Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как повысить учебную мотивацию и вовлеченность в дистанционный образовательный процесс
9 минут 3808 114

Как повысить учебную мотивацию и вовлеченность в дистанционный образовательный процесс

В этом году ученики оказались в ситуации, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше. А учителя столкнулись с тем, что учащиеся не включаются в работу.  В ситуации дистанционного обучения без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые мы обычно опираемся в аудитории. Учителю труднее устанавливать контакт с учениками. И главное – такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетентность.

Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционной школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение. К сожалению, ВОЛШЕБНАЯ ФОРМУЛА МОТИВАЦИИ УЧЕНИКА отсутствует, поскольку каждый детский коллектив индивидуален. Справа в файле прикрепления  - 10 стратегий для повышения учебной мотивации при дистанционном обучении.

Что же традиционно мотивирует ребенка в учебе?

  • Хорошие оценки.
  • Одобрение.
  • Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.
  • Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.

Также на мотивацию учеников и их отношение к учебе влияют:

  • Познавательная активность ребёнка.
  • Его стремление к достижениям и саморазвитию.
  • Уверенность в себе.
  • Сознательность.
  • Настойчивость.

Поэтому учитель может оказать существенное влияние на мотивацию ученика с помощью:

  • предметного содержания (например, структурированного или хаотичного);
  • разнообразных активных методов и форм обучения;
  • обратной связи;
  • характера отношений с ребёнком;
  • собственного энтузиазма.

Ученики, которые позитивно отзываются о новом формате, говоря, что сейчас они больше успевают, имеют больше возможностей для саморазвития и самообучения - и им это нравится. Конечно, есть и те, которые не включены в обучение и испытывают трудности, связанные с недостатком волевой саморегуляции. Для таких учеников новый формат оказывается большой ношей. Им совсем непросто справиться, им трудно организоваться, не имея реального или визуального контакта.

Виды мотивации учебной деятельности

Педагогические психологи выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Наиболее продуктивная стратегия преподавания состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес и энтузиазм ученика.

Итак, давайте приведем стратегии, которые смогут помочь учителю поддерживать продуктивные формы мотивации  в период дистанционного обучения.

1. поощряйте вовлеченность и активное участие;

2. внутренняя мотивация держится на чувстве компетентности - подкрепляйте его;

3. поддерживайте потребность в автономии и свободе;

4. поддерживайте сегодняшние потребности учеников, их состояния и настроения;

5. обеспечьте своевременную обратную связь;

6. давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания;

7. старайтесь, по возможности, тщательно спланировать и организовать занятие;

8. обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам;

9. поддерживайте у детей ощущение « Я смогу»;

10. сохраняйте энтузиазм - энтузиазм заразителен.

Используйте для работы памятку «10 стратегий для повышения учебной мотивации при дистанционном обучении» (скачивайте справа от статьи)

Наберитесь терпения – результат придет не сразу. Ведь в сложившейся культуре учебного процесса ученики привыкли работу, которую выполняют дома, делать не для себя, а для учителя. Такое отношение они перенесли и на дистанционное обучение. Поэтому, если можно не работать или поработать вполсилы, ученики этим  воспользуются.  

Факторы повышения учебной мотивации

Давайте теперь рассмотрим факторы, которые  влияют на вовлечение ученика в учебную работу.  

1. Право не понимать и ошибаться.

Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают ученика от включения в учебную работу. Американский писатель Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Это относится и к обучению.  

Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. И если ученик это понимает, то к ошибкам он относится  как к части развития.  Если работа ученика заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями.  

Ученикам важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть учитель и одноклассники.  

2. Чувство, что ты не справишься.

Мотивация к работе появляется тогда, когда ученик понимает, что справится с заданием.  Когда ученик не понимает, с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно  останется невыполненным. Для вовлечения ученика продумываем систему поддержки. Возможно, это будут краткие инструкции, подсказки, самопроверки, чат для вопросов, объяснения при помощи видео или аудиосвязи и так далее.  

3. Понимание смысла работы, которую выполняешь. 

Если ученик выполняет работу, потому что так надо учителю, он будет искать способ ее не сделать или сделать так, чтобы на это меньше затратить времени.  

Вспомните себя на курсах, на которые вас отправляет администрация школы в добровольно-принудительном порядке. Бывало ли, что в течение занятий вы что-то читали не по курсу, занимались своими делами (проверяли работы) и т.д. ? Французский психолог и автор принципиально нового подхода к школьному образованию Селестен Френе говорил: «Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны». Кстати, о секрете его метода, мы поговорим в следующей статье.

Итак, вывод: доносите до учащихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случае вы не услышите «…да зачем мне это надо?» и вовлечение в работу повысите.  

4. Наличие выбора. Выбор – свобода. 

Когда ученик делает свой выбор, то он берет и ответственность за него. Отсюда следует, что вероятность того, что работа будет проделана, возрастает.  Можно предложить выбор в заданиях по уровню сложности, способам выполнения работы, в количестве заданий и так далее. Главное, чтобы ученик понимал, что у него есть выбор.  

5. Подача учебного материала.

Современных учеников не вовлечет сухой текст учебника. Для вовлечения нужен интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот).

Интересный факт.  

Сказка «Чудесное путешествие Нильсона с дикими гусями» была написана  как учебник географии для шведских школьников. Однако Министерство образования Швеции не пропустило сказку в качестве учебника, т.к. решило, что учебник не может быть таким интересным.  

Вывод: учебные материалы могут быть интересными. Продумывайте подачу материала. Это могут быть короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы (о них мы расскажем подробнее в других статьях) и множество других вариантов, которые добавят динамики и интерактива.

6. Понимание, что ты не один.

Надо понять, что учебный процесс – это командная игра. Когда ученик понимает, что учитель заинтересован в развитии ученика, что в школьном пространстве мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, он начинает проявлять активность.  

Ученики могут работать над заданиями совместно, учась друг у друга. Работая таким образом, ученики учатся использовать помощь своих одноклассников, как ресурс для развития, а не как возможность списать, чтобы только сдать работу учителю.Для того, чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Ученикам важно понимать, что учитель не для контроля, а для помощи.  И эти правила должны стать приоритетными.

P.S.

Иногда будет казаться, что вы просто не можете сделать все достаточно хорошо. Но избавьтесь от неуверенности в себе, продолжайте быть наставником, который делится, слушает, направляет и поддерживает. Если вы готовились и старались, то этого совершенно достаточно. Помните, эффект придет не сразу – не возможно в одночасье изменить парадигму, сформированную годами. Но результат будет окончательным и бесповоротным! А основой вашего авторитета станет признание учениками вашей лидерской (направляющей, помогающей, ведущей) позиции.

Успехов Вам!

 

Может быть интересно

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2020 году?

Согласно майским указам президента, заработная плата педагогов должна быть не ниже средней по региону. Почему-то всегда получается так, что растет она только на бумаге или только вместе с нагрузкой. Предлагаем разобраться каких все же изменений учителям и воспитателям стоит ждать в 2020 году.

5 минут 8889 112

Как педагогу быстро организовать дистанционное или смешанное обучение

Сегодня весь мир  столкнулся с  вынужденным переходом на дистанционные формы работы. Образовательную деятельность  это также не обошло стороной. В статье мы рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционного обучения, предложим пошаговый план действий. А  наш обзор технических  сервисов для организации дистанционного обучения поможет  быстро выбрать подходящий вариант под конкретную образовательную задачу. 

5 минут 2118 89