: повышение уверенности в себе у ребенка происходит более эффективно, если изобразительное творчество организуется на основе совместной и коллективной деятельности. Такая форма организации работы способствует решению таких задач, как формирование умения установить контакт со сверстниками в процессе деятельности по поводу ее последовательности выполнения; удовлетворение потребности дошкольников в общении, в продуктивной деятельности и получении положительного результата.

Повышению самооценки и самоутверждения способствует коммуникативное рисование, где «изолированные» дети, в специально созданных условиях, объединяются в пары со сверстниками, к которым испытывают симпатию. В процессе совместной работы ребенку предоставляется возможность общения в непринужденной обстановке, он чувствует свою значимость, начинает понимать, что конечный результат зависит и от него.

Использование оценки работ детей другими детьми в прямой и косвенной форме, где каждая работа оценивается положительно и размещается в общей композиции, так, чтобы они заняли центральное место, так же способствует удовлетворению потребности ребенка в самоутверждении. Дети с гордостью демонстрируют свои работы родителям и сотрудникам детского сада. У ребенка появляется уверенность в своих силах и удовлетворение от проделанной работы.

Еще одной эффективной формой социализации детей является организация персональных выставок творческих работ, которая способствует привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Самое ценное для ребенка – он в центре внимания. При подготовке выставки дети и взрослые совместно проводят время, занимаются общим делом, при этом управляет процессом ребенок. На этом этапе решаются задачи упрочения положительных отношений между родителями, педагогом и ребенком, повышение образа собственного Я в оценке родителей, педагогов, сверстников и. т.д.

Таким образом, если обеспечить детям успех в изобразительном творчестве, дать им возможность равноправного общения и справедливой оценки, это может стать средством повышения уверенности в себе, нормализации отношений с другими людьми. От того, как сформированы навыки коммуникативного общения в детском возрасте, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет моим воспитанникам в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1142 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6232 676