В 2023 году подбирать контент к уроку в школе, планировать уроки будет помогать искусственный интеллект (далее ИИ).
Об этом сообщила замминистра просвещения Татьяна Васильева 15 апреля 2021 года на Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации:
К 2023 году будет доступен сервис "Цифровое портфолио учащегося", и технология искусственного интеллекта или технологии глубокой аналитики позволят многие процессы труда учителя упростить, сделать более эффективными за счет цифровой трансформации. Например, подбор контента к уроку, планирование, которое наш учитель сегодня делает вручную, переписывая многократно одно и то же из журнала в дневник, в тетрадь, потом - в план и еще куда-то
Планируется, что в 2022 году будет создана библиотека цифрового образовательного контента, а к 2024 году в школах появится "бесшовная Wi-Fi-среда", которая позволит независимо от класса и кабинета активно использовать цифровые образовательные ресурсы.
Что об этом думают коллеги?
Многие коллеги-педагоги отнеслись со скепсисом к этому заявлению. Вот некоторые цитаты из комментариев к статьям (орфография и пунктуация сохранены):
Лет 10 пройдет, тогда посмотрим...
Ага, в каждом уголке России доступный интернет. А это так? А что говорить об ИИ?
...большая часть школ владеет скоростные интернетом на бумаге, материал нужно всеравно учить учителю...
Надеемся, ведомство тоже следит за комментариями коллег, чтобы опираться на реальную ситуацию, а не идеальные планы.
Если кратко, то можно назвать следующие причины сомнений:
- Сжатые сроки. Такой проект, как «библиотека цифрового образовательного контента» надо разрабатывать не один год. К тому же искусственный интеллект необходимо обучить, а это уже сфера не только IT-технологий. Потребуется создать качественную базу данных. Сколько времени понадобится, загадывать не будем, мы не эксперты. Но, учитывая отсутствие у ведомства успешного опыта завершения подобных проектов, заявление замминистра Т.Васильевой можно считать громким.
- Насколько просчитаны планы по внедрению "бесшовной Wi-Fi-среды" к 2024 году? Только представим себе сибирскую глубинку, в которой до сих пор нет никакого интернета, кроме мобильного на собственных смартфонах педагогов. Возникает вопрос: "Заложены ли в бюджет проекта средства, необходимые для оснащения интернетом труднодоступных уголков страны?"
Но так ли далека от нас планируемая реальность?
В 2018 году проекты по внедрению технологий искусственного интеллекта в школьном обучении начали внедряться в Австралии, Китае, в Белоруссии, а в 2019 – в Бельгии. В России тоже есть примеры использования ИИ в школьном обучении, но полноценное применение технологий невозможно без компьютеризации всех школ в стране (Источник).
Однако, учитывая нарастающую скорость, с которой ИИ проникает в нашу повседневную жизнь, технологические ограничения для его внедрения кажутся уже не столь серьёзными. Счёт идёт не на десятилетия, а на годы, месяцы.
Чтобы оценить «масштаб бедствия», предлагаем посмотреть занимательное 12-минутное видео. И сделать собственные выводы...
Ну а о том, как конкретно планируется применять ИИ в образовании, предлагаем посмотреть в следующем видео
Несмотря на многообещающие планы по повышению качества нашей жизни, профессиональной деятельности за счет применения технологий ИИ, хочется шире взглянуть на вопрос. Очевидно, что процесс не остановить. И в образование придет ИИ, годом раньше, годом позже... Но где оставлено место для человека в мире с ИИ? Ведь не просто так известный биолог, нейрофизиолог Татьяна Черниговская встревожена развитием технологий ИИ. Например, вот ссылка на видео с лекцией Татьяны Владимировны>>, смотреть стоит с 46 минут.
😉Если было полезно, жмите «Аплодировать». Нам будет очень приятно!