Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны:
«Задачи: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость». Активизировать словарь по данной теме. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё, развитие выразительных движений. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них».
Полезного чтения…
Программные задачи.
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость». Активизировать словарь по данной теме. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивающие:
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё, развитие выразительных движений.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Ход занятия.
Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру «Дрозд» (под музыку).
-Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.
Проблемная ситуация (рассказ воспитателя).
- Ребята, как вы думаете, почему с ней не дружат? (Скажи, как ты думаешь? Кто скажет по-другому? Можно ли так сказать? Ты согласен?)
Ответы детей: я думаю она не знает правил о дружбе; она не делится игрушками; не умеет договариваться; и другие.
- Да, мы только об этом догадываемся, предполагаем.
-Смогли бы вы её научить, как надо дружить? А как вы живёте в группе? (дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо,…).
-Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба?
Упражнение «Мостик дружбы».
(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, то есть быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, то есть быть справедливым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают как развеселить товарища, поиграют с ним.
Ролевой тренинг по рассказу Фоминой «Подруги».
-Сейчас девочки покажут сценку.
После просмотра задать вопрос: «Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?» (они заботливые, внимательные, чуткие (отзывчивые). Девочки посочувствовали Лизе, придумали как развеселить её, поиграли с ней и она забыла, что у неё болит зуб).
Жить на свете очень туго без подруги или друга, без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.
- А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, (опускают руки вниз)
Дело валится из рук… (качание головой, встряхивают кистями)
Но ещё не всё пропало, (разводят руками)
Если есть хороший друг. (разворачиваются лицами друг к другу)
С делом справимся вдвоём, (пожимают друг другу руки)
С облегчением вздохнём- (делают глубокий вдох, выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются)
И от пыли отряхнём! (отряхиваются)
Садятся.
Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу).
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу.
- Яна сейчас расскажет один случай (авторский текст). Рассказ «Цветные стёклышки».
- Когда девочке было особенно обидно (тяжело)? (Когда над ней смеялись, говорили, что она врушка).
- Как вы думаете, чему может научить вас этот рассказ? (Тайны и секреты надо доверять только близким людям).
-Человеку, который несправедливо отнёсся к другому, должно быть стыдно перед самим собой.
Упражнение «Паутинка».
- А давайте сплетём паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу). (Дети говорят о том, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).
- А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребёнок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).
- Молодцы, вы у меня очень дружные дети!
Садятся.
- Как интереснее жить – с друзьями или без друзей? (С ними весело, не выдаст секрет, защитит).
Этюд «Встреча с другом» (имитировать радость встречи).
- Кого изображали дети? ( Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).
- Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей? (плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).
Динамическая пауза.
-Давайте поиграем в «живые картинки».
- Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.
Садятся.
- А сейчас будем играть так, как обычно играете вы ( разыгрывание ситуации).
«Сережа играл в пароход». Он был капитаном, а сним играл его друг Вова. Им было интересно. Вдруг Серёжа услышал, что плачет Владик. «Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?»
« А пусть себе ревёт, у него Колька забрал машину, я видел. Поплыли дальше. Поревет и перестанет».
Вопросы:
-Какими вам кажутся Серёжа и Вова? (равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
-Расскажите, что вы думаете о друзьях? (Они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).
-А как бы вы поступили на их месте? ( Я бы подошёл к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).
– Молодцы! Вы знаете как поступить, если друг оказался в беде.
Итог. Сюрпризный момент.
– Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей.
А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
- Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.