Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Кибербуллинг: что о нём важно знать педагогу
4 минуты 1099 150

Кибербуллинг: что о нём важно знать педагогу

 

9 февраля 2021 года отмечался международный День безопасного интернета. К этому дню Microsoft опубликовала результаты пятого ежегодного исследования культуры общения в сети. В прикреплении – подробная инфографика с результатами исследования.  Ожидается, что образовательные учреждения внесут весомый вклад в повышение онлайн-культуры (наряду с IT-компаниями, госорганами, социальными сетями и СМИ).

К сожалению, каждый год в разных уголках мира (и наша страна не исключение), происходят жуткие истории, которые часто провоцируются кибербуллингом. Участниками историй нередко становятся подростки. Неспроста в марте фейк о сети TikTok взбудоражил родительские чаты, а 

«классные руководители и сами родители стали пересылать сообщения с просьбой «проявить бдительность» и обратить внимание на «опасный тренд» (источник в газете Коммерсантъ

Что сегодня важно знать о кибербуллинге для его профилактики?

Кибербуллинг – преднамеренное систематическое агрессивное действие со стороны группы или одного человека против жертвы, которая не может себя защитить, с помощью электронных устройств и/или интернета.

По исследованию Оксфорда и Университета Бирмингема, подростки, которые подвергались преследованию в сети, в 2 раза больше подвержены опасности нанесения вреда себе и попыткам суицида.

Различия между обычным буллингом и кибербуллингом

Обычный буллингКибербуллинг
Происходит в определенном месте (в классе, спортзале, школьном дворе и т.д.).Не имеет границ, происходит 24*7.
Свидетелями становятся 2-3 человека, максимум, весь класс.Свидетелями могут стать тысячи или миллионы пользователей интернета.
Агрессор известен жертве.Мнимая анонимность провоцирует на большую агрессию, нежели возможна в реальной жизни, т.к. страдания жертвы в виртуальном мире видны не сразу.
Жертвы чаще обращаются за помощью, не склонны сами давать отпор.Жертва редко обращается за помощью, т.к. недооценивает последствия или боится потерять доступ к интернету.

 

Виды кибербуллинга

Троллинг – провокативные сообщения или комментарии, которые должны вызвать эмоциональный ответ.

Хейтинг – более агрессивные, чем троллинг, нападки личностного характера, безосновательная критика.

Киберсталкинг (киберпреследование): жертва получает повторяющиеся сообщения с различными угрозами. Это также сбор личных данных жертвы, чтобы потом использовать их во вред.

Секстинг – рассылка личных фото- и видеоматериалов жертвы с целью подорвать репутацию, навредить.

Игнор, исключение: жертву исключают из групп, форумов, сообществ в сети, в которых собираются подростки.

Взлом или создание фейковых аккаунтов для того, чтобы публиковать недостоверную информацию о жертве.

 

Кто рискует стать зачинщиком интернет-травли и жертвой?

Факторы риска стать зачинщиком:

  • Зачинщиками чаще становятся мальчики.
  • Чем больше времени ребенок проводит в сети, тем выше вероятность участия в кибербуллинге.
  • Демонстрируют рисковое онлайн-поведение (выкладывание в сеть персональных данных, фото и видео, постоянное нахождение онлайн, игромания, просмотр взрослого контента, назначение встреч незнакомцам из интернета)
  • Участие в физической травле в школе.
  • Отвержение сверстниками.
  • Недостаточное внимание родителей к интернет-активности своего ребенка.
  • Восприятие школьного климата как негативного.

 

Факторы кибервиктимности (риск стать жертвой кибербуллинга):

  • Жертвами чаще становятся девочки.
  • Наличие опыта травли в реальной жизни.
  • Чрезмерно много времени проводят в сети.
  • Демонстрируют рисковое онлайн-поведение.
  • Имеют антисоциально настроенных друзей.
  • Родители мало интересуются онлайн-активностью своих детей.
  •  

Методы борьбы с кибербуллингом

Борьба с кибербуллингом, его профилактика осуществляется по двум направлениям:

  1. Повышение безопасности интернет-платформ. Например, через настройки безопасности (параметры конфиденциальности, внесение в черный список, кнопка «Пожаловаться»)
  2. Обучение детей и их родителей безопасному, невиктимному поведению в интернете. Сюда входят различные бесплатные консультации и курсы для родителей и детей по поводу безопасного поведения в сети, тренинги для учителей и подростков.

Рекомендации для детей:

  1. Соблюдать приватности для профилактики кибербуллинга (не выставлять в общем доступе номер телефона, адрес школы и квартиры, не делиться личными фото, чистить контакт-лист).
  2. Не отвечать агрессору и не мстить, т.к. именно реакции жертвы ожидает агрессор.
  3. Блокировать агрессора или деактивировать свой аккаунт, хотя бы временно.
  4. Делать скриншоты угрожающей переписки и передавать взрослым (администрации сайта, школы, полиции).

Рекомендации для родителей:

  1. Учить детей эмпатии, умению сопереживать.
  2. Быть в курсе онлайн-активностей и в принципе дел ребенка.

Рекомендации для учителей:

  1. Помочь детям понять разницу между смешным и обидным.
  2. Проводить антибуллинговые тренинги, уроки, беседы.

Один из антибуллинговых уроков представляет вашему вниманию психолог Анна Заюнчковская. В видео она вместе с подростками разобрала типовую ситуацию кибербуллинга и безопасные способы поведения.

 

😉Если было полезно, жмите «Аплодировать». Нам будет очень приятно!

Может быть интересно

Как избежать выгорания в профессии, которой педагог отдает свою жизнь

Ученые считают, что педагогическая профессия относится к одной из самых стрессовых. В связи с этим высок риск профессионального выгорания.  В процессе развития негативного состояния постепенно снижается интерес к профессиональной деятельности, нет огонька и задора, чтобы попробовать новые технологии, страдает самочувствие, нагрузка кажется непосильной. 

Опасность этого состояния в том, что оно заметно снижает качество жизни не только самого педагога, но и его близкого окружения.

Можно ли «излечиться» от выгорания, не меняя профессию? В статье рассмотрим, что об этом думают эксперты: известный российский психолог Лабковский М.А. и психотерапевт Ковпак Д.В.

3 минуты 1389 135

Новые принципы оплаты труда учителей одобрены ВЭПС. Есть ли надежда на изменения?

Минпросвещения РФ предложило новые принципы начисления  заработной платы учителей. Предложение поддержал Всероссийский экспертный педагогический совет (ВЭПС), состоящий из опытных учителей со всех регионов страны.

За последние 7 месяцев в вопросе заработной платы учителей произошло уже несколько изменений. Ведут ли они к ощутимому росту доходов?

В статье - последняя информация о новых принципах расчета и обзор изменений, чтобы вы могли сделать свои выводы.

4 минуты 1733 132