Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Модельный паспорт аттестуемого педагогического работника по должности «учитель»,  «воспитатель» и «педагог дополнительного образования»
5 минут 3370 87

Модельный паспорт аттестуемого педагогического работника по должности «учитель», «воспитатель» и «педагог дополнительного образования»

Что представляет собой такая форма аттестации педагогов, как «Модельный паспорт»? Является ли «Модельный паспорт» вариантом новой модели аттестации педагогических работников? Как его заполнять для разных должностей? Всегда ли он нужен? Эти вопросы разбираем ниже.

 

Модельный паспорт аттестуемого педагогического работника – что это такое?

 

Модельный паспорт – возможная форма аттестации педагогических работников. Одно из ранних упоминаний этого термина мы встречаем в статье М. А. Червонного, Л. В. Лежниной, Е. А. Обуховой «Вариативные модели аттестации педагогических работников» (журнал « Вестник Томского государственного педагогического университета», 2013 год, выпуск 13, С. 105-107).

Авторы выделяют 7 моделей аттестации:

1. «Аттестационная сессия».

2. «Персональная аттестация».

3. «Экспертиза».

4. «Рейтинг» или «Модельный паспорт».

5. «Тестирование».

6. «Составление конспекта урока (педагогического мероприятия)».

7. «Решение педагогических ситуаций».

В статье указывается: 

[…] проведение аттестации на соответствие первой (высшей) квалификационной категории осуществляется по моделям аттестации с первой по четвертую. А проведение квалификационного испытания на соответствие работника занимаемой должности осуществляется по пятой – седьмой моделям аттестации.

[…] Аттестация в форме «Модельный паспорт» включает анализ экспертами проведенного по выбору аттестуемого открытого мероприятия (аналитический отчет, творческий отчет, отчет об опытно-экспериментальной работе, отчет о методической работе, мастер-класс), а также исследование результатов профессиональной деятельности (портфолио).

Экспертная группа заполняет модельный паспорт – документ, отражающий основные направления профессиональной деятельности педагога и устанавливает соответствие результатов аттестационных экспертиз требованиям, предъявляемым к педагогам первой (высшей) квалификационной категории.

Как отметили авторы статьи, фактически еще на период  2013 -2020 годов государственной программой «Развитие образования в Российской Федерации»  была поставлена задача внедрения новых моделей аттестации педагогических и руководящих работников системы образования.

Однако сегодня, в 2022 году, мы не можем утверждать, что с момента выхода статьи ( в 2013 году), все предложенные 7 моделей аттестации учителей, аттестации воспитателей, педагогов дополнительного образования и педагогических работников других уровней образования были внедрены на практике. 

В частности, «Модельный паспорт» для аттестации педагогических работников сегодня активно используется лишь в Иркутской области.

 

Особенности формы аттестации «Модельный паспорт»

 

[…] модельный паспорт - структурированный документ, отражающий результаты профессиональной деятельности педагогического работника за межаттестационный период в соответствии с пунктами 36, 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276, с учетом занимаемой должности и заявленной квалификационной категории.

Модельный паспорт заполняется и подписывается педагогическим работником, заверяется работодателем и руководителем структурного подразделения (руководителем методического объединения, творческой группы и др.) (ссылка на источник)

Органы управления образованием в Иркутской области выделяют данную модель аттестации наряду с такими моделями, как «Экспертное заключение» и Аттестационная сессия».

Часто возникает вопрос, в чем отличие форм «Экспертное заключение» и «Модельный паспорт», ведь содержание моделей и определения соответствующих документов совпадают (см. источник), разница лишь в том, как подписываются документы. В частности, разница - в следующем.

Модельный паспортЭкспертное заключение
Руководитель организации, подписывая модельный паспорт, подтверждает результаты педагога и несет ответственность за достоверность информацииРуководитель организации, подписывая экспертное заключение, подтверждает результаты этого педагога, но не проводит экспертизу

На последней странице модельного паспорта должны быть представлены подписи (с расшифровкой): работника, работодателя, руководителя структурного подразделения.

Подписи заверяются печатью организации.

На последней странице экспертного заключения должны быть представлены подписи (с расшифровкой): работника, специалистов, осуществляющих всесторонний анализ (экспертов).

 

Таким образом, аттестуемый при прохождении аттестации по форме «Модельный паспорт» должен уделить внимание деталям заполнения одноименного документа.

 

Примеры заполненных модельных паспортов аттестующихся педагогических работников разных должностей.

 

Сегодня в интернете представлено множество примеров заполненных модельных паспортов учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Мы объединили их в общий архив. Чтобы аттестующийся или методист ДОУ, школы, учреждения дополнительного образования смог быстро найти пример для нужной должности. В архиве также содержатся методические рекомендации по заполнению модельного паспорта.

📌 Архив с образцами заполненных модельных паспортов и методическими рекомендациями – в прикреплении к статье.

 

Если полезно, жмите "Аплодировать". Нам будет очень приятно 😉

Ссылка на источник фото, использованного на обложке.

Может быть интересно

Как на практике уверенно перейти на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО

ФГОС третьего поколения начинают действовать с 1 сентября 2022 года. Процесс перехода продлится 5 лет. Педагогам потребуется скорректировать программы, активно внедрять в образовательный процесс проектную деятельность и формирование функциональной грамотности обучающихся.

Кто-то из коллег скажет: "Мы итак всё это уже делали!" И будут правы, но не совсем. 

Так в чём же предметная, "осязаемая", разница? Нужно ли педагогам как-то по-особенному готовиться к переходу на ФГОС третьего поколения? 

В статье рассмотрим практические аспекты перехода современной школы на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО .

1 минута 2054 33

Как иностранным гражданам пройти повышение квалификации или переподготовку в России ?

Периодически в нашем центре проходят обучение граждане стран СНГ. Это актуально, если педагог планирует устраиваться на работу в России.

Пошагово расскажем, как учителю, воспитателю, педагогу дополнительного образования, будучи гражданином другой страны, привести свою квалификацию в соответствие с требованиями российского законодательства.

4 минуты 1754 16