Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Опыт творческих проектов в начальной школе как метод реализации требований ФГОС II поколения
17 минут 4307 1315

Опыт творческих проектов в начальной школе как метод реализации требований ФГОС II поколения

Gordeeva foto copy copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гордеевой Верой Васильевной, учителем начальных классов МБОУ «Школа № 30» г. Балашиха Московской области. Сегодня Вера Васильевна в своей статье познакомит вас с опытом творческих проектов в начальной школе как методом реализации требований ФГОС II поколения. Данный материал будет интересен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Веры Васильевны:

«Организация внеучебной деятельности в современной начальной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом (в данном случае, формирование здорового образа жизни)».

Полезного чтения…


Опыт творческих проектов в начальной школе как метод реализации требований ФГОС II поколения.

Посмотреть Приложение к статье

Посмотреть Презентацию к статье

В своём выступлении на церемонии открытия Года учителя (г. Санкт-Петербург, 2010) Д.А. Медведев подчеркнул, что суть и смысл проекта «Наша новая школа» – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования. (http://kremlin.ru/events/president/news/6683)

Рассматривая это выступление, становится ясно, что только методы проблемного и проектного обучения позволят раскрыть личностный потенциал учащихся.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе.

Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся моего класса реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность, патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни и т.д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.

Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. 1

Наиболее привлекательной в плане реализации требований ФГОС и соответствующей направлениям деятельности школы оказалась четвертая модель.

Возможна ли она в рамках образовательного учреждения, и тем более, в начальной школе?

Попытка воплотить в жизнь метод творческих проектов в начальной школе с интеграцией основного и дополнительного образования на основе единых концептуальных идей (в частности, формирование здорового образа жизни в единстве взаимодействия семьи и школы)2 представлена несколькими проектами:

  1. Экологическая рок-опера для детей « Как мужик нарушил экологическое равновесие»
  2. Творческий проект по русской народной сказке «Как грибы с ягодами воевали» в обработке В.И. Даля
  3. Экологическая сказка «Репка» (Приложение: сценарий, презентация)

Анализ серии творческих проектов по формированию здорового образа жизни в рамках реализации ФГОС II поколения в программе внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 30» г. о. Балашиха.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения. Образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию  универсальных учебных действий, в данном случае в разделах духовно-нравственное, экологическое и эстетическое воспитание. Программа внеурочной деятельности в занятиях кружков «Хореография», «Искусство сцены», «Мир лекарственных растений» и «Край в котором ты живешь» позволила, как конечный деятельностный продукт, создать такие детские проекты, как рок-опера, инсценировка русской народной сказки «Как грибы с ягодами воевали», экологическая сказка.

На наш взгляд, в ходе реализации проектов были положены основы формирования следующих УУД:

В сфере личностных универсальных учебных действий  способность к самооценке на основе критериев успешности не только учебной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности деятельности (рефлексия результатов выступления на конкурсе, анализ видеозаписи выступления)
  • реализация индивидуальных талантов и способностей каждого участника независимо от одаренности и реализация потенциала одаренных детей
  • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, внеурочной деятельности (задействованность в подготовке проектов всех учащихся класса не зависимо от талантов и художественных способностей)
  • ориентации на содержательные моменты этой деятельности и принятия образца «успешного участника»;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внеурочном плане;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требования данной задачи;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся имели возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Самой результативной, на наш взгляд, оказалась на примере системы Проектов личностная реализация участников и их социализация, формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.

Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности.

Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация”. В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности (относящиеся к личностным УУД) – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений.

Формирования коммуникативных УУД через внеурочную деятельность. В качестве методологической основы нашего Проекта выбран личностно-ориентированный и деятельностный подход. Анализ трудов А.Н. Лентьева, Н.И. Рогова выявил концептуальные положения личностно-ориентированного подхода: ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса. Опора в воспитательно-образовательном процессе на:

  • развитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;
  • признание уникальности личности каждого ребенка;
  • создание условий для личностного самоопределения и самовыражения;
  • формирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);
  • формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания.

Опираясь на данные положения личностно- ориентированного подхода, попытаясь прежде всего раскрыть ключевые понятия исследования: “общение”, “способности”, “коммуникативные способности”, а также их структурные компоненты. В психолого-педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия “общение”. Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, Дружинин А.Н. определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломинский определяет общение как “информационное и предметное взаимодействие”. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, т.е. с 1 класса.

Развитие техники привело к появлению различных средств передачи информации на значительные расстояния, к одновременному восприятию ее большими массами людей. На этой основе сложилась массовая коммуникация как особый вид общения, к которой учащиеся смогли приобщиться в результате создания совместно с родителями и педагогом.

Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Основными идеями, которые явились основополагающими в пактике нашей деятельности стали:

  • каждый ребенок талантлив;
  • гуманное отношение к детям;
  • демократический стиль отношений;
  • обучение без принуждения;

Новая постановка индивидуального подхода;

  • формирование положительной “Я – концепции”. (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует)

Методы, которые были ориентированы на коммуникацию: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах.

Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

Каковы первые итоги и результаты серии Проектов

  • Проект детская рок – опера «Как мужик нарушил экологическое равновесие» был представлен на муниципальном конкурсе «Вернем Земле ее цветы» в доме творчества «Созвездие», но в число призеров не вошел (первый опыт социализации).
  • Однако, дети-участники проекта были приглашены на Балашихинское телевидение в программу «В некотором царстве», как интересные собеседники и юные таланты (автор и ведущая программы В. Ланская, записи в Архиве ТВ).
  • Проект увеличил родительско-педагогический потенциал в рамках его реализации, усилил межличностные связи, родители смогли реализовать свой творческий потенциал (запись финальной песни сказки «Как грибы с ягодами воевали» в домашней студии семьи Акбулатовых)
  • Реализован принцип преемственности между младшим и старшим образовательным звеном школы путем привлечения для съемки фильма учащихся старших классов (Семенова А. 9 класс), во втором Проекте оператором был приглашен школьный психолог.
  • Продолжение Проекта родительский комитет видит в создании широкоформатного профессионального фильма с дальнейшей публикацией в сети Интернет (выполнено в 2013-2014 учебном году http://youtu.be/UKaQFOEjLQ8-%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B0), фильм был подарен Балашихинскому краеведческому музею к выставке «Русский быт»
  • Проект позволил разрешить незначительные личностные конфликты между учащимися путем объединения их в группы по решению постановочных проблем
  • Проект выявил задатки и творческий потенциал каждого ребенка и обозначил сферы реализации
  • Еще одним продуктом Проекта станет озеленение детьми класса пришкольной территории (клумба): озеленение пришкольной территории стало доброй традицией, ежегодно выращиваем рассаду и засаживаем клумбы.
  • Творческий коллектив педагогов получил представление о возможности и результативности совместной проектной деятельности, в следующем году к нам присоединился школьный психолог и педагог музыки
  • Каждый новый учебный год мы планируем новый творческий проект: сочиняем к нему сценарий, исходя из плана работы школы, придумываем, каким образом можем реализовать способности одаренных детей, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования, и раскрыть еще скрытые потенциальные возможности и способности учащихся в предметной и внеурочной деятельности

 Эти три Проекта только небольшая часть творческих проектов, направленных на формирование здорового образа жизни, кроме них учащимися выполнено множество индивидуальных и групповых творческих проектов.

Огромным достижением, полученным в ходе разработки и осуществления проектов считаю, создание единства педагогического взаимодействия моих коллег и родителей класса.

Особую благодарность хочу выразить моим коллегам: педагогу музыки Заволокиной Э.А, педагогу хореографии Ивановой А.В., зав. школьной библиотекой Мироновой Л.Г., педагогу музыки Шимолиной Т.С., школьному психологу Шмелевой С.А. Без их профессионализма и искренней заинтересованности в каждом ребенке нам бы не удалось создать модель взаимодействия дополнительного и основного образования.

Хочется надеяться, что данные материалы помогут педагогам начальной школы в организации внеурочной деятельности соответственно требованиям ФГОС, интегрируя возможности основного и дополнительного образования, взаимодействия семьи и школы, а их ученикам раскрыть в процессе работы над проектами все свои способности.

Использованная литература:

1.ПисьмоРуководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края от 10 июня 2011 № 04.1-17-4659 «Организация внеурочной деятельности в начальной школе.» edu27.ru/documents/8121.doc

2.В.В. Гордеева, О.В. Глазунова Взаимодействие семьи и школы в решении задач охраны здоровья ребенка. Балашиха. Голоса сердец. 3(17) 2010 http://cbsbalashihi.ru/hearts.php

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1201 24

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6243 676