Тьютор в инклюзивной школе
1. Категория слушателей:
2. Режим занятий – 36 академических часов в неделю.
3. Нормативный срок освоения программы – 2/3/4 календарные недели.
4. Доступ в личный кабинет открыт на 14/21/28 дней
5. Итоговая аттестация – итоговое тестирование. Тест – 20 вопросов (проверяется автоматически). Оценка «зачтено – не зачтено».
6. Документ о квалификации – удостоверение о повышении квалификации.
7. Срок отправки удостоверения – 10 дней с момента окончания обучения.
8. Возможность обучения по индивидуальному плану (персональное планирование сроков и режима обучения, вариативность в выборе дисциплин).
В настоящее время в России начинают активно складываться модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения. Одним из важнейших специальных условий становится наличие в образовательном учреждении ассистента педагога, или тьютора – специалиста, непосредственно оказывающего необходимую помощь ученику с особыми образовательными потребностями на протяжении учебного дня.
К настоящему времени в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздрав-соцразвития России от 14.08.2009). Определены квалификационные и иные характеристики такого специалиста. Однако сегодня тьюторами работают студенты профильных вузов, психологи, дефектологи, а также педагоги, не имеющие специального дефектологического образования и родители ребенка с особенностями развития. Требуется специальная профессиональная подготовка, овладение соответствующими навыками и компетенциями.
В течение ближайших нескольких лет инклюзия будет внедряться в школы неравномерно. Вполне возможно, что в ряде школ особые дети появятся раньше, чем педагогический коллектив окажется готовым грамотно организовать процесс их включения в школьную среду. Поэтому от того, насколько эффективной будет работа каждого специалиста, зависит как успех инклюзии в целом, так и успех обучения каждого ребенка в частности. В этом контексте особо актуальным становится дополнительное профильное профессиональное образование в области тьюторства и основ инклюзивного образования.
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ – определяет равные права и возможности образования для всех граждан РФ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р – в которой в качестве одной из основных задач и приоритетных направлений развития определяется создание системы доступного образования независимо от места, состояния здоровья, социального положения и т.д.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ Д. Медведевым от 04.02.2010 № Пр-271) – концептуально утверждает школу, в которой будет обеспечиваться в том числе успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 – определяет образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Совершенствование компетенции и (или) получение новой компетенции в области реализации тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ, необходимой для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Видео-лекции | Самост. работа | |||
Модуль 1. Тьютор в структуре школьной жизни. | ||||
1 | Тьютор – новая специальность в системе образования. | 6 | 1 | 5 |
2 | Цель и задачи в работе тьютора. | 6 | 1 | 5 |
3 | Командный стиль работы. | 6 | 1 | 5 |
4 | Организация учебного процесса с привлечением тьютора. | 6 | 1 | 5 |
5 | Тьютор в организации социальной жизни подопечного. | 10 | 2 | 8 |
6 | Организация жизнедеятельности ребенка в школе. | 6 | 1 | 5 |
Модуль 2. Методическое обеспечение тьютора. | ||||
7 | Перечень умений ребенка в конце 1 класса. | 6 | 1 | 5 |
8 | Рекомендации по составлению индивидуального плана работы с ребенком. | 6 | 1 | 5 |
9 | Адаптация учебного материала. | 6 | 1 | 5 |
10 | Дневник наблюдений. | 6 | 1 | 5 |
11 | Обучающие компьютерные программы. | 6 | 1 | 5 |
Всего: | 70 | 12 | 58 | |
12 | Итоговая аттестация | 2 | Тестирование (Д)* | |
Итого | 72 |
Итоговая аттестация в форме тестирования предусмотрена для слушателей, обучающихся с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий «Д*».
Календарный учебный график
Наименование дисциплины | Недели учебного процесса | |
1 | 2 | |
Тьютор в инклюзивной школе. | СР | СР А Д* |
Общая трудоемкость программы | 72 часа |
СР – самостоятельная работа (просмотр видео-лекций, изучение методических материалов). А Д*– итоговая аттестация (тестирование) проводится с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Видео-лекции | Самост. работа | |||
Модуль 1. Тьютор в структуре школьной жизни. | ||||
1 | Тьютор – новая специальность в системе образования. | 9 | 1 | 8 |
2 | Цель и задачи в работе тьютора. | 9 | 1 | 8 |
3 | Командный стиль работы. | 9 | 1 | 8 |
4 | Организация учебного процесса с привлечением тьютора. | 9 | 1 | 8 |
5 | Тьютор в организации социальной жизни подопечного. | 16 | 2 | 14 |
6 | Организация жизнедеятельности ребенка в школе. | 9 | 1 | 8 |
Модуль 2. Методическое обеспечение тьютора. | ||||
7 | Перечень умений ребенка в конце 1 класса. | 9 | 1 | 8 |
8 | Рекомендации по составлению индивидуального плана работы с ребенком. | 9 | 1 | 8 |
9 | Адаптация учебного материала. | 9 | 1 | 8 |
10 | Дневник наблюдений. | 9 | 1 | 8 |
11 | Обучающие компьютерные программы. | 9 | 1 | 8 |
Всего: | 106 | 12 | 94 | |
12 | Итоговая аттестация | 2 | Тестирование (Д)* | |
Итого | 108 |
Итоговая аттестация в форме тестирования предусмотрена для слушателей, обучающихся с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий «Д*».
Календарный учебный график
Наименование дисциплины | Недели учебного процесса | ||
1 | 2 | 3 | |
Тьютор в инклюзивной школе. | СР | СР | СР А Д* |
Общая трудоемкость программы | 108 часов |
СР – самостоятельная работа (просмотр видео-лекций, изучение методических материалов). А Д*– итоговая аттестация (тестирование) проводится с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
Видео-лекции | Самост. работа | |||
Модуль 1. Тьютор в структуре школьной жизни. | ||||
1 | Тьютор – новая специальность в системе образования. | 12 | 1 | 11 |
2 | Цель и задачи в работе тьютора. | 12 | 1 | 11 |
3 | Командный стиль работы. | 12 | 1 | 11 |
4 | Организация учебного процесса с привлечением тьютора. | 12 | 1 | 11 |
5 | Тьютор в организации социальной жизни подопечного. | 22 | 2 | 20 |
6 | Организация жизнедеятельности ребенка в школе. | 12 | 1 | 11 |
Модуль 2. Методическое обеспечение тьютора. | ||||
7 | Перечень умений ребенка в конце 1 класса. | 12 | 1 | 11 |
8 | Рекомендации по составлению индивидуального плана работы с ребенком. | 12 | 1 | 11 |
9 | Адаптация учебного материала. | 12 | 1 | 11 |
10 | Дневник наблюдений. | 12 | 1 | 11 |
11 | Обучающие компьютерные программы. | 12 | 1 | 11 |
Всего: | 142 | 12 | 130 | |
12 | Итоговая аттестация | 2 | Тестирование (Д)* | |
Итого | 144 |
Итоговая аттестация в форме тестирования предусмотрена для слушателей, обучающихся с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий «Д*».
Календарный учебный график
Наименование дисциплины | Недели учебного процесса | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тьютор в инклюзивной школе. | СР | СР | СР | СР А Д* |
Общая трудоемкость программы | 144 часа |
СР – самостоятельная работа (просмотр видео-лекций, изучение методических материалов). А Д*– итоговая аттестация (тестирование) проводится с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
доцент АНО «СПб ЦДПО», кандидат психологических наук, почетный работник общего образования РФ, специалист в области инклюзивного образования
Адаптация образовательной среды Адаптация учебного материала Дети с овз Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный план работы Инклюзия Ребенок с особенностями развития Тьютор