Что делать воспитателю, если между детьми возникла ссора? Нередко для ответа на этот вопрос воспитатели полагаются не на теорию психологии, а на здравый смысл и опыт коллег. Ведь советы психологов зачастую грешат общими рекомендациями и к конкретной ситуации не применимы.
Например, некоторые психологи акцентируют внимание на позитивных аспектах конфликта между детьми. Отмечают, что в конфликтах дети учатся:
- понимать собственные силы;
- отстаивать личные границы;
- понимать других людей, сталкиваясь с различиями в предпочтениях, характерах;
- усваивать понятия «правда», «справедливость»;
- договариваться, защищаться, отстаивать свое мнение, тем самым развивая навыки решения конфликтных ситуаций.
Более того, в среде профессионалов даже встречается рекомендация не вмешиваться в детские конфликты до тех пор, пока они физически не опасны.
Но тотальное невмешательство иногда может привести к тому, что «справедливостью» одного ребенка будет уверенность в своих силах, а «справедливостью» другого станет заученная беспомощность и вера в небезопасность окружающего мира.
Так в какой же момент взрослому пора вмешаться и как это сделать правильно?
Рекомендуем обратиться к теории привязанности, которую развил Гордон Ньюфелд в 90-е годы. Модель, предлагаемая в рамках этого направления психологии, сегодня отлично себя зарекомендовала.
Согласно этой модели, взрослый обеспечивает стабильность и безопасность мира, в том числе и за счет границ, правил. Поэтому взрослый должен вмешаться в конфликт сразу и установить внешнее правило, действущее для всех.
Возникает вопрос: "Должен ли взрослый заставлять извиняться одного ребенка перед другим, если первый не прав (обидел, укусил, ударил и т.п.)?" Задача взрослого – создать ситуацию кооперации между детьми, а не сепарации. И если он заставит ребенка извиниться, то создаст ситуацию сепарации. Ответ такой: взрослый сам извиняется перед ребенком за другого. Со временем дети перенимают навык извиняться, наблюдая за поведением значимого взрослого (которым является воспитатель).
Популярно об этой модели рассказала детский психолог, студентка института Г. Ньюфелда в 7-минутном видео.
Существует и другая жизнеспособная рекомендация от педагога-психолога Сергея Ивашкина, члена Европейского Совета Вальдорфского образования, - переключить внимание. Подробности в 12-минутном видео.
Выбирайте подход, который более всего вам близок. И жмите «Аплодировать», если было полезно 😉