Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Фильтрация интернет-сайтов в образовательных учреждениях
3 минуты 2183 9

Фильтрация интернет-сайтов в образовательных учреждениях

Существуют два закона Правительства Российской Федерации, регламентирующие использование интернета в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования — школах: ФЗ-436 и ФЗ-139, цель которых — защитить детей от нежелательной для их развития информации. И, согласно этим законам, администрация школы должна обеспечивать безопасность учащихся при работе с интернетом и ограничивать их доступ к нежелательным и запрещенным ресурсам.

В России существует список запрещенных ресурсов Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru/), который применим не только к детям, но и ко взрослым, он содержит сайты с детской порнографией, террористические ресурсы, сайты, разжигающие расовую неприязнь и прочие. Доступ к таким ресурсам блокируется на оборудовании провайдеров, которые несут за это административную ответственность.

Однако помимо списка Роскомнадзора перечень сайтов, которые не должны посещать школьники по возрастным ограничениям, значительно шире: жестокие и онлайн-игры, казино, порнографические ресурсы, сайты, пропагандирующие насилие, интим-услуги и интим-магазины и многие другие.

Ответственные за доступ образовательного учреждения в интернет обязаны осуществлять фильтрацию трафика в соответствии с требованиями ФЗ-149, ФЗ-139, ФЗ-187, ФЗ-398, ФЗ-114 в части фильтрации трафика к ресурсам, находящимся в едином реестре запрещенных сайтов Роскомнадзора и в федеральном списке экстремистских материалов Министерства юстиции (https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/), доступ к которым со школьных рабочих мест запрещен.

Если возможность посещения таких сайтов, в ходе очередной проверки, обнаружится с рабочих станций в школе, то преследование администрации школы может стать уголовным.

Многие системные администраторы во исполнение требований законодательства используют так называемые «белые списки». Суть белых списков — разрешить доступ только к тем сайтам, которые есть в их списке. Таким образом, остальной интернет остается заблокирован. Контролировать такой список проще, чем разрастающийся и постоянно меняющийся интернет.

Но есть и обратная сторона — под запрет часто попадают сайты, объективно необходимые учащимся или персоналу учреждения и не подпадающие под запрет. Столкнувшись с тем, что нужный сайт не открывается, не все понимают истинную причину, списывая это на возможные технические проблемы.

Вам необходимо обратиться к штатному техническому специалисту в Вашем учреждении. Если такового нет — к Вышестоящей организации, с просьбой предоставить сведения о процедуре добавления необходимых Вам сайтов в «белый список». Затем сформировать список в письменном виде (в электронном виде) и подать заявление по полученным контактам.

Как правило, какого-либо специального обоснования для добавления сайта не требуется. В особых случаях могут потребовать письменного заявления с указанием причин. Все зависит от внутренней организации в самих учреждениях, законодательно этот вопрос не регулируется.

Наладьте связь с техническими специалистами по электронной почте, с использованием официального электронного почтового ящика учреждения, и передавайте таким образом списки нужных сайтов — это намного оперативнее других каналов.

Может быть интересно

Что такое ФИС ФРДО

Идея создать официальный реестр образовательных документов появилась в 2009 году.  Рекомендация для учебных центров передавать сведения в ФИС ФРДО появилась 1 января 2019 года, когда был запущен в работу модуль ДПО и ПО. 

С 2021 года это уже не рекомендация, а обязанность. В статье разбираем, какие новые документы может запросить учебный центр у слушателей и какие данные о слушателях передаются в ФИС ФРДО

5 минут 6456 84

Что выбрать - переподготовку или второе высшее образование?

Мысли о смене компетенций посещают как молодых, так и опытных специалистов. Согласно статистики 12,2% россиян в возрасте от 25 до 64 лет участвуют в дополнительном образовании: получают второе высшее образование и проходят курсы профессиональной переподготовки. Рассмотрим в чем различия между этими двумя способами получения дополнительного образования 

6 минут 13860 29