Грядущие изменения в процедуре аттестации вызывают бурные обсуждения среди педагогов. Особенно вопросы, связанные с введением ЕФОМ – Едиными федеральными оценочными материалами, которые уже прошли апробацию в некоторых регионах, и которые обещали с 2020 года сделать обязательными для всех.
Итак, на текущий момент аттестация педагогов на ЕФОМ не производится. На сайте ефом.рф даже нет возможности зарегистрироваться. Координатор проекта на запрос помощи в регистрации отвечает: «Добрый день! К сожалению, регистрация на портале ефом.рф на данный момент недоступна».
А как все начиналось?
А начиналось все с 2018 г. Именно тогда запустили апробацию модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ. Как заявлено, проводилась она с соблюдением принципов добровольности и конфиденциальности. Апробация проходила среди учителей русского языка, математики и истории в выделенных регионах. Например, в Центральном ФО это были Рязанская и Ярославская области. Планировалось, что до декабря 2019 года пройдет апробация и разработка единых федеральных оценочных материалов, а в первом полугодии 2020 года Министерство проведёт итоговую апробацию новой модели аттестации педагогических работников.
Есть ли варианты тестов по ЕФОМ?
В сети Интернет еще можно найти варианты тестов. Например, на сайте Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в разделе «Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей».
Можно найти и отзывы участников:
«Я из числа тех, кто в режиме апробации проходила тестирование ЕФОМ по истории. Общее впечатление - очень сложно. Работа состоит из двух частей: знание предмета и историографии; знание методики, психологии, педагогики, решение практических задач. В первой части очень много вопросов по Всеобщей истории (гражданская война в США, синхайская революция, наполеоновские войны, история Франции, вопросы внешней политики России в разные эпохи). Думаю, что задания создавались преподавателями ВУЗов достаточно высокого уровня сложности. За 20 лет стажа мы и историографию подзабыли. Во второй части мне было менее сложно, но все равно пришлось повторять, много заданий по работе с детьми с ОВЗ, детьми разного уровня развития, памяти, аудиалов, визуалов. Мне попалось задание по составлению индивидуальной траектории обучения для мальчика-спортсмена, часто пропускающего уроки. Задание на проверку сочинения по истории (ЕГЭ), нужно было оценить работу ученика по критериям и спланировать мою дальнейшую работу по ликвидации пробелов знаний. Задания на умение планировать и реализовывать учебные проекты по региональной истории. Задания на планирование урока в соответствии с ФГОС. В целом, работа сложная, результатов еще не знаю. Готовиться нужно будет основательно, поднимать университетский материал по истории, повторять историографию, методику, психологию.»
Поскольку было заявлено, что в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры, то в первом полугодии 2020 формат аттестации остается прежним. А новая модель ВОЗМОЖНО заработает для всех с 2021 г. Можно немножко вздохнуть...