Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
17 минут 17898 5944

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СКАЧАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Логопед-дефектолог Губайдуллина Надежда Робертовна

город Тольятти

 

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗДЕЛАМ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ», «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»,

«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4 – 5 ЛЕТ.

      С каждым годом растет число дошкольников с отклонениями в развитии. Значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Особую тревогу вызывает рост воспитанников с задержкой психического развития и уменьшение возраста, в котором данные отклонения обнаруживаются (4-5 лет).

     В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-развивающей помощи дошкольникам старшего возраста (5-7 лет). Однако известно, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше будет начата систематичная коррекционная работа, тем успешнее и эффективнее будет происходить поступательное психофизическое развитие воспитанников.

     Система обучения дошкольников данной категории детей требует дальнейшего развития и модификацией с учетом возрастных критериев.

     На данный момент в группах для детей с задержкой психического развития 4-5 лет образование преимущественно осуществляется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Составители данной программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов программа М.А. Васильевой представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

       Но как показывает практика для освоения этой программы необходим определенный уровень развития воспитанников: дети должны иметь достаточно хорошие показатели развития важнейших познавательных процессов: зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти и внимания, образного мышления, психических темпов; определенный уровень развития словарного запаса, а также способность к использованию в своей речи усвоенной лексики; определенные произносительные навыки и достаточно структурированную речь. Воспитанники с задержкой развития 4-5 лет имеют большие трудности в усвоении «Программы воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой в силу своего нарушенного развития.

     У детей данной категории все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

     У детей с задержкой психического развития 4 – 5 лет наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.

     У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании картинки разрезанной на 3 – 4 части дети часто не могут осуществить полноценный анализ изображения, установить симметричность, соединить её в единое целое. Увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения.

     В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР 4-5 лет особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.

     Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, продуктивность деятельности при этом резко снижается.

     Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

     Ещё одним характерным признаком задержки психического развития у детей данной категории являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

       Среди нарушений кратковременной памяти - повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

     Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети с трудом классифицируют предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

       Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития 4-5 лет является снижение познавательной активности. Дети практически не интересуются предметами и явлениями окружающей действительности. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Они не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.

     У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

     Ещё у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

     У дошкольников 4-5 лет с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

           Отдельно остановимся на особенностях речи детей 4-5 лет с ЗПР. Некоторые воспитанники используют довербальные средства общения, речевые средства крайне ограничены. Остальные пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной, слоговая структура имеющих слов грубо нарушена. Лексико - грамматический и фонетико – фонематический строй не сформирован. У детей выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

     Все эти недостатки развития мешают детям с задержкой психического развития 4-5 лет усваивать образовательную программу для нормально развивающихся сверстников. Таким образом, необходимо не теряя год, адаптировать новое содержание образовательных программ, которое могло бы обеспечивать развитие высших психических функций и представление воспитанников об окружающем мире, подготовить их к дальнейшему обучению по программе для детей с ЗПР старшего возраста. Для решения столь актуальной для нас проблемы, мной была создана парциальная программа для детей данного возраста и данной категории.

     Цель предлагаемой программы – разработать комплекс программ, направленных на поступательное развитие воспитанников 4-5 лет с задержкой психического развития.

     В соответствии с целью, определены следующие рабочие задачи:

  1. Анализ программно – методического материала коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР.
  2. Выявление особенностей психофизического развития воспитанников с ЗПР 4-5 лет, определение исходного уровня обученности.
  3. Отбор и систематизация программного материала по разделам: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений».
  4. Апробация и внедрение разработанного комплекса программ.

     Программа состоит из трех разделов.

Первый раздел.     Ознакомление с окружающим миром.

Занятия осуществляются в средней группе 2 раза в неделю (64 раза за учебный год). Содержание данного блока состоит из трех составляющих:

-   предметы вокруг нас;

-   природный мир;

- явления общественной жизни.

Второй раздел.   Развитие речи.

Занятия осуществляются в средней группе 1 раз в неделю (32 раза за учебный

год). Содержание данного блока состоит из трех составляющих. Занятия по «Развитию речи» имеют комбинированный характер, в содержание которых обязательно включаются три составляющих блока:

- расширение и активизации словаря;

- формирование и развитие лексико-грамматического строя речи;

-   развитие коммуникативных навыков.

Третий раздел.  

Развитие элементарных математических представлений.

   Занятия осуществляются в средней группе 1 раз в неделю (32 раза за учебный год). Содержание данного блока состоит из четырех составляющих:

- количество и счет;

- геометрические фигуры;

- пространство и время;

- признаки предметов.

     Занятия в средней группе для детей с ЗПР проводится по подгруппам, их продолжительность составляет 15-20 минут в день. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом результатов диагностики, вида занятий и индивидуальной динамики развития в течение года.

     Коррекционная работа с детьми базируется на следующих принципах:

Принцип реальности – предполагает, прежде всего, учет реальных

возможностей ребенка и ситуации. А это значит, что коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

  • Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору

коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Дети 4-5 лет с ЗПР имеют интерес к предметно – операционной и игровой деятельности, поэтому игровое предъявление заданий повышает продуктивность их деятельности.

  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает

изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно - развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития. Реализация этого принципа при работе с детьми с ЗПР 4-5 лет осуществляется за счет дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала и оказания индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения, зрительных опор, речевого регулирования, подведения итога выполнения задания и его оценки.

  • Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания

означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

     При коррекционной работе с детьми 4 – 5 лет с задержкой психического развития следует ориентироваться на следующие направления работы:

1.      Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейро-психологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2.      Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3.      Целенаправленное формирование высших психических функций:

4.     Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

5.      Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере.

6.      Преодоление недостатков в речевом развитии.

7.      Формирование коммуникативной деятельности.

Ожидаемые результаты внедрения данной программы.

• Активизация познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.

• Восполнение пробелов предшествующего развития, ослабление степени отставания детей по основным линиям развития.

• Овладение знаниями, умениями и навыками в объеме данной образовательной программы.

• Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью.

     Данная программа была рецензирована, апробирована и используется в дальнейшем в нашем учреждении при работе с детьми с задержкой психического развития 4-5 лет. Для сопровождения разработано методическое и диагностическое обеспечение по всем разделам программы.

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2131 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1931 606