Более подробная статья и презентация с графиками, диаграммами и таблицами
представлена для ознакомления по ссылкам
Концепция деятельности ДОУ по формированию
двигательного статуса дошкольников
"Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос,
через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью".
Н. Ефименко
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:
-
принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
-
принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
-
принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
-
принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
-
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
-
обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
-
формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
-
реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
-
формировать основы безопасности жизнедеятельности;
-
оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
-
утренняя гимнастика;
-
гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; занятия, прогулки;
-
совместные досуги с родителями и младшими школьниками; спортивные праздники и развлечения;
-
физкультурные занятия
-
кружок "Хореография".
Реализация оздоровительной деятельной деятельности МОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически-формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
На основе концептуальных положений программы М.А. Васильевой « Программа воспитания и обучения в детском саду» педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:
- Глазырина Л.Д. "Физическая культура - дошкольникам",
-
Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста",
-
Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста",
В рамках концепции деятельности ДОУ воспитателями разработана своя концептуальная модель деятельности.
Организация и проведение Малых Олимпийских игр.
Одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ являются - Малые Олимпийские игры, где мы
решаем следующие задачи:
- формировать предпосылки здорового образа жизни;
- знакомить детей с Олимпийскими видами спорта, с символикой разных стран - участниц Олимпиады.
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего,
старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма.
Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий воспитатели используют как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора, безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:
-
использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ;
-
психологическое сопровождение развития;
-
разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
-
система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
-
организация питания;
-
оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей группе это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В средней и старшей группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах - массаж стопы ( су-джок ), гимнастика на постели, уход за полостью рта.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья".
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. Данную работу проводят как специалисты, так и воспитатели. В зимний период проводятся лыжные прогулки. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.
Для приобщения детей к такому виду спорта, как художественная гимнастика, в нашем дошкольном учреждении организованы платные дополнительные образовательные услуги по хореографии.