Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование экологических представлений в процессе взаимодействия дошкольников с природой
8 минут 2022 361

Формирование экологических представлений в процессе взаимодействия дошкольников с природой

Lisovec fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Лисовец Викторию Борисовну, воспитателя компенсирующей группы МБДОУ № 11 г. Воркута Коми Республика. Сегодня Виктория Борисовна подготовила для нас познавательный материал по формированию экологических представлений в процессе взаимодействия дошкольников с природой. Данный материал будет полезен молодым педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Борисовны:

«Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную, научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?»

Познавательного чтения…


Формирование экологических представлений в процессе взаимодействия дошкольников с природой

Проблема экологического образования сегодня волнует всех- ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную, научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Последнее десятилетие XX века можно назвать временем двух значимых с точки зрения экологических процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством.

За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного образования.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Познавая, ребенок осваивает представление о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы земли. При этом его знания, как показали научные исследования Н. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, приобретают качество системности.

Тем самым возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Большое значение природе как одному из важнейших средств воспитания придавали лучшие педагоги.

К. Д. Ушинский писал: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травки! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, с которой способна душа... » [1].

В 4-5 лет ребенок дошкольного возраста проявляет активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям, погодным явлениям. Возникающие в этом возрасте вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Откуда?» порой ставят взрослых- родителей, педагогов- в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образного осмысления, воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представлений о ней, привить первые навыки активности и самостоятельного мышления- важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека.

Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственного положительного поступка.

В. Г. Белинский писал: «Первый воспитатель детей- природа и ее благодатные впечатления... шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно» [2].

Воздействие природы на чувства детей и их поведение многие известные педагоги оценивали как весьма позитивное и использовали в целях воспитания нравственности детей и развития их эстетического восприятия. Известно, что без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребенка на ее восприятие. Для этого воспитатель может использовать выразительность художественного слова: прочитать отрывки из стихотворений и прозы.

Все это способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому и глубокому переживанию увиденного, помогает видеть и осознавать метафоричность языка, своеобразие ритма и яркость отраженных в слове впечатлений.

А. М. Горький писал: «Мы читаем и слышим, ветер “ плачет” , “ стонет” ..., “ лес нахмурился”... Тут мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества...» [3]

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу надо охранять. Но понятие «природа» достаточно емко и многомерно. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем научить детей бережно относиться ко всему живому. И многого добиться, если каждый встанет на защиту ландыша или кувшинки, стрекозы или гусеницы.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом зависит от того, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Большое значение имеет организация экологически грамотной предметно-развивающей среды с учетом содержания всех компонентов экологического образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельного, а главное, с учетом регионального компонента, особенно ближайшего природного окружения, так как ребенок может полюбить и научиться беречь то, что его непосредственно окружает, что способно вызвать его интерес. Воспитание у детей устойчивого бережного отношения ко всему живому, которое проявлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках,- неизменно становится вкладом в решение общих для всех экологических проблем планеты.

Литература:

1. Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 3. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1984. С. 140.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1954. С. 105.

3. Горький А. М. О том, как я учился писать // Собрание сочинений. Т. 24. М.,

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1162 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676