Уважаемый читатель, приветствую вас!
Аттестация педагогов бывает обязательной и добровольной. Последняя даёт возможность педагогу получить первую или высшую категорию и конечно, всегда является серьезным испытанием. На заседании аттестационной комиссии педагогам часто задают вопросы, которые ставят в тупик даже самого опытного педагога. Практика показывает, что педагоги теряются и показывают себя совсем не в выгодном свете перед комиссией. Из-за большого волнения они не дают ответов, которые отражали бы их реальные заслуги.
Как подготовиться педагогу к такому собеседованию, чтобы пройти его успешно?
Важно хорошо выглядеть. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Иногда педагоги приходят на собеседование в неопрятном виде, пренебрегая этим правилом, и очень зря. Желательно придерживаться делового стиля одежды, т.к. такой внешний вид играет большую роль, но не стоит идти против себя: одежда должна подкрепить вашу уверенность в себе, а если в идеальном деловом костюме вы чувствуете себя некомфортно, это будет заметно: гармония внутреннего и внешнего — вот лучший совет. О построении имиджа успешного педагога вы можете подробно изучить на нашем бесплатном курсе "Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий".
Главное - не переживать!
Конечно, к педагогам всегда предъявляются высокие требования. Чего стоят только фантазии на тему: "Педагог будущего". Но не переживайте. Все мы люди! Поверьте, в ходе собеседования все стороны испытывают стресс. Вот несколько советов, как себя настроить на успех:
- Не накручивайте себя, а наоборот, настройте свои мысли на получение категории. Вы действительно достойны этого, потому что достигли своих профессиональных целей, выучили и воспитали не одно поколение детей. Пора получить свою награду за труды!
- Возьмите инициативу в свои руки. Заранее подготовьте ответы на часто задаваемые вопросы комиссии. Это позволит вам чувствовать себя более уверенно. Тематики вопросов для подготовки рекомендуем спросить у прошедших аттестацию «коллег по цеху», в интернет-ресурсах. Идите отвечать и будьте уверены в каждом слове!
- Поймите, что собеседование - это всего 30 минут времени, когда оценивают вас как профессионала своего дела, но это не весь день, не период жизни, не вся жизнь!
- Если очень сильно волнуетесь, то приём успокоительных за день или за час до собеседования рекомендуется только в малом количестве, т.к. при передозировке тормозятся умственные процессы, и вы будете плохо отвечать на вопросы комиссии.
- Успокоиться и снять нервное напряжение помогают физические упражнения и медитативные дыхательные техники.
- Превратите стресс в союзника, используя методы, представленные в сборнике по развитию стрессоустойчивости.
- Хотим вас предостеречь от опозданий. Опоздание, даже по уважительной причине, вызовет неблагоприятное впечатление. Конечно, рассмотрение вашей кандидатуры состоится без вас, но тогда у вас не будет возможности повлиять положительно на решение комиссии. Лучше с помощью Яндекс или Google определите маршрут и время, затрачиваемое на поездку, и добавьте ещё 30 минут. Тогда точно успеете.
Как себя вести в ходе собеседования с аттестационной комиссией
- Если вам вопрос не понятен, то обязательно уточните его. А если хотите выиграть несколько секунд на обдумывание ответа, то попросите задать его ещё раз под предлогом непонимания.
- Когда услышали вопрос, делайте паузу в несколько секунд на обдумывание.
- Будет лишним, если вы будете перебивать члена аттестационной комиссии или вести себя вызывающе. Такое поведение не пойдёт вам на пользу.
- Иногда бывают провокационные вопросы типа: «На каком основании вы думаете, что получите высшую категорию?». Не поддавайтесь. Будьте мудрее. Относитесь к ситуации проще, отвечайте с юмором.
- Если у вас в личной папке указаны средние показатели по личным педагогическим достижениям или успеваемости учеников, то вопрос у комиссии может возникнуть. Поэтому обязательно заранее подготовьте ответ, который вас может оправдать, в котором вы сообщите, как исправили или планируете исправить данное положение дел. Не перекладывайте ответственность за нестабильные показатели на внешние обстоятельства.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: «В вашей папке указано, что количество учеников, участвующих на ваших мастер-классах и открытых уроках в прошлом году упал вдвое. Как вы планируете решать эту проблему?»
Неправильный ответ: «Да, проблема есть. Я связываю её с тем, что в нашем районе проходит активная реновация. Но сейчас строится большой жилой комплекс, поэтому мы уверены, что в ближайшие пару лет восполним недостаток в учащихся». Ошибка в том, что педагог фактически говорит: «Я никак не решаю эту проблему. Виноваты они. Жду, когда ученики сами придут». | Правильный ответ: Лучше будет, если вы изложите нескольких идей, позволяющих повысить посещаемость обучающего мероприятия. Например, собрание родителей, приглашение на классный час, сообщение в группе школы в социальных сетях, прозвон учеников с целью предложить возобновить посещение занятий и т.д. |
Всегда относитесь к своей деятельности максимально осознанно. Осознанность позволяет вам ответить на такие педагогические вопросы как: «Как я отношусь к системе образования? Какие показатели выполняются по моему предмету? Какие профессиональные достижения я ценю больше всего? Кем я хочу стать через год, 5 лет? За что в своей работе я несу персональную ответственность, а за что нет? Признаю ли я свои ошибки, и что я делаю для их исправления?». Иначе у аттестационной комиссии появится впечатление, что педагог не понимает, чем он занимается. Вот как это случилось с одним из педагогов.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: Какая ваша цель выхода на аттестацию?
Неправильный ответ: «Реализация профессионального потенциала в рамках своей должности». Ошибка в том, что педагог говорит о своих личных интересах, а не интересах учащихся и своего образовательного учреждения. Профессия педагога – это всегда служение людям, их просвещение. Педагога награждают люди, потому что сами этого хотят, а не потому что педагог просит. | Правильный ответ: Рекомендуем говорить в целом о том, что сделали в рамках своей должности, а категорию воспринимаете лишь как награду и возможность внести ещё больше пользы. «Хочу получить первую/высшую категорию, т.к. согласно высоким оценкам руководства моего образовательного учреждения, был внесён серьёзный вклад в успеваемость своих учеников, показателей учреждения, повышение качества образования. Категория позволит мне участвовать в проектах, которые выведут моё учреждение на новый уровень развития». |
Отвечайте общими, обтекаемыми рассуждениями на вопросы комиссии, носящими философский характер. Такими вопросами могут быть: «Назовите 3 ценности системы образования?» или «Как вы думаете, новая система аттестации педагогов с помощью ЕФОМ эффективна?».
Если вопросы комиссии требуют конкретики, то отвечайте им максимально точно и емко. Говорите, озвучивая пункты, что сделано, приведите цифры по показателям деятельности. Не отвечайте расплывчато, общими фразами, так как такой ответ будет воспринят как отсутствие у педагога понимания специфики темы вопроса.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: «Скажите, пожалуйста, какие мероприятия по воспитательной работе вы считаете наиболее значимые для учащихся?»
Неправильный ответ: «Самыми ценными мероприятиями для детей являются те, в которых они могут себя раскрыть, показать свои таланты, позволяющие им самовыразиться. У нас все мероприятия на это нацелены. Мы с коллегами прилагаем все усилия, что мероприятия проходили в формате тех, которые интересны детям и полезны». Ошибка в том, что педагог не привёл ни одного конкретного примера мероприятия. | Правильный ответ: Лучше просто перечислите мероприятия, например, патриотического воспитания, учащихся. Если комиссия захочет подробностей, то кратко опишите суть, когда проходили, какое влияние на учащихся было достигнуто. Идеально, если расскажете о запланированных крупных мероприятиях на будущий год, акцентировав внимание на их значимости. |
Отвечайте на заданный вопрос, а не на какой-то другой.
Ситуация из практики
Вопрос комиссии: «Вы – учитель математики, расскажите об успехах своих учеников?»
Неправильный ответ: «В прошлом году ученический актив класса принял участие в городском проекте «Создавая будущее» и занял первое место, также есть достижения в проектах «Не прервётся связь поколений», мы третий год победители в проекте «Музеи, парки, усадьбы». Ошибка в том, что педагог не сообщает об успехах учеников именно по математике, а озвучивает успехи по смежным предметам, например истории города. | Правильный ответ: Лучше сообщить комиссии о конкретных показателях своих учеников по преподаваемому предмету, а также их успехи на олимпиадах по этому предмету (в нашем случае – по математике). |
Желаем Вам успешно пройти аттестацию!