Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Цифровых» детей всё сложнее учить и воспитывать. Что делать?
5 минут 1689 203

«Цифровых» детей всё сложнее учить и воспитывать. Что делать?

По мнению Т.Черниговской, мы перешли в другой тип цивилизации.   Очевидно, что все мы должны стать другими, а детей  надо учить по-новому.  Но не стоить очаровываться технологической подкованностью современных детей и делать акцент на технологиях. Ученые одно за другим находят доказательства вреда технологий в формировании интеллекта детей, и даже говорят о деградации современного поколения.  А ведь мы движемся по пути активного внедрения технологий в образовательный процесс. 

Так что же делать? В какой момент технологии становятся злом? И кто ответственен за интеллектуальную деградацию поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, мы собрали мнение известных ученых, психологов. Ну а выводы каждый сделает сам.

Роль педагога и возможность дистанционного обучения

Мнение директора Института когнитивных исследований СПбГУ, доктора биологических наук Татьяны Черниговской:

Образование XXI века - это новый мир. И мы в него уже попали… Дети, родившиеся в технологическую эпоху, имеют "другой" мозг, и учить их нужно по-новому. Информации вокруг так много, что становится невероятно сложно отличить реальность от подделки. Важно учить ребенка верифицировать информацию, противостоять стрессу и быть готовым к тому, что мир меняется все время.

Когда началось дистанционное образование, сразу посыпались многочисленные жалобы от родителей на то, как много времени ребенок проводит за компьютером. Но после онлайн-уроков он где будет? Думаете, на лужайке? Нет, он будет сидеть в соцсетях. И что вы с этим сделаете?

… По словам Т.Черниговской, сейчас очень много фейков о цифровом образовании. А надежной информации о том, что вредно, а что полезно и в каких количествах, сегодня нет, потому что нет пока лонгитюдных исследований. Но зато научно доказано: в рамках одного класса разница в скорости усвоения материала у учеников может быть в 10 раз. И это вовсе не значит, что одни дети - глупые, а другие - гении. Просто индивидуальные особенности очень важны. В том числе и при онлайн-обучении. 

Об этом же говорит и научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбера Андрей Курпатов. Вот его мнение:

У детей меняется восприятие. И то, что было интересно нам в детстве, уже не будет воздействовать на ребенка из современного общества. Сегодня более 40% детей в возрасте до 10 лет практически постоянно находятся в онлайне. Но если отпустить маленького ребенка в свободное "цифровое потребление", он будет выбирать и смотреть самые примитивные и даже вредные для мозга развлекающие ролики. Онлайн-обучение может быть и интересным, и полезным. Но нужно учитывать возраст ребенка и четко понимать: что можно дать в "цифре", а что - нет. Что важно? Мозг человека формируется до 25 лет, У ребенка, когда он взаимодействует с миром, формируются базовые нейронные сети, которые будут отвечать за концентрацию внимания, за способность к целенаправленной деятельности, за мышление, социальные отношения, умение работать в команде, принимать решение и расставлять приоритеты... И все это должно формироваться в офлайне, в процессе живого общения с родителями, друзьями, учителями (Ссылка на источник).

 

Интеллект современных детей снижается

Сегодня ребенок с рождения окружен гаджетами. Неспроста «цифровое» поколение называют digital natives. Однако психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме (Ссылка на источник).

Последствия киберсоциализации уже видны невооруженным глазом: многие дети, к примеру, проявляют интонирование, напоминающее озвучивание в «развивающих» приложениях. Другим, и более ощутимым в перспективе последствием является изменение типа мышления. Чтобы получить от роботизированной игрушки результат, надо однозначно сформулировать запрос. Так мышление ребенка незаметно трансформируется, упрощается, утрачивает глубину.

Специалисты говорят и о том, что серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться». О влиянии многочасовых игр в «Тетрис», «Шарики» или «Пиратские сокровища» и говорить не стоит. Такое прогрессирующее интеллектуальное снижение уже получило медицинское название — «цифровая деменция» (digital dementia).

Современная клиническая психология внимательно анализирует факторы риска, связанные с киберсоциализацией, и ее возможные негативные последствия. Например, во многих странах отмечается значительный рост случаев дисграфии и дислексии (затруднений при обучении письму и чтению). Педагоги и психологи связывают эти «детские» проблемы с тем, что сами родители стали значимо меньше читать. С каждым днем всё популярнее становится видеоконтент.

Когда речь идет о дисграфии, проблемы касаются не только моторики письма, но и грамотности. Это понятно и также связано, конечно, с дефицитом чтения, поскольку именно при регулярном чтении формируются зрительные образы букв и слов, которые сохраняются в памяти и становятся одной из опор правописания. 

Постоянное использование телефонов ведет к формированию особого типа восприятия: ученики привыкают воспринимать информацию в усеченном объеме, ограниченную экраном телефона. А это приводит к проблемам с пониманием печатных текстов. В результате - при работе с печатной информацией обучающиеся оказываются не в состоянии удерживать зрительно и логически предложения более чем из десяти слов. Длинные предложения не воспринимаются и не запоминаются вообще. Сканируя текст глазами, обучающиеся не выделяют наиболее важную информацию, не понимают смысл отдельного предложения, части текста и текста в целом.

Доказано: гаджеты меняют структуру мозга ребенка

Группа американских ученых решила проверить, действительно ли интенсивное использование гаджетов меняет мозг. Исследование, опубликованное в издании JAMA Pediatrics, опирается не просто на статистические данные, но и на результаты МРТ-сканирования головного мозга. Полученные данные подтверждают тот факт, что гаджеты оказывают влияние на детский мозг ( Ссылка на источник). В прикреплении к статье – данные исследования, проведенного с августа 2017 г. по ноябрь 2018 г., со статистикой и графикой

Для эксперимента ученые отобрали 47 детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые прошли тест для измерения своих когнитивных способностей, а их родителей попросили ответить на ряд вопросов о привычках детей при использовании смартфонов и планшетов. Вопросы были следующего характера: «Как часто дети используют гаджеты?», «Какой тип контента они просматривают?», «Наблюдают ли взрослые за тем, что делает ребенок с гаджетом?». Всем участвующим в эксперименте детям также сделали сканирование мозга при помощи МРТ.

В результате сканирование показало, что у детей, которые проводили больше времени перед экранами гаджетов, наблюдается более низкая «целостность белого вещества».

Белое вещество можно приблизительно представить, как внутреннюю коммуникационную сеть головного мозга. Его длинные нервные волокна покрыты своего рода «изоляцией», которая позволяет электрическим сигналам перемещаться из одной области мозга в другую без перерыва. — говорят исследователи. Целостность этой структуры — это то, насколько хорошо организованы нервные волокна, и насколько хорошо развита оболочка, связанная с когнитивными способностями. В частности, она развивается, когда дети учатся говорить.

Это структурное изменение, по мнению исследователей, нашло отражение и в результатах когнитивного теста, который дети также прошли. Тест показал связь между высокой интенсивностью использования гаджетов и низким уровнем языковых навыков и навыков грамматики.

Доктор Брэй провела МРТ-исследование на другой группе детей и заметила, что чем больше ребенок проводит времени за использованием гаджетов, тем больше у него проявляются симптомы СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Но это исследование также говорит о том, что симптомы как раз могут быть той самой причиной, по которой дети проводят время перед экранами смартфонов и планшетов. Однако в этом есть определенная связь, которую еще предстоит выяснить. 

Трудно сказать, что такое «безопасный» возраст начала использования гаджетов. Мы бы не советовали приучать ребенка к ним как минимум до трехлетнего возраста. — подытожили ученые.

 

Кто виноват и что делать?

Гаджеты в руках детей  с 8 месяцев

Начинается все с семьи. Сегодня родители в среднем с 6-8 месяцев уже дают ребенку гаджет. Самоустранение от процесса социализации родители объясняют по-разному, часто ссылаются на уникальную digital-природу нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. В результате утрачивается культура родительства, связь поколений через передачу опыта.

Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со стороны взрослых. Задача взрослых — постоянное моделирование бытовых, игровых, учебных ситуаций, в которых возникает необходимость формирования и упражнения различных психических функций (памяти, внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков (не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса, определения времени по аналоговым часам и т. п.) могут оказаться хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.

Бесконтрольный доступ к интернету

По данным В. Н. Клипининой (БПГУ, Минск), только 55% родителей ограничивают для детей время пользования интернетом, а 45% разрешают пользоваться им свободно. Возможный вред интернета многие родители осознают, но считают его незначительным. Более того, часто не замечают первых признаков интернет-зависимости. А обнаружив их, начинают критиковать и наказывать ребенка. Но это не решает проблему, а только усугубляет ее и отдаляет ребенка от родителей.

Бесконтрольный «сёрфинг» в интернете только усугубляет ситуацию с безграмотностью поколения. Письменное общение взрослых современников на просторах интернета создает впечатление, что они получают колоссальное удовольствие в результате полного отказа от соблюдения языковых норм. Модель взаимодействия быстро копируется детьми.

Что делать?

Советы экспертов очевидны.

1. Развивать у ребенка мелкую моторику традиционными способами. Вот рекомендация Т.Черниговской: 

Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает (Ссылка на источник)

2. Ограничить доступ детей к гаджетам. Контролировать время, проведенное в интернете. Можно взять пример с Б.Гейтса, который своих сыновей до пяти лет не подпускал к компьютеру. Он их развивал в классическом варианте английских колледжей. Потому что таким способом развивается не только левое полушарие мозга, но и креативность. А креативность лежит в основе адаптации человека. Это особенно важно сегодня, когда среда, включая среду природную, постоянно меняется.

3. Развивать белое вещество мозга. С помощью качественного общения родителя и ребенка. С помощью фольклора и классики. С помощью прослушивания музыки. По мнению Т.Черниговской, родителям самим стоит слушать классическую музыку и приучать к этому детей. Потому что таким образом в мозгу формируется сложная нейросеть:

Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети (Ссылка на источник).

4.Читать хорошую литературу, развивая не только грамотность, но и эмоциональный интеллект.

Если подытожить все советы, то можно назвать две рекомендации. Первая -  родителям стоит больше внимания уделять своим детям. Вторая - мозгу нельзя позволять лениться. И с этой задачей прекрасно справляется традиционное образование. Честь ему и хвала! 

И если сегодня кто-нибудь из школьников спросит, зачем ему очередной школьный предмет, если он не пригодится в жизни,  ответ очевиден: чтобы, как минимум сохранить человеческое лицо, не став глупее робота.

Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉
 

 

 

 

Может быть интересно

Как внедряется ЦОС и чего ожидать в ближайшем будущем?

Несмотря на опасения педагогов, выступления движения «Родители Москвы» и обращение депутата Госдумы В.Рашкина  в Верховный суд с иском об отмене постановления правительства о проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) - эксперимент по внедрению ЦОС идет по плану.

Каковы первые результаты? Чего еще ожидать? Что об этом думают коллеги? Разбираем в статье.

4 минуты 1281 63

Что такое ФИС ФРДО

Идея создать официальный реестр образовательных документов появилась в 2009 году.  Рекомендация для учебных центров передавать сведения в ФИС ФРДО появилась 1 января 2019 года, когда был запущен в работу модуль ДПО и ПО. 

С 2021 года это уже не рекомендация, а обязанность. В статье разбираем, какие новые документы может запросить учебный центр у слушателей и какие данные о слушателях передаются в ФИС ФРДО

5 минут 2956 72