Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Конспект урока по ФГОС: взаимосвязь формы, типа и задач урока
4 минуты 1443 57

Конспект урока по ФГОС: взаимосвязь формы, типа и задач урока

Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета.

Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока соответствует несколько конкретных форм его проведения, но не каждая из существующих.  Также, исходя из типа урока, определяется его цель. С учетом типа, формы и цели урока конкретизируются его задачи. Воспользуйтесь памяткой «Конспект урока по ФГОС: согласование типа, формы и задач урока» для составления авторского конспекта урока.

Например, развивающие задачи «Урока-проекта» на «Уроке изучения нового материала» будут отличаться от задач на «Уроке комплексного применения знаний и умений», так как цели данных типов урока разные.

 В первом случае (урок изучения нового материала) подразумевается, что ученик самостоятельно готовит проект по новому, незнакомому материалу. Поэтому развивающими задачами будут «Сформировать умение…», «Научить формулировать цели…» и т.п. 

Во втором случае (урок комплексного применения знаний умений) подразумевается, что ученик готовит проект по изученному материалу, закрепляя и дополняя его. Поэтому круг задач более обширен и разнообразен: «Закрепить навык…», «Научить модифицировать знания о…», «Научить перегруппировывать знания о…», «Научить применять…» и т.п.

 В то же время обучающих задач с помощью урока-проекта на «Уроке изучения нового материала» можно достигнуть больше, нежели на «Уроке актуализации знаний и умений». В этом случае определяющую роль играет цель урока. Логично, что при изучении нового материала решаются, прежде всего, обучающие, а не развивающие задачи.

 

Урок-экскурсия по своим задачам также будет отличаться в зависимости от цели урока. Если экскурсия проводится с целью закрепления пройденного материала, то это один случай, характеризующийся и спецификой проведения, и кругом решаемых задач. Экскурсия же, проводимая с целью изучения нового материала, требует структурирования полученных знаний в классе, а значит и задачи подобного урока будут специфическими.

Урок-игра вызывает большой интерес у учеников и является эффективным средством обучения. Такая форма урока помогает достичь множества развивающих задач, которые практически универсальны, вне зависимости от типа проводимого урока. Единственный нюанс то, что на различных типах уроков на первый план выходят различные развивающие задачи. 

Так, на «Уроке комплексного применения знаний и умений» главенствующей развивающей задачей будет «Закрепить навык …». На «Уроке систематизации и обобщения знаний и умений» первой развивающей задачей является «Научить систематизировать», а на «Уроке контроля знаний и умений» – «Научить выбирать способы решения задачи …». Также в процессе двух последних указанных типов уроков (закрепления и контроля) становится актуальной задача «Научить выявлять общее и особенное …».

Урок-конференция будет эффективен как при проведении «Урока актуализации знаний и умений», так и при проведении «Урока систематизации и обобщения знаний и умений». Но при этом на уроке систематизации, конференция приобретает дополнительную воспитательную задачу «Воспитать самостоятельность в определении деятельности по …». На уроке «повторения» данная задача не актуальна, так как ученик готовит выступление по пройденному материалу, зачастую во многом повторяющим то, что уже рассказывалось в классе. Необходимость же систематизировать пройденный материал воспитывает самостоятельность.

Воспользуйтесь памяткой «Конспект урока по ФГОС: согласование типа, формы и задач урока» для составления своего конспекта урока. Данная разработка предлагает готовые решения, которые можно применить при составлении любого вида конспекта как для учителей, так и для воспитателей, как для старшей школы, так и для детского сада.

О том, как согласовать все элементы конспекта урока с элементами плана урока по ФГОС, расскажем в следующей заключительной статье из серии «Конспект/план урока по ФГОС».

 

Может быть интересно

Конспект урока по ФГОС – как составить свой за 30 минут.

Разбираем? как быстро и качественно составить конспект и план современного урока по ФГОС, что необходимо учесть и что для этого понадобится. В помощь учителю и воспитателю публикуем памятку, содержащую шаблон конспекта и плана урока, а также инструкцию по составлению и конкретные примеры формулировок в конспекте/плане урока.

6 минут 4555 279

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: требования, правила, примеры

Написать качественную адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ, соответствующую всем требованиям ФГОС, на самом деле не сложно. Поможет в этом наша специальная Памятка, а также актуальная подборка интернет-сервисов, посвященных данному вопросу, предоставляющих как инструкции, так и готовые АОП для детей по группам ОВЗ. Воспользовавшись предлагаемым материалом, Вы сможете быстро и качественно составить любую адаптированную программу.

3 минуты 7119 315