В условиях инклюзивного образования любой педагог может однажды узнать, что среди его воспитанников появится особый ребенок. Ранее мы писали, к чему педагогу стоит подготовиться и как максимально быстро разработать адаптированную программу.
А сегодня мы поговорим о том, что может разрушить все планы и прогнозы, обесценить все вложения педагога при работе с особенным ребенком. Это взаимодействие с родителями такого ребенка. С чего начать, как его правильно выстроить, на какие «звоночки» обратить внимание?
Случай из практики. В 5й класс школы пришел ребенок с ОВЗ. Ребенок дрался, ругался матом, обзывался, плевался, был замечен момент воровства. После психологического обследования выяснилось, что причина такого поведения не в уровне агрессии ребенка (который был нормативным), а в нарушении семейных взаимоотношений. |
Чаще всего родители ребенка с ОВЗ используют дисгармоничный стиль семейного воспитания,что приводит к формированию заостренных черт характера у ребенка и выражается в отклоняющихся поведенческих реакциях. Как следствие – проблемы социальной адаптации и усвоения адаптированной программы.
Поэтому первое, что необходимо будет сделать педагогу, это познакомиться с родителями, установить с ними контакт и определить доминирующий стиль семейного воспитания. Если стиль дисгармоничный, необходимо будет провести просветительские корректирующие мероприятия.
Как установить контакт при первом знакомстве с родителями ребенка с ОВЗ.
Будьте доброжелательны. Помните, что родитель ребенка с ОВЗ приходит к вам со страхами:
- Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.
- Страх невозможности интеграции ребенка в социум.
- Страх перед посещением обычного дошкольного учреждения/обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.
- Страх вынести за пределы семьи свою проблему.
- Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности.
Необходимо при первой встрече поддержать родителя и успокоить. В первую очередь рассказать, как вы будете работать, какие обычно возникают вопросы и подчеркнуть, что они решаемы - для этого вы будете использовать такие-то методы, поддерживать с родителем постоянный контакт. Достаточно просто описать последовательность действий. Это снимет тревогу, которая возникает из-за неопределенности.
Понаблюдайте за манерой О.И. Азовой, кандидата педагогических наук, директора центра коррекции и развития ребенка. Такой специалист способен успокоить любого родителя. Вот видео интервью с Ольгой Ивановной.
Почему в семьях детей с ОВЗ чаще всего встречается дисгармоничный стиль воспитания.
Серьезное заболевание и патологическое состояние ребенка становится причиной психической травмы самих родителей. Травма приводит к стойким эмоциональным изменениям, одним из них является страх потери ребенка. При этом чаще всего у родителей возникает так называемая воспитательская растерянность.
Нравится статья? Или хотите дочитать, но сейчас нет времени? Сохраняйте в соцсетях, чтобы быстро найти. Кнопки «поделиться» в самом низу |
Воспитательская растерянность сопровождается повышенной неуверенностью родителей, боязнью ошибиться, преувеличенными представлениями о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. Страх «подпитывается» реальной или мнимой возможностью рецидива болезни или новым заболеванием. Эти переживания заставляют родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (стиль «потворствующая гиперпротекция»), в других случаях – мелочно опекать его («доминирующая гиперпротекция»). Описанные реакции и стили воспитания чаще всего встречаются в семьях детей с ОВЗ.
Скачайте памятку «Как работать с родителями ребенка с ОВЗ», чтобы выбрать оптимальную стратегию, учесть стиль семейного воспитания и прийти к запланированным результатам! |
Но бывает и по-другому. В ответ на травму у родителя формируется эмоционально холодное отношение к ребенку, вплоть до эмоционального отвержения (стиль «гипопротекция»). А при наложении на такую реакцию определенных родительских черт может даже наблюдаться со стороны родителя репрессивное поведение.
Поведенческие реакции ребенка с ОВЗ позволят предположить наличие того или иного стиля воспитания в семье.
ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ | ДОМИНИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА |
Потворствующая гиперпротекция (вариант гиперопеки). Ребенок находится в центре внимания семьи, воспитывается в обстановке избалованности, удовлетворении любых его требований и прихотей. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, ему все разрешается. Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
| Закрепляются черты демонстративного (истероидного) типа. Подобные условия воспитания способствуют закреплению у таких детей эгоистической установки, неумения и нежелания считаться с интересами и нуждами окружающих, культивируют «жажду признания» и демонстративное поведение. Дети требуют к себе постоянного внимания, во всем проявляют эгоизм, не считаются с потребностями других членов семьи. На незначительные трудности и неудачи дают бурные эмоциональные реакции. Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним родитель. |
Доминирующая гиперпротекция - «оранжерейное» воспитание (вариант гиперопеки). При этом типе воспитания ребенка с начала заболевания ограждают от самостоятельного преодоления малейших трудностей, не прививают ему настойчивости, умения подавлять сиюминутные желания. Близкие выполняют за ребенка все его обязанности и осуществляют его бытовое обслуживание, выполняют за него школьные задания, оберегают от домашней работы и других видов трудовой деятельности даже в подростковом возрасте (в 12-13 лет). Оберегают от различных жизненных ситуаций, которые, по мнению родителей, могут повредить здоровью, доходя до абсурдных действий.
| Такое воспитание приводит к развитию неустойчивых черт характера. У ребенка формируется зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подверженность постороннему влиянию, неумение и нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие навыка и интереса к труду, отсутствие регулирующих поведение волевых механизмов. В старшем возрасте такие подростки проявляют повышенную склонность к имитации отрицательных форм поведения (сквернословие, мелкое воровство, употребление спиртных напитков и т. д.). Психологически щадящая атмосфера культивируют инфантильность, формируют у ребенка неуверенность в себе, робость, обидчивость, наивность суждений, слабую ориентированность в бытовых и практических вопросах. |
Гипопротекция. Сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. | Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.
|
Репрессивное поведение. родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. | У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.
|
Для диагностики стиля семейного воспитания используется анкетирование, беседа с родителями и наблюдение.
Об анкетировании. Несмотря на широкое распространение опросников, некоторые психологи не рекомендуют их использовать, т.к. они основаны на самооценке. А самооценка может не соответствовать действительности. В частности, известный отечественный психолог Б.М. Коган доказал, что результатам анкетирования родителей при диагностике стиля семейного воспитания доверять нельзя (Б. М. Коган, А. А Яшин, 2016г).
Наиболее надежны беседа совместно с наблюдением. Особенно при посещении семьи.
Скачайте памятку «Как работать с родителями ребенка с ОВЗ», чтобы выбрать оптимальную стратегию, учесть стиль семейного воспитания и прийти к запланированным результатам! |