Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как внедряется ЦОС и чего ожидать в ближайшем будущем?
4 минуты 6724 75

Как внедряется ЦОС и чего ожидать в ближайшем будущем?

23 февраля 2021 г. вступает в силу Приказ Минпросвещения РФ от 22.12.2020 г. № 761 "Об утверждении Порядка отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды". Документ вы можете скачать в прикреплении к статье.

В соответствии с этим приказом, для участия в эксперименте регионы, внедряющие ЦОС, должны выполнить несколько условий. В частности, не менее 20% школ субъекта РФ должны быть обеспечены соответствующей инфраструктурой. 

Отметим, что ранее уже были определены субъекты РФ, которые будут участвовать в эксперименте по внедрению ЦОС (Проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели ЦОС). Старт эксперимента был назначен на 1 сентября 2020 года. В список участников вошли: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ

Теперь получается, что субъекты-участники эксперимента должны выполнить ряд условий, чтобы таковыми стать. Но обо всём по порядку.

 

Начало эксперимента

ЦОС - одна из главных частей российского проекта «Образование». Внедрение ЦОС планируется в сфере общего образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального, дополнительного образования детей и взрослых. Целевая модель ЦОС была утверждена Приказом Минпросвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. 

На внедрение этой модели планировалось выделить, как минимум, 79,8 млрд. рублей из федерального бюджета. Ранее эти данные были представлены в описании проекта «Образование». На текущий момент информация по нацпроекту обновляется, и доступа к ней пока нет.

Предполагалось, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников. А участвовать в эксперименте 2020-2022 годов регионы будут на добровольной основе.

В федеральном проекте перечислены такие преимущества повсеместного внедрения ЦОС, как:

  • Всеобщий доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских).
  • Доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые способствуют расширению и углублению предметных знаний.
  • Цифровые решения, которые позволят ребёнку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока.
  • Интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС.
  • Возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий.
  • Автоматизация процессов внутри школы для разгрузки педагогов от бумажной работы.

Ответственными за внедрение ЦОС в субъектах федерации определены органы исполнительной власти субъекта совместно с органами местного самоуправления (Приказ Минпросвещения РФ от 02.12.2019 г № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды).

 

Что думают эксперты в сфере образования о внедрении ЦОС

"Что это такое и как будет реализовываться, никто не знает,— говорит сопредседатель профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий.— Из официальных документов ничего в принципе понять нельзя».

Для каких это будет классов и для каких уроков — не ясно,— соглашается директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.— Насколько будут входить уроки творческой и технологической направленности, насколько лабораторные работы смогут быть интегрированы? И как это будет работать на учениках разных классов? Если основная и старшая школа привыкли к разным учителям и предметам и у них более гибкая образовательная траектория, то у начальной школы очень много зависит от конкретного учителя. Он работает с каждым классом, учеником в нем. Плюс у них совершенно другой уровень самостоятельности и возможностей такого обучения». Кроме того, отмечает она, только в процессе станет понятно, какая часть дисциплин будет преподаваться с помощью этого ресурса.

(Источник в «Коммерсантъ»)

 

Мнение педагогов

Главное опасение педагогов, что внедрение ЦОС – это постепенный переход к тотальному дистанционному обучению. При этом официальные лица заявляют, что внедрение ЦОС не отменит классическую классно-урочную систему. Вот, какие комментарии педагогов мы нашли в интернете (пунктуация и орфография авторов сохранены):

«Электронная Россия», а ЦОС - это лишь ее небольшая частичка, это наше недалекое будущее!

***

Здесь нужно добавить слово ПОКА «Хотя в настоящее время ЦОС не заменяет классическую классно-урочную систему образования». Потому как в дальнейшем она, скорее всего, заменит классно-урочную систему и это огорчает(((

***

Пишут, что главный компонент этой ЦОС - это дистанционное обучение. То есть, если я не заблуждаюсь, мы планомерно движемся к ДО.

***

У нас в регионе пока нет этого эксперимента, так что судить рано о нем. Не все понятно, как и что будет. Было бы интересно послушать тех, у кого внедрение ЦОС уже началось.

А вот отзывы «из первых уст» - от участников эксперимента:

[...] у нас небольшая сельская школа, участвуем в федеральном проекте ЦОС "Цифровая образовательная среда". В два кабинета (биологии и информатики) поставили нам технику на общую сумму более 800.0 тыс руб.( Цифровые панели, МФУ, Ноутбуки для учителя, по 15 нетбуков для учащихся + на администрацию школы выделено 6 ноутбуков, которые мы смогли распределить по учителям) Провели интернет. Мне, как учителю биологии, дало много +.

Теперь ребята могут прямо на уроке в кабинете выходить на цифровые ресурсы (например, Российская электронная школа), которые нам очень помогли в прошлом учебном году при дистанционном обучении. В школе устаревший фонд дидактических и прочих пособий- теперь они нам, практически, ни к чему- смотрим таблицы и модели, опыты прямо из Интернета... Ну и прочее, прочее...

***

В этом году работали с ЦОС (Московская область). В электронном журнале есть приложения Физикон ЦОС (цифровая образовательная среда). Можно выбрать класс, предмет, учебник и выдать, например, домашнее задание по пройденной теме. По алгебре ничего не было, по геометрии задания были. Какая ужасная халтура были эти задания, например, Атанасян 7 класс. Темы уроков записаны в соответствии с учебником, но задания им не соответствуют! Раз по 5 повторяется один и тот же тест(методически весьма безграмотный), но прилагается он к совершенно разным темам. Те халтурщики, что это делали, пользуются тем, что их руководители не понимают, что требуется! Впечатление, что работают безграмотные студенты, а деньги делят те, кто руководит. Просто позор!

Учитель математики высшей квалификационный категории, эксперт ЕГЭ

 

Реакция родителей и общественных деятелей

Депутат Госдумы Валерий Рашкин 11 января подал в Верховный суд иск об отмене постановления правительства о проведении эксперимента по внедрению ЦОС. Введение дистанционного обучения в школах на фоне пандемии коронавируса вызвало протесты родителей, которые опасаются, что его применение на постоянной основе плохо скажется на качестве образования и социализации детей. 12 января министр просвещения Сергей Кравцов на встрече с президентом заверил, что подобного не произойдет (Источник в «Коммерсантъ»).

Против внедрения ЦОС последовательно выступает движение «Родители Москвы» (примерно 20 тыс. сторонников). Лидер движения Илона Менькова заявила, что опасается, что внедрение ЦОС приведет к закрытию малочисленных сельских школ и нанесет ущерб социализации учеников (Источник в «Коммерсантъ»).

 

Сегодня - новый поворот

23 февраля 2021 г. вступает в силу Приказ Минпросвещения РФ от 22.12.2020 г. № 761, который определяет порядок допуска субъекта РФ к участию в эксперименте. В соответствии с приказом, субъекты РФ для участия в эксперименте должны выполнить ряд условий.  В частности, не менее 20% школ субъекта РФ должны быть обеспечены соответствующей инфраструктурой. Также эти школы должны иметь базу данных на всех учеников, подключенную к электронным ресурсам, электронные дневники и журналы успеваемости. 

Процедура отбора субъектов РФ следующая:

Участник знакомится с Извещением о проведении Отбора, опубликованным на сайте Минпросвещения. В том числе и со сроками подачи Заявок на участие в эксперименте.

Далее участник предоставляет в Минпросвещения электронную Заявку на участие.

В Заявке требуется указать, насколько обеспечены условия, необходимые для реализации эксперимента по внедрению ЦОС.

Заявка должна быть подписана высшим должностным лицом субъекта РФ.

После окончания срока приема заявок, Комиссия рассматривает заявки и принимает решение о допуске или отказе в допуске Участника к участию в эксперименте по внедрению ЦОС.

В прикреплении к статье -  оригинал документа, где вы найдете условия, которые должны обеспечить субъекты РФ для участия в эксперименте, и формы документов для подачи заявки.

Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉

 

Может быть интересно

Что такое ФИС ФРДО

Идея создать официальный реестр образовательных документов появилась в 2009 году.  Рекомендация для учебных центров передавать сведения в ФИС ФРДО появилась 1 января 2019 года, когда был запущен в работу модуль ДПО и ПО. 

С 2021 года это уже не рекомендация, а обязанность. В статье разбираем, какие новые документы может запросить учебный центр у слушателей и какие данные о слушателях передаются в ФИС ФРДО

5 минут 11041 97

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2021 году?

С 1 января 2021 года педагоги ожидали изменений в системе расчета заработной платы. Ожидания были и тревожными, и с надеждой на улучшение. Итак, изменения вступили в силу. 

Подводим итоги. Знакомим с новой системой оплаты труда учителей, воспитателей, преподавателей.

4 минуты 88613 983