Феномен издевательств в детской и подростковой среде только в конце 20го столетия достиг таких масштабов, что обратил на себя внимание широкой общественности. В 2001 году «Нью-Йорк Таймс» привели статистику Американского национального института здоровья. Согласно этой статистике, около четверти учеников средних школ США были зачинщиками или жертвами регулярных серьезных издевательств.
В профессиональной среде для обозначения этого феномена используются следующие термины:
- «булли» - задира, забияка, хулиган, драчун,
- «буллинг» -запугивание, травля ребенка одноклассниками или травля взрослого со стороны коллег (дедовщина)
Получается, что прошло уже более 20 лет, однако успехи в искоренении буллинга весьма скромны по всему миру. Такая неэффективность предпринимаемых мер связана с тем, что они направлены на следствия (поведение зачинщика и жертвы), а не причину буллинга.
В чем причина буллинга и как с ней работать
Предлагаем вам подход известного психолога - Гордона Ньюфелда. Он много лет успешно работает с причинами буллинга.
По мнению Г.Ньюфелда, причиной буллинга является нарушение отношений привязанности между взрослым и зависимым от него ребенком. Булли становятся дети, склонные по природе своей доминировать. В нормальной ситуации развития такой ребенок проявляет лидерские черты. Со временем он научается не только доминировать, но и заботиться о тех, кто слабее него, брать на себя ответственность за них.
Но если нарушаются отношения привязанности, то ребенок всячески избегает зависимого положения в отношениях с окружающими. Он проявляет свою природную склонность к доминированию, но она не сопровождается заботой о более слабых (как должно происходить в норме).
Две ситуации способствуют такому развитию событий:
1.Взрослый, от которого зависит ребенок, систематически унижает его чувство собственного достоинства (жестокое обращение, физическое или психологическое давление и т.п.). В итоге ребенок всячески старается избегать зависимого положения, т.к. оно связано с переживанием душевной боли.
2.Ребенок не чувствует рядом с собой сильного взрослого, от которого он зависит (слишком трепетное отношение к ребенку, потакание прихотям ребенка) – это слишком занятые, пассивные и не способные доминировать в дестко-родительских отношениях родители. В итоге доминантную позицию занимает ребенок и начинает командовать и контролировать.
Предлагаем посмотреть цикл коротких видео, в которых Г.Ньюфелд разбирает причины буллинга и способ работы с ним, а также рассматривает роль педагога в искоренении этого явления.
Получается, работа с булли возможна только через работу с его родителем. И в этой ситуации как никогда важно, чтобы с родителем воспитанника была выстроена качественная коммуникация. Способы ее выстраивания рассмотрены в бесплатном курсе>>
Если было полезно, обязательно жмите "Аплодировать"! Нам будет очень приятно 😉