Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Единый Квалификационный справочник. Актуален ли он сегодня?
3 минуты 774 9

Единый Квалификационный справочник. Актуален ли он сегодня?

В чем смысл параллельного существования Профстандарта, ЕКС и единого тарифно-квалификационного справочника? На какой документ нужно ориентироваться образовательным организациям?

О едином квалификационном справочнике.

Единый квалификационный справочник служащих утверждён в более чем 27 отраслях экономики. В отрасли образования предназначен для управления трудовыми отношениями с работниками образовательного учреждения.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности руководителей", III - "Должности педагогических работников", IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала".

Квалификационный справочник служит основанием для разработки должностных инструкций. В них содержатся такие разделы как: перечень должностных обязанностей работников, права, ответственность и компетентность сотрудников организации.

В разделе "Должностные обязанности" указываются основной перечень работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные компетенции, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определен уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

Бывают исключения: когда аттестационная комиссия в организации может назначать на должность работника, выполняющего в полном объёме работу, но не имеющего специальной подготовки и стажа.

Актуален ли единый квалификационный справочник сегодня?

На вопрос применения документов Министерство труда в письме пишет, что с 1 января 2020 года для организаций, находящихся в собственности у государства, Профстандарты обязательны к исполнению, ЕКС утрачивает свою силу. А работодатели негосударственных организаций независимы в выборе нормативного акта для управления персоналом, даже если есть различия в требованиях к профессиям рабочих. Тем более, что любой из трёх документов имеют одни и те же наименования должностей, профессий и специальностей (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

При этом есть важное «НО», а именно статья 57 Трудового кодекса РФ.

Наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

И статья 195.1 Трудового кодекса РФ.

Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Другими словами,

  • Если у работника есть право на льготное пенсионное обеспечение, то при составлении должностной инструкции работодатель должен руководствоваться ЕКС.
  • Если новые требования к должности служащего нормативных актов высшего уровня соответствуют профессиональному стандарта педагога, значит, работодатель обязан придерживаться его.

Предлагаем вам скачать единый квалификационный справочник руководителей и специалистов в соответствии с интересующим направлением должности.

Может быть интересно

Профессиональный стандарт педагога через призму ТК РФ. Как он защищает права педагога?

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?

5 минут 553 10

Итоги дистанционного обучения в России и в мире. Что пошло не так?

Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.

5 минут 1827 37