Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Уроки по финансовой грамотности - где учителю и воспитателю взять материалы для их проектирования?
4 минуты 14267 240

Уроки по финансовой грамотности - где учителю и воспитателю взять материалы для их проектирования?

Как и обещали, в этой статье мы расскажем о ресурсах,  с которых педагог может взять материалы для проведения уроков по финансовой грамотности (далее ФГ) в школе и занятий в детском саду.

Освоить методику преподавания финансовой грамотности в текущем году рекомендуем учителям-предметникам и воспитателям. Подробно об этом писали в прошлой статье>>. Особенно рекомендуется освоить методику тем, кто провел рефлексию по предложенному тесту и получил низкий балл.

 

Рекомендации педагогу по конструированию занятий по финансовой грамотности 

Итак, задача педагога -  спроектировать занятие по финансовой грамотности, которое сформирует у обучающегося компетенции на заданном уровне.

Цель проектирования фактически заключается в том, чтобы после педагогического воздействия у обучающегося были сформированы знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни в пределах его возрастных возможностей.

В данном случае проектирование занятия должно включать следующие компоненты:

  • методологические и содержательные основания;
  • цели и планируемые результаты занятия;
  • отбор содержания занятия;
  • анализ психолого-педагогических, организационно- технических условий проведения занятия;
  • подбор образовательной технологии, методов обучения, педагогических приемов и образовательных ресурсов по финансовой грамотности; методов контроля и оценки образовательных результатов (при необходимости);
  • проработка структуры занятия и наполнение планируемого занятия по сценарию;
  • подготовка презентации, дидактических материалов и технических средств.

Из этого списка рассмотрим образовательные ресурсы по ФГ.

 

Бесплатные образовательные ресурсы по ФГ для учителей-предметников и преподавателей дополнительного образования детей

В настоящее время большое количество образовательных ресурсов по финансовой грамотности создано Минфином России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее — Проект Минфина России). 

Ниже в таблице представлены виды образовательных ресурсов, а в прикреплении к статье можно скачать список одобренных Минфином сайтов с материалами по ФГ. В том числе даны ссылки на бесплатные учебники по ФГ для школьников.

 

Таблица 1. «Виды образовательных ресурсов по финансовой грамотности».

Вид образовательного ресурсаПримерТехнические условия использования

Учебное пособие, брошюры, плакаты

(бумажный вариант)

УМК по финансовой грамотности; плакаты сайта

«ХочуМогуЗнаю».

УМК — печать типографии, брошюры, плакаты —

необходимо распечатка на принтере, плакаты — в цветном варианте.

Учебное пособие, брошюры, плакаты, (электронный вариант); презентации, слайд-конспектыНаличие ПК, планшета, смартфона или проектора с экраном и ПК для выведения электронного носителя на экран.
Аудиовизуальные продукты (фильмы, мультфильмы, анимированные презентации).

Учебный сериал для учащихся 5-7 классов «Сказка о деньгах».

Анимированная презентация для 2-4 классов «История денег: от куниц до бумажных»), мультфильм «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Богатый бобренок»

Наличие ПК, планшета, смартфона или проектора с экраном и ПК для выведения электронного носителя на экран.

Наличие хорошего звука.

Цифровые образовательные ресурсы (электронный учебник, мобильные и ПК приложения, образовательные сайты, браузерные учебные игры, онлайн учебные игры).Мобильное приложение «Монеткины», ЭУММ для истории, браузерная игра «Будни финансиста».Наличие ПК, планшета, смартфона или проектора с экраном и ПК для выведения ЦОР на экран. Наличие хорошего звука. Наличие интернета для скачивания и работы ЦОР.
Электронные тренажеры и инструменты мониторинга            и оценки учебных достиженийИнструментарий для мониторинга учебных достижений учащихся 4-го и 9-го классов.

Наличие ПК, планшета,смартфона.

Наличие интернета для скачивания и работы ЦОР.

Подбирая иные ресурсы для занятий по ФГ, необходимо учитывать, насколько можно доверять тому или иному интернет-ресурсу. Для этого воспользуйтесь критериями.  

Таблица 2. «Критерии анализа отбора ресурсов по финансовой грамотности».

ПризнакЗначение признакаКомментарии

На сайте, портала, образовательном ресурсе написано:

«Подготовлено по заказу Министерства Финансов Российской Федерации в ходе

реализации совместного проекта РФ

и Международного банка реконструкции и развития

«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

 

Или представлен один из логотипов:

  • "Дружи с финансами".
  • "Проект Министерства финансов Российской федерации".
  • "Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

 

Означает, что осуществляется экспертиза и контроль Минфина России и что качество продукта должно быть высокое и невредить

потребителю, не рекламировать финансовые продукты и услуги.

Все, что делается в рамках Проекта Минфина России подлежит экспертизе, следовательно, есть контроль и ответственность.
Дано описание образовательного продукта и описаны возможности его использования в общем, профессиональном, дополнительном образовании или самообразовании.Значит, что разработчики серьезно подошли к разработке программы, продукта, понимают, как его можно использовать в контексте современного образования.В связи с этим есть вероятность того, что и сами программы и/или продукты созданы качественно.
На сайте или в самом продукте присутствует реклама финансового продукта или услуги.Что цель программы или продукта — не финансовая грамотность, а коммерческая — продажа финансового продукта или услуги.

В данном случае может быть представлена хорошая информация в просветительском

/образовательном продукте (а может и не быть), но нужно всегда включать критическое мышление и отделять информацию рекламного характера.

Обычно такую скрытую рекламу через программы повышения ФГ делают банки и другие известные финансовые организации.

Присутствует агрессивная реклама, призывает к активным действиям, используя эмоциональные средства восприятия.Явно, что цель в данном случае — продажа финансового продукта или услуги, может быть даже мошеннического характера или очень рискованногосвойства.Нужно быть очень внимательным при отборе таких ресурсов. На занятиях можно использовать такие просветительские продукты в качестве обучения критическому мышлению в области финансовой грамотности.

Использование просветительского/образовательного продукта возможно после его оплаты или в процессе использования 

 

 

Означает, ресурс представляет коммерческий продукт по ФГ и хочет на нем зарабтать. Он может быть как хорошего качества, так и не очень. Гарантии определяются только владельцем ресурса.

 

Если владелец ресурса обладает авторитетом в сфере образования, и вы ему доверяете, то возможно использование продукта под Вашу ответственность,  в том числе и финансовую. 

Кроме того, сегодня педагог смело может пользоваться  образовательными ресурсами, которые прошли апробацию и экспертизу Минфина России. Вот основные из них:

  1. Электронные УМК по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России - здесь>>
  2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника - здесь>>
  3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК - здесь>>
  4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности - здесь>>
  5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности, - здесь>>
  6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности - здесь>>
  7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» - здесь>>
  8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей(6+) «Монеткины» - здесь>>
  9. Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» - здесь>>
  10. Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье» - здесь>>
  11. Интерактивный   практикум   «Понимаю    финансовый   договор» - здесь>>

 

Дополнительно педагог может воспользоваться интерактивным каталогом основных результатов Проекта Минфина России. В каталоге представлены полезные материалы для всех ступеней общего образования, в том числе и дошкольного - в разделах "Учим" и "Просвещаем". Скачать интерактивный каталог Проекта Минфина России >> можно в прикреплении к статье.

 

Бесплатные образовательные ресурсы по ФГ для воспитателей ДОУ

Материалы по финансовой грамотности для дошкольников представлены в меньшем объеме, чем для школ. Ниже список рекомендуемых коллегами ресурсов:

  1. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей (Евгения Блискавка, издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014г).
  2. Деньги. (Анна Шатова, Издательство "Ювента", 2003г).
  3. Плейлист мультфильмов по ФГ из серии «Смешарики» - по ссылке>>
  4. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО» от ИРО Калининградской области  - можно скачать в прикреплении к статье.  Файл "Методические разработки".
  5. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников - также в файле прикрепления к статье "Методические разработки".

Особенно хотим обратить внимание на последний ресурс. Информация в нем представлена в соответствии со структурой, по которой педагог должен планировать свои занятия по ФГОС.

Представленные материалы педагог ДОУ может использовать при проектировании занятия по ФГ с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Но, несмотря на обилие ресурсов, в том числе и интерактивных, основная трудность, с которой сталкивается воспитатель ДОУ, - грамотное планирование занятия и создание технологической карты занятия по финансовой грамотности по ФГОС. Поэтому, по просьбам наших слушателей, с 10 февраля мы выпускаем два курса для воспитателей по преподаванию основ финансовой грамотности в ДОУ. Уже можно оформить предварительные заявки со скидкой 40%. Просто выберите курс, оформите заявку - и в день выхода курса мы вас известим о возможности начать обучение

🚩Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, 72 ак.ч. - подать предзаявку со скидкой 40%>>

🚩Воспитание и развитие детей в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО с преподаванием основ финансовой грамотности? 144 ак.ч. - подать предзаявку со скидкой 40%>>

 

Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉

 

Может быть интересно

Финансовая грамотность для дошкольников и школьников: кому из педагогов придётся освоить её преподавание?

25 сентября 2017г. Правительство РФ выпустило распоряжение о принятии Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. В рамках реализации Стратегии,  уроки по финансовой грамотности включили в школьную программу. Изменения в образовательной программе коснулись и дошкольных учреждений.

Чего ждать педагогам от дорожной карты Стратегии в 2021 году? Кому  придётся освоить методику обучения финансовой грамотности? Как педагогу оценить уровень своих компетенций в этой сфере? Разобрали  в статье.

4 минуты 4546 280

Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?

11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты.

Будут ли наконец введены изменения? Что об этом думают коллеги и кому лучше пройти аттестацию сейчас? Разбирали в новой статье.

5 минут 48316 453