Вопрос о творческом характере педагогической деятельности – популярная тема для обсуждения. Чтобы обосновать, насколько креативно педагог подходит к своей работе, привлекаются различные теоретические конструкции. Но вряд ли в этом есть необходимость. Каждый педагог итак «догадывается» что его работа – творческий процесс, несмотря ни на какие нормативы, ФГОСы и т.д.
Почему же тогда некоторые педагоги в течение всей карьеры сохраняют творческий подход, а кто-то уже через несколько месяцев работает по шаблону? И как это связано с состоянием самого педагога? В работе ли дело? Можно ли замотивировать себя на творчество? Разбираем дальше.
Творчество необходимо человеку
Для начала проясним, что дает человеку творчество. Известный исследователь креативности и автор теории потока профессор М.Чиксентмихайи обосновал, что творчество делает человека счастливым. И тогда становится понятно, почему творческий подход к работе является лучшей профилактикой выгорания.
🚩 Немаловажную роль в творчестве играет интуиция. Проверьте, насколько она у вас развита, пройдя тест «Сила интуиции» в прикреплении к статье.
Но что такое творчество? Разве это только удел гениев?
М. Чиксентмихайи выделяет два вида креативности. И первый вариант - креативность с маленькой буквы «к» - может позволить себе каждый из нас. Это индивидуальное творчество, которое проявляется ежедневно в привычных действиях, в отношении к ним.
А известный отечественный исследователь креативности Ильин Е.П., наряду с разными видами творчества (научное, техническое, художественное) выделяет педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Евгений Павлович так описывает уровни творчества в педагогике:
Инновация - открытие педагогом нового для себя (субъективная новизна), обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач, которые известны в педагогической среде, но до сих пор не были использованы педагогом; использование старого метода, приема в новых условиях. Это первая ступень творчества.
Новаторство – вторая ступень, открытие нового не только для себя, но и для других. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.
Импровизация – частный вид педагогического творчества - нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:
1) педагогическое озарение;
2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации;
3) публичное воплощение этой идеи;
4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.
Почему педагоги отказываются от творчества?
По мнению Огоновской И. С., педагогическую креативность ограничивают следующие факторы:
- Дегуманизация среды образовательного учреждения.
Среда, в которой работает педагог, должна всячески возвышать, стимулировать, поддерживать его, но на деле она часто становится бюрократизированной, интолерантной, авторитарной. Это влечет ограничение свободы личности, являющейся непременным условием для развития творческого потенциала педагога.
- Формализованные показатели продуктивности деятельности педагога.
Как замерить результаты работы творческого педагога? В каких единицах оценить благоприятную атмосферу на уроке, желание детей идти на занятия и постоянно задавать вопросы, их активное участие в обсуждении проблемы или ранее отсутствовавшее, но появившееся благодаря поддержке учителя собственное мнение по тому или иному вопросу, открытость в отношениях с педагогом, изменение ценностных ориентаций ребенка? Кто, когда и где замерил успешность ученика в последующей жизни и поставил большой жирный плюс его учителю?
Деятельность педагога все больше оценивается по формальным показателям (итоги ГИА и ЕГЭ, количество сертификатов в портфолио, посещение конференций и семинаров, своевременность отчетов о работе и т. п.),
- Снижение творческих сил в результате чрезмерных учебных нагрузок и дополнительных обязанностей, которые педагог вынужден выполнять.
Сегодня, например, нормой для одного учителя стали 1,5–2 рабочих ставки. Помимо собственно педагогической работы, педагог вынужден заполнять бесчисленное количество отчетов, участвовать в неэффективных собраниях и заседаниях, дежурить в школе во время различных мероприятий, и др.
- А сами педагоги среди причин, мешающих творчеству, отмечают страх неудачи, боязнь наказания за нее, постоянную критику в их адрес представителей администрации, слабые материальные стимулы для повышения эффективности педагогического труда, разочарование в профессии, зависть коллег и др.
Что делать? Как сохранить свой творческий потенциал?
Как мы видим, есть объективные препятствия, ограничивающие креативность педагога. На них педагог повлиять не может.
Но не менее весомыми являются и субъективные факторы. Например, отношение к работе, способ ее организации – то, что М.Чиксентмихайи назвал креативностью с маленькой буквы «к». И такое проявление креативности полностью в нашей власти, оно способно сделать нас счастливее.
Уж точно никто не сможет ограничить элементы импровизации на уроках. Никто не сможет запретить педагогу включать свои собственные инновации в проводимые занятия.
Но почему тогда не все этим пользуются?
По мнению Ильина Е.П., есть субъективные факторы, препятствующие творчеству. И самые опасные следующие:
- Страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
- Чересчур высокая самокритичность, которая может привести к творческому тупику.
- Лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать.
Люди творческих профессий большое внимание уделяют способам преодоления субъективных факторов, тормозящих творчество. Стоит и нам воспользоваться их технологиями.
Ниже 5-минутный видеообзор книг, которые помогут замотивировать себя на творчество.
И обязательно жмите «Аплодировать», если понравилось! Нам будет очень приятно 😉