Что такое аттестация? Виды аттестации?
Аттестация – это проверка уровня компетентности педагога для той должности, которую он занимает. Предполагается, что новый порядок аттестации с одной стороны, обеспечит большую объективность за счет унификации требований к российским педагогам, независимо от региона, и, с другой - будет мотивировать педагогов непрерывно повышать свою квалификацию.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает два вида аттестации для педагогов:
- Обязательная - для подтверждения соответствия занимаемой должности (1 раз в 5 лет)
- Добровольная – для установления квалификационной категории (Первой категории или Высшей категории)
! Профессиональный экзамен для будущих педагогов (Вход профессию) - сертификация выпускника, если он идет на работу в образовательную организацию. То есть, определенный уровень квалификации нужно будет подтверждать еще до начала профессиональной деятельности.
Система аттестации педагогических кадров в России существует давно, но имеет определенные недостатки, в частности, это:
- необходимость собирать многочисленные документы самому педагогу (грамоты, дипломы, сертификаты и свидетельства, списки и сканы публикаций)
- отсутствие единого порядка аттестации в регионах и единого содержания (где-то требуются открытые уроки, а где-то - нет, где-то нужны электронные портфолио, а где-то – бумажные папки, разные формы представления результатов воспитанников или учащихся, порядок и необходимость собеседований), что не позволяет проводить их сравнение между собой
- отсутствие для педагога стимула повышать уровень своих знаний в области своего предмета и свои профессиональные компетенции как педагога, поскольку предметные знания до сих пор никак не оцениваются, а реальное умение применять педагогические технологии и методики тоже никак при оценке не представлены, только планы и отчеты.
Состав новой модели аттестации.
Новая модель аттестации будет построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов РФ, при помощи ЕФОМ будет устанавливаться наличие следующих компетенций у педагога:
- Предметные компетенции
- Методические компетенции
- Психолого-педагогические компетенции
- Коммуникативные компетенции.
Сейчас для педагогов России единым является только общий порядок проведения аттестации, а вот содержание и отдельные аспекты процедуры ее определяется на региональном уровне, новая же модель будет единой для всех педагогов страны, а оцениваемые компетенции будут соответствовать тем, которые прописаны в профессиональном стандарте педагога. Изменения будут и в профстандарте, например, появятся две новые должности для педагогов общего образования: старший учитель и ведущий учитель.
Необходимость аттестации. Обязательна ли аттестация для педагога?
Обязательная аттестация (на соответствие занимаемой должности) является обязательной :), ее проводят аттестационные комиссии образовательной организации (детского сада, школы, центра дополнительного образования). Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей, причем если педагог работает по совместительству, то он проходит аттестацию по каждому месту работы.
Если человек проработал менее двух лет на занимаемой должности (или менее двух лет как вышел из декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком), он не обязан проходить обязательную аттестацию.
Если человек проработал менее двух лет в качестве педагога первой или высшей категории, он не обязан проходить обязательную аттестацию.
! Обязательна аттестация для выпускников, если они приходят работать в образовательную организацию. А если после педагогического или другого вуза они собираются работать в другой сфере, то могут эту аттестацию не проходить.
Добровольная аттестация или аттестация на категорию не является обязательной и проводится по желанию педагога для повышения категории (и, соответственно, увеличения заработной платы), ее проводят аттестационные комиссии органов управления образованием (комитета по образованию, регионального министерства образования и т.д. – в зависимости от того, к какому ведомству относится образовательная организация).
Что будет, если я не пройду аттестацию?
Это не очень распространенная ситуация, но давайте все-таки ее рассмотрим. Если педагог не смог пройти обязательную аттестацию, то работодатель должен отправить его на кусы повышения квалификации (по рекомендации аттестационной комиссии) либо предложить другую имеющуюся работу, естественно, менее квалифицированную. Возможно и увольнение: трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, если невозможно перевести педагога с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). Однако, не допускается увольнение по данному основанию (т. е. в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ) педагогов из числа лиц, указанных в части четвертой статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и др.).
! Предполагается, что при новой системе аттестации с педагогом будет заключаться срочный трудовой договор на срок до следующей аттестации (который еще не определен нормативными документами), а значит, педагог может быть уволен в связи с истечением срока контракта, это будет гораздо проще сделать, чем сейчас.
Что такое этот страшный зверь ЕФОМ?
ЕФОМ – это единые федеральные оценочные материалы. Расчетная продолжительность аттестации - 4 часа, а содержательно она будет состоять из трех блоков.
Первый "блок" - письменная работа по предмету, выполнение которой у педагога займет 2 часа. К примеру, учитель математики будет не только решать систему уравнений и строить график функции. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, в том числе, через наводящие вопросы, и поставить адекватную оценку. Другой пример задачи - составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил. В планах до 2020 года стоит разработка ЕФОМов по всем школьным предметам, но пока трудно сказать, успеют ли все реализовать.
Второй "блок" - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Независимые эксперты на основе анализа видеозаписи оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитательные методики, формирование мотивации учащихся, индивидуальный подход, успешность формирования у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию. Педагогу необходимо представить и анализ собственный работы на уроке.
Кроме видеоурока потребуются образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько решенных задач или уравнений, эссе, тест с выставленной за них оценкой.
Третий "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Для этого дается ситуация из реальной жизни. Например, в классе складывается ситуация буллинга (травли) одного из учеников. Как помочь ребенку? Кого следует привлечь для решения проблемы? Как построить разговор с родителями, с классом? Учитель должен составить план действий.
Еще три необходимых элемента будет представлять администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников.
Станет ли проще проходить аттестацию?
Трудно пока ответить на этот вопрос. Предполагается, что новая модель аттестации избавит педагогов от необходимости собирать многочисленные документы, подтверждающие их успешность.
Как узнать, какой пакет документов необходим для прохождения аттестации?
В каждом регионе могут быть свои формы документов и правила прохождения аттестации: где-то можно подать заявление на прохождение аттестации через Госуслуги, где-то на электронном портале министерства или комитета по образовании, форма представления подтверждающих документов тоже может быть разной (сканы, ксерокопии), поэтому проще всего зайти на сайт своего органа исполнительной власти в сфере управления образованием, найти раздел аттестации и посмотреть. Другой путь – позвонить в свой комитет по образованию или министерство и все выяснить. Третий (или дополнительный к первым двум) – спросить подробности у коллег, которые проходили аттестацию недавно.