9 февраля 2021 года отмечался международный День безопасного интернета. К этому дню Microsoft опубликовала результаты пятого ежегодного исследования культуры общения в сети. В прикреплении – подробная инфографика с результатами исследования. Ожидается, что образовательные учреждения внесут весомый вклад в повышение онлайн-культуры (наряду с IT-компаниями, госорганами, социальными сетями и СМИ).
К сожалению, каждый год в разных уголках мира (и наша страна не исключение), происходят жуткие истории, которые часто провоцируются кибербуллингом. Участниками историй нередко становятся подростки. Неспроста в марте фейк о сети TikTok взбудоражил родительские чаты, а
«классные руководители и сами родители стали пересылать сообщения с просьбой «проявить бдительность» и обратить внимание на «опасный тренд» (источник в газете Коммерсантъ)
Что сегодня важно знать о кибербуллинге для его профилактики?
Кибербуллинг – преднамеренное систематическое агрессивное действие со стороны группы или одного человека против жертвы, которая не может себя защитить, с помощью электронных устройств и/или интернета.
По исследованию Оксфорда и Университета Бирмингема, подростки, которые подвергались преследованию в сети, в 2 раза больше подвержены опасности нанесения вреда себе и попыткам суицида.
Различия между обычным буллингом и кибербуллингом
Обычный буллинг | Кибербуллинг |
Происходит в определенном месте (в классе, спортзале, школьном дворе и т.д.). | Не имеет границ, происходит 24*7. |
Свидетелями становятся 2-3 человека, максимум, весь класс. | Свидетелями могут стать тысячи или миллионы пользователей интернета. |
Агрессор известен жертве. | Мнимая анонимность провоцирует на большую агрессию, нежели возможна в реальной жизни, т.к. страдания жертвы в виртуальном мире видны не сразу. |
Жертвы чаще обращаются за помощью, не склонны сами давать отпор. | Жертва редко обращается за помощью, т.к. недооценивает последствия или боится потерять доступ к интернету. |
Виды кибербуллинга
Троллинг – провокативные сообщения или комментарии, которые должны вызвать эмоциональный ответ.
Хейтинг – более агрессивные, чем троллинг, нападки личностного характера, безосновательная критика.
Киберсталкинг (киберпреследование): жертва получает повторяющиеся сообщения с различными угрозами. Это также сбор личных данных жертвы, чтобы потом использовать их во вред.
Секстинг – рассылка личных фото- и видеоматериалов жертвы с целью подорвать репутацию, навредить.
Игнор, исключение: жертву исключают из групп, форумов, сообществ в сети, в которых собираются подростки.
Взлом или создание фейковых аккаунтов для того, чтобы публиковать недостоверную информацию о жертве.
Кто рискует стать зачинщиком интернет-травли и жертвой?
Факторы риска стать зачинщиком:
- Зачинщиками чаще становятся мальчики.
- Чем больше времени ребенок проводит в сети, тем выше вероятность участия в кибербуллинге.
- Демонстрируют рисковое онлайн-поведение (выкладывание в сеть персональных данных, фото и видео, постоянное нахождение онлайн, игромания, просмотр взрослого контента, назначение встреч незнакомцам из интернета)
- Участие в физической травле в школе.
- Отвержение сверстниками.
- Недостаточное внимание родителей к интернет-активности своего ребенка.
- Восприятие школьного климата как негативного.
Факторы кибервиктимности (риск стать жертвой кибербуллинга):
- Жертвами чаще становятся девочки.
- Наличие опыта травли в реальной жизни.
- Чрезмерно много времени проводят в сети.
- Демонстрируют рисковое онлайн-поведение.
- Имеют антисоциально настроенных друзей.
- Родители мало интересуются онлайн-активностью своих детей.
Методы борьбы с кибербуллингом
Борьба с кибербуллингом, его профилактика осуществляется по двум направлениям:
- Повышение безопасности интернет-платформ. Например, через настройки безопасности (параметры конфиденциальности, внесение в черный список, кнопка «Пожаловаться»)
- Обучение детей и их родителей безопасному, невиктимному поведению в интернете. Сюда входят различные бесплатные консультации и курсы для родителей и детей по поводу безопасного поведения в сети, тренинги для учителей и подростков.
Рекомендации для детей:
- Соблюдать приватности для профилактики кибербуллинга (не выставлять в общем доступе номер телефона, адрес школы и квартиры, не делиться личными фото, чистить контакт-лист).
- Не отвечать агрессору и не мстить, т.к. именно реакции жертвы ожидает агрессор.
- Блокировать агрессора или деактивировать свой аккаунт, хотя бы временно.
- Делать скриншоты угрожающей переписки и передавать взрослым (администрации сайта, школы, полиции).
Рекомендации для родителей:
- Учить детей эмпатии, умению сопереживать.
- Быть в курсе онлайн-активностей и в принципе дел ребенка.
Рекомендации для учителей:
- Помочь детям понять разницу между смешным и обидным.
- Проводить антибуллинговые тренинги, уроки, беседы.
Один из антибуллинговых уроков представляет вашему вниманию психолог Анна Заюнчковская. В видео она вместе с подростками разобрала типовую ситуацию кибербуллинга и безопасные способы поведения.
😉Если было полезно, жмите «Аплодировать». Нам будет очень приятно!