Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
7 минут 3731 385

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Kuzmenko fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузьменко Татьяной Александровной, педагогом-психологом МБДОУ «ДСОВ № 113» г. Братска Иркутской области. Сегодня Татьяна Александровна в своей статье познакомит вас с особенностями внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Александровны:

«Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска».

Полезного чтения…


Особенности внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: внимание, задержка психического развития, произвольное, непроизвольное внимание, дети с ЗПР, распределение внимания, причины нарушения внимания, устойчивость внимания.

Психология внимания - одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду со всеми видами психических процессов – внимание помогает нам познать мир и самого себя.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В психологической науке выделяют несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, построизвольное .

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного, оба вида внимания связанны друг с другом, т.к. произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, хотя непроизвольное внимание может длиться часами.

Внимание человека обладает различными качествами:

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Таким образом, внимание и все познавательные процессы, являются необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности личности.

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска.

Внимание у этих детей неустойчивое, отмечается периодическое колебание, неравномерная работоспособность. Таких детей трудно сконцентрировать внимание, удержать в деятельности. Дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, наблюдается и проявляется инертность. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

  1. Имеющие астенические явления оказывают свое влияние;
  2. Несформированность механизма произвольности у детей;
  3. Несформированность мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса).

Особенность внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста изучали многие исследователи.

Внимание у детей с ЗПР нестабильно и включает в себя следующие нарушения: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, не умение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности, как указывает Т.В. Егорова (1969).

В.В.Лебединский говорит, сто внимание у детей с ЗПР, почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что не возможна ни какая концентрация.

Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина и д.р. произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, всегда более и менее нарушено: легко рассеивается, плохо фиксируется и трудно привлекается.

В специальных психолого – педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР.

  • Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
  • Снижение объема внимания;
  • Сниженная избирательность внимания;
  • «Прилипание внимания».

При изучении специальной литературы, как показал анализ, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста практически не занимались. В исследованиях по проблеме нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти отклонения в функционировании внимания. Нарушение внимания, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. Дети с ЗПР при нарушении внимания отличаются сниженной умственной работоспособностью. У детей дошкольного возраста с ЗПР непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое и неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей и безо всяких усилий с их стороны.

Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что как интересны, так и полезны для общего развития ребенка.

Литература:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания- М. Изд. МГУ 1974г.
  2. Лурия А.Р. Курс общей психологии, Психология внимания.- М.Изд. МГУ 1970г.
  3. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста СПб: Питер 2001.- 256с.
  4. Л.Д. Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д. Изд. «Феникс»,1997г.- 736с.
  5. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития Н.Новгород,1994г.
  6. Дети с ЗПР/Под.ред. ВласовойТ.А.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1165 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676