Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

В помощь педагогу. Откровенная ложь ребенка - что с этим делать?
11 минут 934 53

В помощь педагогу. Откровенная ложь ребенка - что с этим делать?

Как правило, дети начинают фантазировать с малых лет. Психологи утверждают, что это начинается где-то с трех лет.  Если ребенок фантазирует, то это означает лишь то, что он развивается. И это хорошо. Об этом стоит помнить воспитателю, когда он сталкивается с фантазией и даже преувеличением в разговорах со своими воспитанниками.

📌Факт: 81% взрослых людей говорит "безобидную ложь" каждый день. 

Например, ребенок может придумать не существующих животных, героев. Чего стоят фантазии ребенка, где он может перевоплощаться, примеряя на себя иную социальную роль, путешествовать по несуществующим мирам и придумывать небывалые истории! 

Верит ребенок в свои фантазии или нет, не играет в малом возрасте никакого значения. Как воспитателю взаимодействовать с ребенком, если он сталкивается с преувеличением фактов или событий в разговоре с ребенком, на занятиях в детском саду? Стоит немного подыграть, а в конце беседы корректно поправить. Можно поставить под сомнения некоторые преувеличения, так сказать, посеять зерна сомнений. 

Но в борьбе за честность главное - не перестараться. Ведь где заканчиваются фантазии, там заканчивается детство. И если подвести черту, то можно сказать, что в дошкольном возрасте совсем не запрещено детям немного преувеличивать, придаваться фантазиям, что-то выдумывать.

💡 Интересно знать: 44% людей думают, что часто/иногда можно преувеличить события в рассказе, чтобы сделать его интересней.

Мир фантазий может развиваться у ребенка до старшего школьного возраста. А потом склонность к фантазиям и преувеличениям либо проходит, либо перерастает в нечто большее. И тогда это будет уже не просто игра воображения.

Учителям в школах, педагогам дополнительного образования стоит знать, что при взаимодействии со школьником на уроках, занятиях, проведении внешкольных мероприятий, а особенно при разговорах в более неформальной обстановке, ученики часто преувеличивают факты, говорят неправду, а иногда откровенно лгут. 

💡 Интересно знать: в день человек в среднем врет 4 раза, это означает, что ежегодно мы лжем до 1460 раз.

Психологи рекомендуют все разговоры на предмет правды делить на два. В частых случаях дети, подростки, находясь под социальным давлением, уже не могут говорить правду. Им безопаснее, когда они фантазируют, когда они обманывают окружающих людей, выдавая желаемые, какие-то нереализованные потребности, за действительное.

Склонность преувеличивать  как качество личности – склонность представлять кого-то или что-то большим, чем есть в действительности, приукрашивать, придавать чему-нибудь преувеличенное значение.

📌Факт: 65% людей думают, что часто/иногда нормально солгать, чтобы не обидеть чьи-то чувства.

Другое дело - когда врать становится привычкой. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то первое правило реакции – не ставить сгоряча "диагноз". Для начала необходимо понаблюдать за поведением ребенка, установить доверительный контакт, поговорить на отвлеченные темы, а затем уже делать определенные выводы. Главное - понять ребенка и постараться найти причину. 

Например, ученик врет, потому что таким образом самоутверждается, манипулирует вами или просто боится. Стоит помнить учителю, что у детей, подростков один из главных защитных механизмов психики в ответ на любую угрозу, реальную или мнимую, - это врать или лукавить. 

«Как заставить человека сказать правду? Пять психологических приемов для учителя, воспитателя, преподавателя». Используйте данные техники на уроках, занятиях и в жизни. 

А вот как вам правильно реагировать на ложь, выясним у семейного психотерапевта Ирины Пеотровской.

Мы: «Ирина, здравствуйте! Скажите, какова должна быть реакция педагога, если у него закрались подозрения, что ученик сейчас обманывает взрослых?»

Ирина: «Во-первых, сначала учителю нужно для себя провести условную границу между понятиями "вранье" и "фантазии", "юношеские грезы". Часто подростки проигрывают в своей фантазии какие-то сюжеты, которых на самом деле не существует. Это не значит, что они врут, и это не причиняет вред никому из окружающих»

Мы: «Ирина, а можете привести понятный пример для наших читателей?»

Ирина: «Да, конечно. Например, часто девочки среднего школьного возраста могут пребывать в фантазиях вымышленных любовных происшествий, отношений с ребятами одного или параллельного класса. В школьном возрасте подобное поведение будет считаться вполне нормальным».

Мы: «Скажите тогда, а что является отклонением от нормы, и как эту норму определить, по каким маркерам? И что, собственно, с этим делать?»

Ирина: «Другое дело - когда фантазии превращаются в ложь и наносят ущерб окружающим. Я бы рекомендовала сначала поговорить с учеником и по возможности выяснить все обстоятельства. Например, если ученик украл деньги у своего школьного товарища, соврал вам, тогда уже нужно прояснять, куда он эти деньги потратил или планировал потратить. Так вы оставите психологическое пространство ученику для выхода из сложившейся ситуации. Кому будет хорошо, если он замкнется в себе и перестанет с вами выходить на словесный контакт? После стоит поговорить с ним о том, что это плохо. Да, да… Часто бывает так, что учащийся действительно может не понимать, что это плохо. Может, он думает, что деньги лежат в школьном рюкзаке товарища и их можно брать и брать, и что это не приносит никому вреда. То есть у него еще моральный аспект этого дела не прояснен. Часто просто нужно поговорить. И не говорить при этом "Как тебе не стыдно!", потому что школьник может не понимать, что это значит. Нужно просто поговорить о чувствах, которые испытывают окружающие от перенесенного враньем вреда»

Мы: «Ирина скажите: А если мы видим, что ученик боится нам признаться, что делать? Как поступить?»

Ирина: «Если мы видим, что школьник боится нам признаться, допустим, он нанес вред школьному оборудованию, что-то испортил, сломал… Ему кажется, что мы его будем сильно ругать и дело закончится разбирательством с родителями. А у нас и в мыслях ничего такого нет. Как ему объяснить обратное?  Лучшей педагогической находкой станет рассказать какой-то свой пример. "Когда я была школьницей, у меня возникли трудности в этом и в этом, и я боялась признаться окружающим. А оказалось, что меня поняли и даже не ругали. Уверена, на учащегося это произведет несгладимое впечатление. Главное говорить открыто и показывать всем видом свою заинтересованность в правде, доброжелательность, справедливость намерений. Дальше нужно сказать, что, как ни крути, тайное всегда становится явным, поэтому нет смысла врать. Дальше лучше просто рассказать ученику способ, как признаться, чтобы у него был отыгранный механизм, как можно признаться. Чтобы он понимал, что вокруг него все-таки не агрессивная среда».

😉Немного юмора. Рыбак всегда преувеличивал размеры той рыбины, что сорвалась. Но однажды он действительно поймал две огромные камбалы. На обед пригласили друзей. Рыбак задумался, как лучше подать рыбу. Говорит жене:"Если поставить на стол сразу обе, это будет выглядеть слишком нескромно. Если их разрезать, то никто не поверит, что я поймал две такие большие рыбины". В конце концов, ему в голову пришла замечательная идея. Когда гости сели за стол, появился хозяин с блюдом, на котором возлежала гигантская камбала. Вдруг он споткнулся и упал. Все в ужасе вскрикнули, рыба грохнулась на пол. Но рыбак только махнул рукой:"Дорогая, подай другую".

 

А как в жизни преувеличивают подростки, студенты?

Ответ на этот вопрос решили узнать психологи из университета Иллинойса. Они набрали несколько групп студентов, как будто с целью изучения группового планирования и производительности. Студентам сказали: им предстоит вместе приготовить некоторое блюдо, -  и провели их на настоящую кухню. Им предоставили ингредиенты, необходимые для приготовления еды. Горы листовой зелени, свежая курятина и сочные розовые креветки – все готово, только нарезать и бросить на сковороду.

Но на самом деле исследователи спрятали среди продуктов небольшое – несомненно, омерзительное – семейство тараканов, прикрыв его овощами и курятиной. Фу‑у! Студенты как один вскрикнули и отшатнулись от стола.

Когда бедлам утих, руководитель эксперимента сказал: "Должно быть, кто‑то неудачно пошутил". И, быстро отменил исследование. Но вместо того, чтобы отправить студентов домой пораньше, он предложил им принять участие в другом исследовании, которое (очень кстати) проходило рядом.

Студенты отправились на новое исследование, а по дороге у них спрашивали, что произошло во время прерванного эксперимента. Половину участников спрашивал руководитель, другой половине вопросы задавал посторонний студент (на самом деле – тайный помощник руководителя).

«Как заставить человека сказать правду? Пять психологических приемов для учителя, воспитателя, преподавателя». Используйте данные техники на уроках, занятиях и в жизни. 

В зависимости от того, кому рассказывалось о случившемся, история звучала по‑разному. Если участники говорили со студентом, то пытались произвести впечатление и развлечь, а не просто сообщить факты. В этом случае тараканы были более крупными и многочисленными, чем в реальности, и впечатление, в целом, – более отвратительным. Студенты преувеличивали детали, чтобы сделать историю необычайной (1). 

Часто мы даже не преувеличиваем, а просто не можем вспомнить подробности. Мы не просто предполагаем, а заполняем пробелы числами или информацией, которая поможет нам выглядеть особенными, отличающимися от других. 

Это как игра в испорченный телефон. Чем больше пересказов истории, тем больше изменений: некоторые детали теряются, а некоторые гипертрофируются. Русский читатель помнит детский стишок о том, что «за время пути собака могла подрасти» (2). Так и здесь: во время пути история становится все более и более необычайной.

В качестве иллюстрации к статье предлагаем посмотреть видео «7 стратегий лжи за 15 минут | Евгений Спирица». Желаем Вам приятного просмотра!

____________________________________________________________________________

  1. Йона Бергер. Заразительный. Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными. - Издательство «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)»,  2013.
  2. С.Я.Маршак. Багаж. - Издательство "Малыш", 2019.

Может быть интересно

Конспект урока по ФГОС: взаимосвязь формы, типа и задач урока

Разбираем: какие цели указать при той или иной форме урока, какие типы урока подходят для каждой из форм.  А также какие могут быть задачи урока, учитывая его тип, форму и цель. В помощь учителю и воспитателю публикуем памятку о том, как согласовать между собой форму, тип и задачи урока с конкретными примерами формулировок в конспекте/плане урока.

4 минуты 1442 57

Педагогическая коммуникация в социальной сети: как распознать манипуляцию и сохранить авторитет

Статья предназначена для учителей и воспитателей, которые столкнулись с некорректным поведением учеников и родителей в сети интернет. Негативные комментарии могут вызвать ответную эмоциональную реакцию, которую манипуляторы используют в своих целях. А ведь у педагога  на кону профессиональная репутация. По каким признакам вычислить манипулятивную коммуникацию, насколько вы подвержены и чувствительны к провокациям? Читайте статью и проходите специальный тест. 

4 минуты 1309 83