Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как успешно пройти собеседование с аттестационной комиссией
9 минут 25804 32

Как успешно пройти собеседование с аттестационной комиссией

Уважаемый читатель, приветствую вас!

Аттестация педагогов бывает обязательной и добровольной. Последняя даёт возможность педагогу получить первую или высшую категорию и конечно, всегда является серьезным испытанием. На заседании аттестационной комиссии педагогам часто задают вопросы, которые ставят в тупик даже самого опытного педагога. Практика показывает, что педагоги теряются и показывают себя совсем не в выгодном свете перед комиссией. Из-за большого волнения они не дают ответов, которые отражали бы их реальные заслуги.

Как подготовиться педагогу к такому собеседованию, чтобы пройти его успешно? 

Важно хорошо выглядеть. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Иногда педагоги приходят на собеседование в неопрятном виде, пренебрегая этим правилом, и очень зря. Желательно придерживаться делового стиля одежды, т.к. такой внешний вид играет большую роль, но не стоит идти против себя: одежда должна подкрепить вашу уверенность в себе, а если в идеальном деловом костюме вы чувствуете себя некомфортно, это будет заметно: гармония внутреннего и внешнего — вот лучший совет. О построении имиджа успешного педагога вы можете подробно изучить на нашем бесплатном курсе "Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий".

Главное - не переживать!

Конечно, к педагогам всегда предъявляются высокие требования. Чего стоят только фантазии на тему: "Педагог будущего". Но не переживайте. Все мы люди! Поверьте, в ходе собеседования все стороны испытывают стресс. Вот несколько советов, как себя настроить на успех:

  • Не накручивайте себя, а наоборот, настройте свои мысли на получение категории. Вы действительно достойны этого, потому что достигли своих профессиональных целей, выучили и воспитали не одно поколение детей. Пора получить свою награду за труды!
  • Возьмите инициативу в свои руки. Заранее подготовьте ответы на часто задаваемые вопросы комиссии. Это позволит вам чувствовать себя более уверенно. Тематики вопросов для подготовки рекомендуем спросить у прошедших аттестацию «коллег по цеху», в интернет-ресурсах. Идите отвечать и будьте уверены в каждом слове!
  • Поймите, что собеседование - это всего 30 минут времени, когда оценивают вас как профессионала своего дела, но это не весь день, не период жизни, не вся жизнь!
  • Если очень сильно волнуетесь, то приём успокоительных за день или за час до собеседования рекомендуется только в малом количестве, т.к. при передозировке тормозятся умственные процессы, и вы будете плохо отвечать на вопросы комиссии.
  • Успокоиться и снять нервное напряжение помогают физические упражнения и медитативные дыхательные техники.
  • Превратите стресс в союзника, используя методы, представленные в сборнике по развитию стрессоустойчивости.
  • Хотим вас предостеречь от опозданий. Опоздание, даже по уважительной причине, вызовет неблагоприятное впечатление. Конечно, рассмотрение вашей кандидатуры состоится без вас, но тогда у вас не будет возможности повлиять положительно на решение комиссии. Лучше с помощью Яндекс или Google определите маршрут и время, затрачиваемое на поездку, и добавьте ещё 30 минут. Тогда точно успеете.

Как себя вести в ходе собеседования с аттестационной комиссией

  1. Если вам вопрос не понятен, то обязательно уточните его. А если хотите выиграть несколько секунд на обдумывание ответа, то попросите задать его ещё раз под предлогом непонимания.
  2. Когда услышали вопрос, делайте паузу в несколько секунд на обдумывание.
  3. Будет лишним, если вы будете перебивать члена аттестационной комиссии или вести себя вызывающе. Такое поведение не пойдёт вам на пользу.
  4. Иногда бывают провокационные вопросы типа: «На каком основании вы думаете, что получите высшую категорию?». Не поддавайтесь. Будьте мудрее. Относитесь к ситуации проще, отвечайте с юмором.
  5. Если у вас в личной папке указаны средние показатели по личным педагогическим достижениям или успеваемости учеников, то вопрос у комиссии может возникнуть. Поэтому обязательно заранее подготовьте ответ, который вас может оправдать, в котором вы сообщите, как исправили или планируете исправить данное положение дел. Не перекладывайте ответственность за нестабильные показатели на внешние обстоятельства.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: «В вашей папке указано, что количество учеников, участвующих на ваших мастер-классах и открытых уроках в прошлом году упал вдвое. Как вы планируете решать эту проблему?»

Неправильный ответ:

«Да, проблема есть. Я связываю её с тем, что в нашем районе проходит активная реновация. Но сейчас строится большой жилой комплекс, поэтому мы уверены, что в ближайшие пару лет восполним недостаток в учащихся».

Ошибка в том, что педагог фактически говорит: «Я никак не решаю эту проблему. Виноваты они. Жду, когда ученики сами придут». 

Правильный ответ:

Лучше будет, если вы изложите нескольких идей, позволяющих повысить посещаемость обучающего мероприятия. 

Например, собрание родителей, приглашение на классный час, сообщение в группе школы в социальных сетях, прозвон учеников с целью предложить возобновить посещение занятий и т.д. 

Всегда относитесь к своей деятельности максимально осознанно. Осознанность позволяет вам ответить на такие педагогические вопросы как: «Как я отношусь к системе образования? Какие показатели выполняются по моему предмету? Какие профессиональные достижения я ценю больше всего? Кем я хочу стать через год, 5 лет? За что в своей работе я несу персональную ответственность, а за что нет? Признаю ли я свои ошибки, и что я делаю для их исправления?». Иначе у аттестационной комиссии появится впечатление, что педагог не понимает, чем он занимается. Вот как это случилось с одним из педагогов.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: Какая ваша цель выхода на аттестацию? 

Неправильный ответ:

«Реализация профессионального потенциала в рамках своей должности».

Ошибка в том, что педагог говорит о своих личных интересах, а не интересах учащихся и своего образовательного учреждения. Профессия педагога – это всегда служение людям, их просвещение. Педагога награждают люди, потому что сами этого хотят, а не потому что педагог просит.

Правильный ответ:

Рекомендуем говорить в целом о том, что сделали в рамках своей должности, а категорию воспринимаете лишь как награду и возможность внести ещё больше пользы.

«Хочу получить первую/высшую категорию, т.к. согласно высоким оценкам руководства моего образовательного учреждения, был внесён серьёзный вклад в успеваемость своих учеников, показателей учреждения, повышение качества образования. Категория позволит мне участвовать в проектах, которые выведут моё учреждение на новый уровень развития».

Отвечайте общими, обтекаемыми рассуждениями на вопросы комиссии, носящими философский характер. Такими вопросами могут быть: «Назовите 3 ценности системы образования?» или «Как вы думаете, новая система аттестации педагогов с помощью ЕФОМ эффективна?».

Если вопросы комиссии требуют конкретики, то отвечайте им максимально точно и емко. Говорите, озвучивая пункты, что сделано, приведите цифры по показателям деятельности. Не отвечайте расплывчато, общими фразами, так как такой ответ будет воспринят как отсутствие у педагога понимания специфики темы вопроса.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: «Скажите, пожалуйста, какие мероприятия по воспитательной работе вы считаете наиболее значимые для учащихся?»

Неправильный ответ:

«Самыми ценными мероприятиями для детей являются те, в которых они могут себя раскрыть, показать свои таланты, позволяющие им самовыразиться. У нас все мероприятия на это нацелены. Мы с коллегами прилагаем все усилия, что мероприятия проходили в формате тех, которые интересны детям и полезны».

Ошибка в том, что педагог не привёл ни одного конкретного примера мероприятия.

Правильный ответ:

Лучше просто перечислите мероприятия, например, патриотического воспитания, учащихся.  

Если комиссия захочет подробностей, то кратко опишите суть, когда проходили, какое влияние на учащихся было достигнуто. Идеально, если расскажете о запланированных крупных мероприятиях на будущий год, акцентировав внимание на их значимости.

Отвечайте на заданный вопрос, а не на какой-то другой.

Ситуация из практики

Вопрос комиссии: «Вы – учитель математики, расскажите об успехах своих учеников?» 

Неправильный ответ:

«В прошлом году ученический актив класса принял участие в городском проекте «Создавая будущее» и занял первое место, также есть достижения в проектах «Не прервётся связь поколений», мы третий год победители в проекте «Музеи, парки, усадьбы». 

Ошибка в том, что педагог не сообщает об успехах учеников именно по математике, а озвучивает успехи по смежным предметам, например истории города.

Правильный ответ:

Лучше сообщить комиссии о конкретных показателях своих учеников по преподаваемому предмету, а также их успехи на олимпиадах по этому предмету (в нашем случае – по математике).

Желаем Вам успешно пройти аттестацию!

Может быть интересно

Модельный паспорт аттестуемого педагогического работника по должности «учитель», «воспитатель» и «педагог дополнительного образования»

Что представляет собой такая форма аттестации педагогов, как «Модельный паспорт»? Является ли «Модельный паспорт» вариантом новой модели аттестации педагогических работников? Как его заполнять для разных должностей? Всегда ли он нужен?

Эти вопросы разбираем в статье.

5 минут 9644 129

Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?

11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты.

Будут ли наконец введены изменения? Что об этом думают коллеги и кому лучше пройти аттестацию сейчас? Разбирали в новой статье.

5 минут 48841 456