1. Значение самостоятельности в развитии ребенка.
Детская активность и самостоятельность все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов, ученых и преподавателей. В принципах дошкольного образования заложено формирование самостоятельности и ответственности детей. Самостоятельность – это ценное качество, которое необходимо человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего возраста.
Определение. Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Тенденция к самостоятельности у детей заявляет о себе в полный голос в возрасте около 2-х лет.
К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности, устойчивое желание самоутвердиться. Малыши стремятся выполнять различные действия самостоятельно, но родители по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах малыша стремятся сделать за него, мотивируя это тем, что ребенок еще маленький, им удобнее и быстрее все сделать самим. В результате у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и активности, они становятся инертными, не умеют принимать самостоятельно решения.
Условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающие его потребностям и интересам. Педагоги, решая задачу воспитания и обучения, активно организуют деятельность дошкольников, направляют ее, регулируют, контролируют, это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности.
Вставка о значении обучения самостоятельности в формировании личности ребенка. (на треть страницы)
Самостоятельность не дается человеку от рождения, оно формируется по мере взросления. Самостоятельные умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видах деятельности, со временем превращаясь в свойства личности, поэтому, обучение самостоятельности имеет важное значение в формировании личности ребенка. Это будет символизировать его взросление: чем ребенок самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он будет способен позаботиться о себе, адекватно оценивать опасность и принимать решения в критической ситуации. Обучение самостоятельности положительным образом скажется на дальнейшей учебе, дружбе, семейных отношениях, карьере, будет способствовать развитию его личности в целом.
Подавлять самостоятельность нельзя, это может привести к негативизму, строптивости, своеволию. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать отрицательное влияние на развитие личности дошкольника.
2. Развитие самостоятельности в системе Монтессори
В истории педагогики разработана система воспитания, позволяющая найти новые пути решения данной проблемы – педагогическая система Марии Монтессори. Мария Монтессори – врач, педагог, деятель науки, разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, эта система заняла прочное место в педагогическом пространстве, доказав свою эффективность, значимость и продуктивность. Во главе традиционной педагогической системе стоит воспитатель, со своими планами воспитательно-образовательной деятельности, группы детей по возрастам. Вся деятельность проходит строго по расписанию и по времени, не учитываются интересы детей.
Это интересно. По системе Монтессори учились Билл Гейтс, Стив Джобс, принц Уильям, Билл Клинтон, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также основатель Википедии Джимми Уэйлс и создатель Amazon Джеффри Безос.
Основным отличием метода Монтессори от других педагогических систем, является отношение к ребенку, как к уникальной, неповторимой личности, со своим планом развития окружающего мира. Суть методики заключается в стимулировании дошкольника к саморазвитию, поместив его в специальную подготовленную среду, которая имеет четкую закономерность построения и соответствует психологическим потребностям ребенка. Детям предлагается возможность выбора деятельности, которой они хотят заниматься. Педагог является помощником, проводником, который помогает достичь цели.
Развивающая Монтессори среда выстраивается в строго определенной логике. Она делится на пять зон.
1. Зона упражнений в повседневной жизни (практическая). В поцессе деятельности дети учатся самостоятельно заботиться о себе (мыть руки, чистить зубы, одеваться, раздеваться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, ножом). Они учатся заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором находятся
2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас. Познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав слов и их написанием.
3. Зона сенсорного восприятия. Развивает органы чувств, так же дает возможность изучения формы, величины и размеров предметов.
4.Зона космоса. Здесь дети знакомятся с окружающим миром, с ботаникой. основами анатомии, зоологией, астрологией, географией.
5.Математическая. Изучение цифр. Порядка при счете, состав числа, а также с такими математическими действиями, как сложение, вычитание, умножение ребенка, в свободном доступе.
Материал находится на уровне глаз ребенка, в свободном доступе. Каждое пособие, материал имеется только в одном экземпляре. Это учит ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. Дети должны относиться к материалам аккуратно, приступать к работе только после того, как понятно их использование.
Все Монтессори-материалы подчинены принципу «от простого к сложному». Каждый отдельно взятый материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с пособиями до тех пор, пока вдоволь не насладится ими и не перейдет на следующую ступень трудности. Ребенок любит повторения и прекращает занятия только тогда, когда его потребность полностью удовлетворена.
Факт. Монтессори - метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Более 400 групп в детских садах России работают по методике Монтессори.
Самостоятельность – одна из основных целей в концепции Марии Монтессори. Главный девиз системы Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». Взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему подходящую сферу для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой, помочь каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
3. Советы родителям по развитию самостоятельности у ребенка.
Родители – первые и самые важные воспитатели детей, естественно закладывающие фундамент личности ребенка. От их личностных качеств, настоящей любви к ребенку, умения осознать и правильно построить процесс семейного воспитания, создать позитивный, семейный микроклимат, зависят успехи в педагогическом воздействии на детей, их дальнейшая судьба, поэтому развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в первую очередь является семейной проблемой. Часто причина несамостоятельности детей кроется в поведении родителей, именно они делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе подавляет инициативность и самостоятельность малышей. Успешное формирование у детей самостоятельности возможно только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей, необходимо заручиться их поддержкой. Важно создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых в контексте актуальных проблем по формированию самостоятельности. При этом могут использоваться такие виды взаимодействия как опрос, анкетирование, консультации, тематические родительские собрания, мастер-классы, обмен опытом и т.д.
Методика Монтессори доказала свою значимость и эффективность, поэтому принципы педагогики активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании.
Предлагаем вам простые идеи создания Монтессори среды для развития самостоятельности в домашних условиях. Данные материалы можно оформить в виде папки передвижки или использовать как тему для родительского собрания.
Сколько бы не было лет ребенку, никогда не поздно помочь стать ему самостоятельным. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Воспринимайте детей всерьез. Относитесь к их суждениям внимательно, советуйтесь с ними. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.
Интересуйтесь желаниями и предпочтениями ребенка
Позволяйте ошибаться и не делайте из этого трагедию
Оказывайте помощь по принципу «Помоги мне это сделать самому»
Создайте доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом. Для этого сделайте специальные зоны:
-зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно.
Взгляните на окружающую действительность глазами ребенка. Опуститесь на пол и оглянитесь вокруг с высоты роста ребенка, побывайте поочередно во всех зонах, которые посещает ребенок (туалет, кухню, зал). Обратите внимание на расположение выключателей, кранов, высоту шкафов, полок. Подумайте о том, насколько ему неудобно жить в таком пространстве для великанов. Поддержите в доме среду, удобную для самостоятельных действий: сделайте низкие шкафчики и полки.
1.Утоление жажды. Ваша задача построить пространство так, чтобы ребенок не обращался за помощью к вам, а мог это сделать самостоятельно. Для этого вам нужно взять небольшой кувшин и стаканчик и поставить его на видном месте и следить за тем, чтобы вода была всегда свежая.
2.Сметание мусора. Подберите соразмерный веник, совок и щетку и покажите ребенку, как им пользоваться.
3. Собирание пролитой жидкости. Не спешите вытирать лужу, а на примере, покажите ребенку, как с помощью ведерка, небольшой хорошо впитывающей губки можно собрать жидкость, тряпочкой вытереть пол насухо. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, взрослым необходимо выработать привычку задавать ребенку наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы действий.
4.Уход за домашними растениями. Объясните малышу, как за ними ухаживать, вам понадобиться маленькая лейка, пульверизатор и маленькая губка для протирания крупных листьев.
5.Место для переодевания. Перед входной дверью повесьте несколько крючков для верхней одежды на уровне роста ребенка, поставьте низенький стульчик-пуфик и помните, что степень удобства нужно соизмерять детским восприятием, а не взрослыми категориями. Самое главное не нервничать, если ребенок слишком долго одевается или раздевается, выделить для этого столько времени, сколько необходимо ребенку, а не взрослому.
6. Обед и сервировка стола. Участие в сервировке стола – полезный повседневный ритуал, который станет важным этапом в подготовке к завтраку, обеду или ужину. Начните с навыков самообслуживания. Для этого необходимо, чтобы ребенок знал, где хранится посуда и столовые приборы. Ребенку нужно чувствовать свою независимость, поэтому лучше предоставить ему возможность самому выбрать и положить столько еды, сколько он хочет съесть. После еды ребенок может не только убрать за собой посуду, но и помыть ее.
7. Пользование холодильником. В холодильнике освободить нижнюю полку для продуктов, которые ребенок сможет брать в течение дня, чтобы перекусить.
8. Приготовление пищи. Кухня –исследовательская площадка для малыша. Разрешите ребенку участвовать во многих процессах, которые происходят на кухне.
Пересыпание, перебирание круп, переливание воды, чистка яиц, покажите, как обращаться с венчиком, миксером, постряпайте вместе печенье и многое другое. Не бойтесь, что ребенок, что- то уронит, прольет, ведь он может все убрать за собой.
9. Использование собственного шкафа. Установите удобный шкаф, стеллаж или низкую тумбу с несколькими ящиками – нужно, чтобы мебель соответствовала росту малыша, и разложите все виды повседневной одежды. Платья, рубашки повесьте на плечики. Дайте ребенку самому выбрать одежду и не расстраивайтесь, если она будет одета не совсем правильно или не в той цветовой гамме, в которой хотели бы вы видеть ребенка. Покажите разные способы складывания вещей. Игра в пересчет вещей – это прекрасный способ освоить первичные навыки порядкового счета.
Хвалите за проявленную инициативу. Ребенок хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это еще раз.
Используя эти подходы, вы способствуете приобретению ребенком функциональной независимости, поднимаете его самооценку на уровень «я могу» и «я полезен».
-сделайте языковую зону, в которой могут находиться яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные трафареты букв и цифр
-сделайте зону творчества, где ребенка будут ждать краски, фломастеры, карандаши, музыкальные инструменты, бумага и все-все, что необходимо для творчества;
-сделайте зону естествознания, сюда нужно поместить фигурки картинки животных, различные предметы для проведения элементарных опытов и экспериментов.
-сделайте сенсорную зону, в которой ребенок будут находиться разные по цвету, форме и величине предметы, где ребенок будет познавать свойства предметов(это могут быть различные кубики, ткани, крупы);
-сделайте зону активности, небольшой спортивный уголок или место, где ребенок сможет поиграть с мячом и другими спортивным инвентарем.
Вот так дома можно организовать свой небольшой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрывается развитие и взросление вашего малыша. В семье, где стараются следовать этой системе воспитания, царит гармония, радость, счастье и уют, дети более самостоятельные, любознательные, они уверены в себе и в своих силах.
4. Дополнительно видео материал.
1. В данном видео представлен опыт работы по использованию элементов методики Марии Монтессори в детском саду с детьми средней группы. Показана методика проведения упражнения «Подметание пола»
2. В данном видео представлен опыт работы по развитию самостоятельности в домашних условиях по Монтессори. Отчет родителей по акции «Помогаем мамам»