Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как работать с семьей ребенка с ОВЗ, чтобы избежать профессиональных ошибок
5 минут 1341 57

Как работать с семьей ребенка с ОВЗ, чтобы избежать профессиональных ошибок

В условиях инклюзивного образования любой педагог может однажды узнать, что среди его воспитанников появится особый ребенок. Ранее мы  писали, к чему педагогу стоит подготовиться и как максимально быстро разработать адаптированную программу

А сегодня мы поговорим о том, что может разрушить все планы и прогнозы, обесценить все вложения педагога при работе с особенным ребенком. Это взаимодействие с родителями такого ребенка. С чего начать, как его правильно выстроить, на какие «звоночки» обратить внимание?

Случай из практики. 

В 5й класс школы пришел ребенок с ОВЗ. Ребенок дрался, ругался матом, обзывался, плевался, был замечен момент воровства. После психологического обследования выяснилось, что причина такого поведения не в уровне агрессии ребенка (который был нормативным), а в нарушении семейных взаимоотношений. 

Чаще всего родители ребенка с ОВЗ используют дисгармоничный стиль семейного воспитания,что приводит к формированию заостренных черт характера у ребенка и выражается в отклоняющихся поведенческих реакциях. Как следствие – проблемы социальной адаптации и усвоения адаптированной программы. 

Поэтому первое, что необходимо будет сделать педагогу, это познакомиться с родителями, установить с ними контакт и определить доминирующий стиль семейного воспитания.  Если стиль дисгармоничный, необходимо будет провести просветительские корректирующие мероприятия. 

 

Как установить контакт при первом знакомстве с родителями ребенка с ОВЗ.

Будьте доброжелательны. Помните, что родитель ребенка с ОВЗ приходит к вам со страхами: 

  • Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.
  • Страх невозможности интеграции ребенка в социум.
  • Страх перед посещением обычного дошкольного учреждения/обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.
  • Страх вынести за пределы семьи свою проблему.
  • Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности.

Необходимо при первой встрече поддержать родителя и успокоить. В первую очередь рассказать, как вы будете работать, какие обычно возникают вопросы и подчеркнуть, что они решаемы - для этого вы будете использовать такие-то методы, поддерживать с родителем постоянный контакт. Достаточно просто описать последовательность действий. Это снимет тревогу, которая возникает из-за неопределенности.

Понаблюдайте за манерой О.И. Азовой, кандидата педагогических наук, директора центра коррекции и развития ребенка. Такой специалист способен успокоить любого родителя. Вот видео интервью с Ольгой Ивановной.

 

Почему в семьях детей с ОВЗ чаще всего встречается дисгармоничный стиль воспитания.

Серьезное заболевание и патологическое состояние ребенка становится причиной психической травмы самих родителей. Травма приводит к стойким эмоциональным изменениям, одним из них является страх потери ребенка. При этом чаще всего у родителей возникает так называемая воспитательская растерянность

Нравится статья? Или хотите дочитать, но сейчас нет времени?

Сохраняйте в соцсетях, чтобы быстро найти.

Кнопки «поделиться» в самом низу

Воспитательская растерянность сопровождается повышенной неуверенностью родителей, боязнью ошибиться, преувеличенными представлениями о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. Страх «подпитывается» реальной или мнимой возможностью рецидива болезни или новым заболеванием. Эти переживания заставляют родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (стиль «потворствующая гиперпротекция»), в других случаях – мелочно опекать его («доминирующая гиперпротекция»). Описанные реакции и стили воспитания чаще всего встречаются  в семьях детей с ОВЗ.

Скачайте памятку «Как работать с родителями ребенка с ОВЗ», чтобы выбрать оптимальную стратегию, учесть стиль семейного воспитания и прийти к запланированным результатам!

Но бывает и по-другому. В ответ на травму у родителя формируется эмоционально холодное отношение к ребенку, вплоть до эмоционального отвержения (стиль «гипопротекция»). А при наложении на такую реакцию определенных родительских черт может даже наблюдаться со стороны родителя репрессивное поведение.

 

Поведенческие реакции ребенка с ОВЗ позволят предположить наличие того или иного стиля воспитания в семье.

ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯДОМИНИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

Потворствующая гиперпротекция (вариант гиперопеки).

Ребенок находится в центре внимания семьи, воспитывается в обстановке избалованности, удовлетворении любых

его требований и прихотей.

Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, ему все разрешается. Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что  с него никто не спросит. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. 

 

Закрепляются черты демонстративного (истероидного) типа.

Подобные условия воспитания способствуют закреплению у таких детей эгоистической установки, неумения и нежелания считаться с интересами и нуждами окружающих, культивируют «жажду признания» и демонстративное поведение. 

Дети требуют к себе постоянного внимания,

во всем проявляют эгоизм, не считаются с потребностями других членов семьи. На незначительные трудности и неудачи дают бурные эмоциональные реакции.

Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним родитель.

Доминирующая гиперпротекция - «оранжерейное» воспитание (вариант гиперопеки).

При этом типе воспитания ребенка с начала заболевания ограждают от самостоятельного преодоления малейших трудностей, не прививают ему настойчивости, умения подавлять сиюминутные желания. 

Близкие выполняют за ребенка все его обязанности и осуществляют его бытовое обслуживание, выполняют за него школьные задания, оберегают от домашней работы и других видов трудовой деятельности даже в подростковом возрасте (в 12-13 лет). 

Оберегают от различных жизненных ситуаций, которые, по мнению родителей, могут повредить здоровью, доходя до абсурдных действий.

 

Такое воспитание приводит к развитию неустойчивых черт характера.

У ребенка формируется зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подверженность постороннему влиянию, неумение и нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие навыка и интереса к труду, отсутствие регулирующих поведение волевых механизмов. 

В старшем возрасте такие подростки проявляют повышенную склонность к имитации отрицательных форм поведения (сквернословие, мелкое воровство, употребление спиртных напитков и т. д.).

Психологически щадящая атмосфера культивируют инфантильность, формируют у ребенка неуверенность в себе, робость, обидчивость, наивность суждений, слабую ориентированность в бытовых и практических вопросах. 

Гипопротекция.

Сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. 

Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

 

Репрессивное поведение.

родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. 

У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

 

 

Для диагностики стиля семейного воспитания используется анкетирование, беседа с родителями и наблюдение. 

Об анкетировании. Несмотря на широкое распространение опросников, некоторые психологи не рекомендуют их использовать, т.к. они основаны на самооценке. А самооценка может не соответствовать действительности. В частности, известный отечественный психолог Б.М. Коган доказал, что результатам анкетирования родителей при диагностике стиля семейного воспитания доверять нельзя (Б. М. Коган, А. А Яшин, 2016г).

Наиболее надежны беседа совместно с наблюдением. Особенно при посещении семьи.

Скачайте памятку «Как работать с родителями ребенка с ОВЗ», чтобы выбрать оптимальную стратегию, учесть стиль семейного воспитания и прийти к запланированным результатам!

 

 

Может быть интересно

Что изменится с введением должностей старшего и ведущего учителей

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил, что в российских школах появятся «учителя-наставники» и «учителя-методисты». Он отметил, что появление таких сотрудников позволит повысить престижность профессии учителя.  Как изменится нагрузка или заработная плата данных категорий педагогов? В чем смысл нововведений? Когда и чего конкретно ждать педагогам? Разбирали в статье. 

5 минут 731 28

Как сохранить безупречную репутацию в социальной сети. Советы экспертов

Статья предназначена для учителей и воспитателей, которые столкнулись с прямой манипуляцией со стороны воспитанников и их родителей в сети Интернет. Неприятные комментарии могут быть нацелены на возникновение у собеседника определённой реакции. Такая реакция может привести к необдуманным действиям и подрыву авторитета. Как же противостоять манипуляциям? Читайте статью и получите проверенные техники защиты. 

4 минуты 527 53