Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагог – творческая профессия. Так ли это на самом деле?
3 минуты 666 86

Педагог – творческая профессия. Так ли это на самом деле?

Вопрос о творческом характере педагогической деятельности – популярная тема для обсуждения. Чтобы обосновать, насколько креативно педагог подходит к своей работе, привлекаются различные теоретические конструкции. Но вряд ли в этом есть  необходимость. Каждый педагог  итак «догадывается» что его работа – творческий процесс, несмотря ни на какие нормативы, ФГОСы и т.д.

Почему же тогда некоторые педагоги в течение всей карьеры сохраняют творческий подход, а кто-то уже через несколько месяцев работает по шаблону? И как это связано с состоянием самого педагога?  В работе ли дело? Можно ли замотивировать себя на творчество?  Разбираем дальше. 

 

Творчество необходимо человеку

Для начала проясним, что дает человеку творчество. Известный исследователь креативности и автор теории потока профессор М.Чиксентмихайи обосновал, что творчество делает человека счастливым.  И тогда становится понятно, почему творческий подход к работе является лучшей профилактикой выгорания.

🚩 Немаловажную роль в творчестве играет интуиция. Проверьте, насколько она у вас развита, пройдя тест «Сила интуиции» в прикреплении к статье.

 

Но что такое творчество? Разве это только удел гениев?

М. Чиксентмихайи  выделяет два вида креативности. И первый вариант - креативность с маленькой буквы «к» - может позволить себе каждый из нас. Это индивидуальное творчество, которое проявляется ежедневно  в привычных действиях, в отношении к ним.

А известный отечественный исследователь креативности Ильин Е.П., наряду с разными видами творчества (научное, техническое, художественное) выделяет педагогическое творчествоэто поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. 

Евгений Павлович так описывает уровни творчества в педагогике:

Инновация - открытие педагогом нового для себя (субъективная новизна), обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач, которые известны в педагогической среде, но до сих пор не были использованы педагогом; использование старого метода, приема в новых условиях. Это первая ступень творчества. 

Новаторство – вторая ступень, открытие нового не только для себя, но и для других. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

Импровизация – частный вид педагогического творчества - нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 

1) педагогическое озарение; 

2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 

3) публичное воплощение этой идеи;

4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

 

Почему педагоги отказываются от творчества?

По мнению Огоновской И. С., педагогическую креативность ограничивают следующие факторы:

  • Дегу­манизация среды образовательного учреждения.

Среда, в которой работает педагог, должна всячески возвышать, стимулировать, поддерживать его, но на деле она часто становится бюрократизирован­ной, интолерантной, авторитарной. Это влечет ограничение свободы личности, являющейся непременным условием для развития творческого потенциала педагога.

  • Формализованные показатели про­дуктивности деятельности педагога.

Как замерить резуль­таты работы творческого педагога? В каких единицах оценить благоприятную атмосферу на уроке, желание детей идти на занятия и постоянно задавать вопросы, их активное участие в обсуждении проблемы или ранее отсутствовавшее, но появившееся благодаря поддержке учителя собственное мнение по тому или иному вопросу, открытость в отношениях с педагогом, изменение ценностных ориентаций ребенка? Кто, когда и где замерил успешность ученика в последую­щей жизни и поставил большой жирный плюс его учи­телю? 

Деятельность педагога все больше оценивается по формальным показателям (итоги ГИА и ЕГЭ, коли­чество сертификатов в портфолио, посещение кон­ференций и семинаров, своевременность отчетов о работе и т. п.), 

  • Снижение творческих сил в результате чрезмерных учебных нагрузок и дополнительных обязанностей, которые педагог вынужден выполнять.

Сегодня, например, нормой для одного учителя стали 1,5–2 рабочих ставки. Помимо собственно педагогической работы, педагог вынужден заполнять бесчисленное количество отчетов, участвовать в неэффективных собраниях и засе­даниях, дежурить в школе во время различных меро­приятий, и др.

  • А сами педагоги среди причин, мешающих творчеству, отмечают страх неудачи, боязнь наказания за нее, постоянную критику в их адрес представителей адми­нистрации, слабые материальные стимулы для повышения эффективности педагогического труда, разочарование в профессии, зависть коллег и др.

 

Что делать? Как сохранить свой творческий потенциал?

Как мы видим, есть объективные препятствия, ограничивающие креативность педагога. На них педагог повлиять не может. 

Но не менее весомыми являются и субъективные факторы. Например, отношение к работе, способ ее организации – то, что М.Чиксентмихайи назвал креативностью с маленькой буквы «к». И такое проявление креативности полностью в нашей власти, оно способно сделать нас счастливее. 

Уж точно никто не сможет ограничить элементы импровизации на уроках. Никто не сможет запретить педагогу включать свои собственные инновации в проводимые занятия. 

Но почему тогда не все этим пользуются?

По мнению Ильина Е.П., есть субъективные факторы, препятствующие творчеству. И самые опасные следующие:

  1. Страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
  2. Чересчур высокая самокритичность, которая может привести к творческому тупику.
  3. Лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать.

Люди творческих профессий большое внимание уделяют способам преодоления субъективных факторов, тормозящих творчество. Стоит и нам воспользоваться их технологиями. 

Ниже 5-минутный видеообзор книг, которые помогут замотивировать себя на творчество.

 

И обязательно жмите «Аплодировать», если понравилось! Нам будет очень приятно 😉

Может быть интересно

Кибербуллинг: что о нём важно знать педагогу

К сожалению, каждый год в разных уголках мира (и наша страна не исключение), происходят жуткие истории, которые часто провоцируются кибербуллингом. Участниками историй нередко становятся подростки. По исследованию Microsoft, за время пандемии выросло число онлайн-угроз, они стали чаще исходить от незнакомцев. 

Что сегодня необходимо знать о кибербуллинге педагогу и родителю – читайте в статье. А также смотрите видео-кейс от эксперта.

4 минуты 1098 150

Как избежать выгорания в профессии, которой педагог отдает свою жизнь

Ученые считают, что педагогическая профессия относится к одной из самых стрессовых. В связи с этим высок риск профессионального выгорания.  В процессе развития негативного состояния постепенно снижается интерес к профессиональной деятельности, нет огонька и задора, чтобы попробовать новые технологии, страдает самочувствие, нагрузка кажется непосильной. 

Опасность этого состояния в том, что оно заметно снижает качество жизни не только самого педагога, но и его близкого окружения.

Можно ли «излечиться» от выгорания, не меняя профессию? В статье рассмотрим, что об этом думают эксперты: известный российский психолог Лабковский М.А. и психотерапевт Ковпак Д.В.

3 минуты 1389 135