Как правило, первое знакомство классного руководителя с родителями происходит на родительском собрании, когда ни родительского коллектива, ни группы как таковых нет, а есть лишь родители как самостоятельные единицы. По мере того, как родители начинают общаться, в том числе в мессенджерах, начинают формироваться лидеры мнений – те, кому верят, к кому прислушиваются, кого готовы поддержать. Если классный руководитель проводит классные мероприятия совместно с родителями, процессы выдвижения лидеров пойдут еще быстрее.
Зачастую и другие родители не догадываются об уровне влияния лидера, хотя в сложных ситуациях они обращаются именно к нему, рассуждая о проблеме активнее и энергичнее, чем при официальном рассмотрении. Чаще неформальный лидер является обратным отражением классного руководителя. Если педагог жесткий, то родитель-лидер будет обаятельным и общительным, способным разрядить обстановку и снять напряжение. А демократичный или мягкий классный руководитель гарантирует появление жесткого родителя, способного принимать решение за всех.
Как понять, есть ли в родительском коллективе такой неформальный лидер? Попробуйте ответить себе на такие вопросы:
- С кем чаще всего общаются родители по разным вопросам?
- К кому чаще всего родители обращаются за профессиональным советом?
- Кто обычно озвучивает причины недовольства в коллективе в ходе собраний?
- Кто обычно выражает общее мнение коллектива, чаще других задает вопросы?
А еще учтите следующие моменты, которые также помогут распознать неформального лидера:
- На кого падают взгляды большей части родителей, отслеживая лидерскую реакцию, при объявлении каких-либо новостей на собрании.
- Неформальный лидер может с легкостью формировать круг, в котором идет активное обсуждение каких-либо вопросов.
Типы неформальных лидеров и как с ними взаимодействовать
👉Определить тип лидерства у активных родителей Вы можете, используя чек-лист «Определите тип лидера среди родителей». А определив, используйте следующие тактики поведения. |
Если родитель Инноватор. Советуйтесь с ним, когда коллективу нужен глоток свежего воздуха. Обычно родители готовы идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Они получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Таким образом, такого родителя нужно привлекать к проектной деятельности, к обсуждениям по предстоящим нововведениям в школе. Особенно ценно привлекать его для поиска нестандартных решений методом мозгового штурма.
Если родитель - Координатор. Координатор готов к продуктивному взаимодействию с начальством. Если классному руководителю нужен отличный результат, то можно использовать именно этого сотрудника для управления коллективом. Такие неформальные лидеры строго придерживаются заданной Вами линии, их мотивирует ощущение собственной значимости перед вышестоящим лицом. Он может стать голосом или проповедником непопулярных решений в классе или в школе.
Если родитель - Серый кардинал. Для того чтобы руководителю быть в курсе основных настроений в коллективе, стоит периодически неформально беседовать с данным родителем. Не стоит всецело доверять полученной информации, а его советы подвергайте анализу, так как серый кардинал склонен влиять на принятие решений самого классного руководителя, без принятия на себя ответственности за последствия. Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против Вас.
Если родитель - Революционер. Вам публично стоит предложить революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что этот неформальный лидер силён только на словах. Направить буйную энергию такого специалиста можно на общественную деятельность или поручить работу, которая подразумевает минимальные контакты с коллегами.
Если родитель - Весельчак. Классному руководителю стоит помнить, что под лёгким и непринуждённым руководством такого специалиста люди готовы выполнять даже монотонную работу. Можно поручать через весельчака сложные задания коллективу. Отлично себя может проявить такой неформальный лидер в работе с новичками, он сможет создать для них более комфортный и плавный процесс адаптации. Так как весельчак мастер создавать комфортную атмосферу в коллективе, он может с радостью принять поручение о проведении совместного досуга для детей и родителей. Мероприятия вне стен учреждения — его конёк.
Если родитель - Кризис-менеджер. Классному руководителю стоит дать возможность проявить себя данному сотруднику в стрессовой ситуации, стоит лишь сказать ему: «Сейчас ты главный!». А по результатам оценить работу кризис-менеджера и поблагодарить при остальных членов коллектива. Ведь признание — это важный фактор для неформального лидера.
Итак, главное, не бойтесь неформальных лидеров среди родителей, лучше используйте в интересах класса лучшее, что они могут предложить. Куда хуже, если родители будут пассивными, безынициативными и уклоняющимися от любой деятельности. Конечно, среди таких Вы однозначно будете «самым главным» и авторитетным, но и делать все придется самому. Стоит ли оно того?