Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Современных детей надо учить учиться
5 минут 585 82

Современных детей надо учить учиться

Всемирный экономический форум (WEF) предсказывает потерю рабочих мест 75 млн человек к 2022 году из-за развития технологий и инноваций (Источник). Но и без предсказаний мы на себе ощущаем, что приходится постоянно осваивать новые навыки, чтобы не оказаться никому не нужными на рынке труда. 

Вернемся в повседневную реальность, за школьные парты.  От многих учителей мы слышим, что все больше детей не хотят учиться, поглощены своими гаджетами. Многие родители жалуются, что если прекращают делать уроки с ребенком, то он «скатывается».  И вот представим себе будущее наших детей, которые приходят в школу за чем угодно, но только не за знаниями, которых приходится не вдохновлять предметом, а «натаскивать» к ЕГЭ, которые не умеют самоорганизоваться… Они не научились самостоятельно эффективно учиться. Что будет с ними в новой техно-реальности?

Уметь учиться – ключевой навык 21 века. Родитель и учитель могут помочь ребенку освоить этот навык.  Чтобы понять, КАК помочь, сначала разберемся, почему современным детям сложно учиться?

 

«Дети стали слишком «продвинутые», быстро сами находят информацию. Им просто скучно на уроках …»

Хотим поспорить с этой точкой зрения, которая весьма поверхностна.  Эта позиция действительно была популярна какое-то время. До сих пор некоторые родители считают, что учитель сегодня потерял свой авторитет, поскольку дети могут сами быстро найти необходимую информацию в интернете, с помощью гаджетов. Отсюда и снижение учебной мотивации, и проблемы с обучением.

Но так ли это на самом деле? Ведь если продолжить развитие этой мысли, то получается, что поколение "цифровых" детей должно быть умнее, чем прежнее. Однако исследования последних лет доказывают обратное: «продвинутое» поколение стремительно глупеет. Мы приводили данные исследований в статье>>

Получается, причины снижения учебной мотивации совсем не связаны c легким доступом к информации у современных детей. Дети не умеют правильно искать информацию, а ее обилие делает ситуацию для ребенка еще более сложной. На самом деле ребенку сегодня сложно самоорганизоваться для целенаправленной деятельности, поскольку гаджет стал мощным отвлекающим фактором. И он гораздо более привлекателен для ребенка, чем учебный материал. 

Что ж говорить о детях, если у взрослых те же самые проблемы 😏

 

Проблемы в современной системе образования, которая не соответствует изменениям общества

Этой точки зрения придерживает Дмитрий Чернышев, писатель и преподаватель. В своей книге «Вертикальный прогресс» автор показывает, как каждая из четырех научно-технологических революций изменила общество и структуру труда. А вслед за этим менялась система образования. И сейчас самое время пересмотреть прусскую систему (на ее основе была построена отечественная система образования), которая уже не эффективна. 

Вот выдержка из книги:

Изучая глобальные изменения в истории человечества..., важно понимать: с каждой научно-технологической революцией меняется не просто мир вещей, но способы нашего мышления и взаимодействия.

 Автор делает вывод:

  • понятие «оконченное высшее образование» полностью исчезнет. С учетом того невероятного объема информации, которая появляется ежедневно, образование может быть только непрерывным;
  • в связи с этим наиболее ценным профессиональным навыком будет сама способность и желание учиться…

Где же слабое звено этой цепочки? Ученик.

Ключевой недостаток классно-урочной системы: она ориентирована на средние показатели и среднего ученика. А средних учеников, как и средних людей, не существует — все разные. Как же быть с этими разными маленькими людьми, собранными в одно время в одном классе? Возникает очевидное и очень жестокое решение: нужно ограничить скорость развития детей, придерживаться того же среднего показателя! Это оборачивается тем, что слабые ученики средних показателей так и не достигают (никто ведь не собирается разбираться в причинах их неуспеваемости), а наиболее способных детей тормозят.

Подробнее читайте в книге "Вертикальный прогресс". 

 

 

Что может сделать уже сегодня учитель и родитель? Начнем с простого...

Очевидно, что на систему образования сложно повлиять. Как бы ни хотел учитель придерживаться индивидуального подхода, в текущих условиях это не возможно. Как бы ни хотел родитель не беспокоиться об отметках ребенка,  в нашей системе – это единственное мерило эффективности.

Но мы ведь хотим в итоге увидеть не отметки, а человека, готового к жизни в современных реалиях? Так давайте научим ребенка правильно учиться.

Развивать навык учиться можно с малого: обучая ребенка правильному самостоятельному выполнению домашнего задания. А точнее – правильной организации работы во время выполнения задания. Тогда и «домашка» идет легче, и мотивация учебная повышается.

Ниже представлены рекомендации от тренеров по самоэффективности и развитию когнитивных навыков (Николай Ягодкин, Томас Франк, Николай Додонов). Все рекомендации научно выверены. Давайте напомним детям и их родителям о том, как правильно организовать работу во время выполнения домашнего задания:

  • Перед выполнением  задания необходимо отдохнуть. При этом деятельность должна быть кардинально противоположна интеллектуальной и не требовать усилий (ни умственных, ни физических).
  • Домашнее задание необходимо делать в тот же день, когда его задают.  И повторять перед днем, когда будет предмет. Почему так, рассказывается в 10-минутном видео.
  • Перед выполнением письменных заданий необходимо настроиться на их однократное выполнение, исключив возможность переделывать.
  • Выполнять задание необходимо максимально быстро, насколько возможно, на максимальной концентрации.
  • Чтобы не переутомляться во время выполнения задания, можно воспользоваться приложением Pomodoro – и чередовать 25-минутные периоды абсолютной концентрации (нельзя отвлекаться ни на что!) и 5-минутные перерывы.
  • Начинать выполнение заданий необходимо с более трудных. Однако, если ребенок застопорился на трудном задании, то необходимо перейти к простому заданию, а через какое-то время вернуться к сложному.
  • Ребенок должен научиться сам себя проверять. Расскажите ему, как  проверить себя.

 

😉Если было полезно, жмите «Аплодировать». Нам будет очень приятно!

Может быть интересно

Вопрос оплаты труда учителей: последние новости

Продолжаем наблюдать за изменениями в вопросе  заработной платы учителей. 

ВЭПС вносит предложения по установлению минимальной оплаты за ставку в 18 часов. Министр просвещения на заседании комитета Госдумы говорит о том, что обязательный оклад должен составлять не менее 70% от зарплаты,  а работа над проектом завершится в ближайшее время. Депутаты  предлагают установить базовый оклад не менее двух МРОТ.

Что произошло в вопросе заработной платы учителей за месяц, после заседания ВЭПС 10 марта, читайте в статье

3 минуты 1293 121

Педагог – творческая профессия. Так ли это на самом деле?

Вопрос о творческом характере педагогической деятельности – популярная тема для обсуждения. Чтобы обосновать, насколько креативно педагог подходит к своей работе, привлекаются различные теоретические конструкции. Но вряд ли в этом есть  необходимость.  Каждый педагог  итак «догадывается» что его работа – творческий процесс, несмотря ни на какие нормативы, ФГОСы и т.д.

Почему же тогда некоторые педагоги в течение всей карьеры сохраняют творческий подход, а кто-то уже через несколько месяцев работает по шаблону? Какие выгоды дает творческий подход самому педагогу?  Можно ли самостоятельно замотивировать себя на творчество? Разберем в статье.

3 минуты 885 88