Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Браун Н.Г., методист
20 минут 11222 3573

Браун Н.Г., методист

Дорогие друзья, рады представить Вам Браун Наталью Гавриловну, методиста и педагога дополнительного образования в Доме детского творчества п.Беркакит, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия).

Основная ее деятельность направлена на повышение профессионального мастерства педагогов, поиск новых подходов к проблемам дополнительного образования и воспитания.


braunДиректор Дома детского творчества о своей сотруднице Браун Н.Г.:

«Ею разработана и апробирована на практике модель методической работы в Доме Детского творчества по повышению профессионального уровня педагогов; по изучению, разработке и внедрению новых технологий в образовательном процессе; по повышению качества образования и воспитания.

Наталья Гавриловна постоянно повышает свой профессиональный уровень и своими знаниями и опытом щедро делится с коллегами, вносит свой посильный вклад в достижения Дома детского творчества.»


Вашему вниманию представляем статью на тему: «Модель полихудожественного образования в условиях интеграции образовательных программ Дома детского творчества», где представлено описание опыта работы Дома детского творчества в области художественно-эстетического направления и раскрываются различные виды искусства, взаимообогащенные друг другом.

Данный опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, а также учителям, занимающимся организацией внеурочной деятельности обучающихся.


Скачать презентацию по статье

скачать статью

Модель полихудожественного образования

в условиях интеграции образовательных программ Дома детского творчества

Браун Н.Г., методист

МОУ ДОД ДДТ п. Беркакаит,

Нерюнгринского района

Одной из главных задач дополнительного образования является развитие творческой личности ребенка в условиях непрерывного образовательного процесса. Наш Дом детского творчества предоставляет детям возможность для разностороннего развития, укрепления здоровья и самоопределения.

Одним из приоритетных направлений в ДДТ является художественно-эстетическое, его составляющие – это изобразительное и декоративно-прикладное творчество, музыкальное и танцевальное творчество. Непрерывное художественно-эстетическое образование детей обладает такими преимуществами, как гибкость, разнообразие и доступность времени и пространства, а каждый воспитанник получает возможность понять, что сделанный им выбор не препятствует в будущем продолжению образования в других областях. Занимаясь разными видами искусства, ребенок приобретает ценный эстетический опыт.


Художественно-эстетическое направление в Доме детского творчества включает в себя 13 образовательных программ дополнительного образования детей, которые реализуются:

В Школе раннего творческого развития «Росточек» полихудожественной направленности по изобразительному искусству «Я и скульптор, и художник»; музыкальному творчеству «С песенкой по лесенке»; танцевальному творчеству «Хочу танцевать»; психологии здоровья «Я расту, я развиваюсь».

На базе ДОУ «Цветик – Семицветик»: подготовительные группы «Хочу танцевать», «В русской избе», «Оригами».

На базе 1-х классов СОШ №22: интегрированный курс «Искусство в познании мира» - ИЗО, музыка, ритмика.

На базе 3-х классов СОШ №22: интегрированный курс «Русский фольклор» (рисование, музыка).

В начальных классах СОШ №22: Бумагопластика, ИЗО.

В художественных студиях: «В мире красок», «Волшебная кисточка», «Спектр»;

В студиях ДПИ: «Сувенир», «Юный дизайнер»;

В вокальной студии «Солнышко»;

В студии хореографии «Шанс».

Мы обеспечиваем детей возможностью проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, чтобы впоследствии они могли реализовать свои личные жизненные планы (выбор профессии и запасного варианта, удовлетворение жажды знаний и стремление к самосовершенствованию).

Главное, на что мы опираемся в нашей работе:

Искусство, соединенное с трудом - элемент эстетического и нравственного воспитания, средство закрепления в детях лучших чувств, которыми одарила их природа.

Не опоздать!

Делать все, чтобы было интересно жить сейчас.

Культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства.


В Доме детского творчества в течение нескольких лет реализуется программа развития «От искусства – к творчеству, от красоты – к гармонии». В соответствии с данной программой осуществляется интеграция различных видов деятельности дополнительного образования, как фактор полихудожественного, поликультурного образования и воспитания детей.

Целью программы является развертывание полихудожественного, гуманитарно-эстетического пространства, использование интеграции различных видов деятельности, что предполагает непрерывное эстетическое образование, нравственное и патриотическое воспитание детей.

В своей работе мы пытались создать перспективную модель многоуровневого и непрерывного воспитания и образования: от базовых программ (интегрирующих разные виды художественного творчества) до программ, где ребенок может себя реализовать через конкретные виды искусства. Для этого было создано два равноправных автономных отделения: отделение допрофессионального образования и отделение свободного детского творчества.

На отделении допрофессионального образования осуществляется интеграция основного и дополнительного образования, ориентация на способных и одаренных детей, направленность на качественную подготовку обучающихся по направлениям деятельности, профессиональное самоопределение.

На отделении свободного детского творчества происходит расширение и чередование видов творческой деятельности, наиболее полное удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам, формирование осознанных познавательных интересов и стремление реализовать их на практике.

Такая логика построения образовательного процесса лежит в основе долгосрочных, разноуровневых, интегрированных, комплексных программ, реализация которых создает условия для удовлетворения образовательных потребностей как детей одаренных, так и проявляющих обычные способности.


В настоящее время большое внимание уделяется проблеме интеграции в организации дополнительного образования. «Под интеграцией в современном образовании понимается одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов личности» (В.С.Безрукова).

Интеграция предполагает системность и согласованность педагогических действий в интересах ребенка. Например, интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Направленность внутренней интеграции разнообразна. Основным механизмом развития интеграционных связей является создание и реализация интегрированных образовательных программ.

Особенность интеграции образовательных программ Дома детского творчества заключается в тесной взаимосвязи предметов и дополнении их друг другом. Например, изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, по своей сути, переплетаются между собой и дополняют друг друга. Тоже можно сказать и о занятиях пением и танцами. Главные элементы предметов художественно-эстетического цикла (эмоция, ритм, образ) проникают во все другие учебные дисциплины, делая их интереснее и выразительнее.

Можно сказать, что интеграция – это смена деятельности, перенесение знаний из одного предмета в другой. В данном случае возможен выход не только в область форм и методов совместной деятельности, но и содержания образовательных программ. Видна взаимосвязь и в процессе обучения, и в его результате.

Взаимосвязь программ прослеживается и в постановке целей и задач. Например, практически во всех программах стоит целью создание условий для развития у ребенка художественно-творческих способностей, которые реализуются через решение следующих задач:

  • Формирование навыков деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной, музыкальной, танцевальной);
  • Воспитание любви к искусству;
  • Приобщение к эстетическим и художественным ценностям.

Одна из главных задач работы по двум или нескольким образовательным программам художественно-эстетической направленности – сохранение заинтересованности и желание детей продолжать обучение. Интеграция программ направлена, с одной стороны, на углубление взаимосвязей между предметами, с другой – на создание единого образовательного пространства учреждения дополнительного образования.


В чем же заключаются преимущества интеграции программ полихудожественной направленности?

В течение нескольких лет развиваются интересы и художественные способности детей в комплексе. Различные виды искусств, взаимообогащенные друг другом, делаются более понятными и доступными. Один вид искусства приходит на помощь другому.

Массовый, бесконкурсный прием детей на отделение свободного детского творчества; ребенок может выбрать как одно, так и несколько объединений отделения свободного детского творчества, а также в течение учебного года желающие могут перейти из одного объединения в другое.

Тесное сотрудничество со школой и дошкольным учреждением в целях использования их баз для создания классов художественно-эстетической направленности. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором дети могут развивать творческую и познавательную активность, реализовать лучшие личностные качества.

Ориентация образовательного и творческого процесса на профессиональное самоопределение, создание условий для выявления способностей и их реализации в процессе творчества.

Весь процесс обучения и воспитания связан не только с передачей ребенку определенного объема знаний, но и с его личностным развитием, раскрытием его творческих возможностей, формированием важнейших личностных качеств.


Полихудожественное развитие – это еще и целенаправленный гуманистический процесс поликультурного воспитания, приобщения подрастающего поколения к универсальным ценностям, процесс формирования личности человека, способной к активной жизнедеятельности, открытой культурному разнообразию.

Развивая творческое начало, мы открываем ребенку путь к познанию прекрасного, что эмоционально обогащает его, подводит к более глубокому осмыслению мира. А познание радости творческого процесса в коллективе становится основой нравственного воспитания – воспитания личности.

Система интегрированных занятий полихудожественной направленности организовывается на основе интеграции смежных видов искусств. Такие занятия проводятся у нас по программам «Искусство в познании мира», «Росточек» ШРТР, «Русский фольклор».

Программа «Росточек» реализуется в Школе раннего творческого развития для детей 5- 6 лет.

В своей программе мы применяем идеи развивающего обучения, в которых основное внимание уделяется комплексному развитию ребёнка. Через синтез различных видов искусств осуществляется полихудожественный подход, полихудожественное развитие детей.

Работа организуется в группах от 8 до 12 человек. Время продолжительности занятий 35 минут. Занятия проводятся один раз в неделю по направлениям: изобразительное искусство, музыка, ритмика, психология здоровья. 1-2 раза в год педагоги проводят интегрированные занятия, объединяющие все виды деятельности.


В основе обучения в Школе раннего творческого развития - современные педагогические принципы:

  • *Ранняя диагностика и выявление особенностей и способностей детей
  • *Широкое привлечение игрового метода
  • *Синтезирование различных видов искусств (музыка, ИЗО, хореография).
  • *Непрерывность, последовательность, преемственность в организации детского творчества и эстетического воспитания.

На основе диагностики креативности, а также наблюдения за дальнейшим развитием в общеобразовательной школе выпускников ШРТР, мы пришли к мнению о необходимости продолжения системы творчески развивающего обучения в рамках различных эстетических дисциплин. Поэтому мы решили совместно с общеобразовательной школой сформировать классы художественно-эстетического развития, где ребята продолжают заниматься изобразительным, музыкальным и танцевальным творчеством.

На этом этапе осуществляется интегрированная программа «Искусство в познании мира», которая соединяет разные виды деятельности (музыка, рисование, танцы) в едином содержательном и увлекательном для детей процессе. Задача каждого педагога – раскрыть единую тему средствами того вида искусства, представителями которого они являются.

По программе «Искусство в познании мира» занятия проводятся один раз в неделю по одному часу по каждому виду искусства. Педагоги активно используют игровое начало ребенка, ассоциативные путешествия из реальности в воображаемое, рассказанное языком разных видов искусств.

  • Приоритетными методами в процессе обучения при реализации данной программы являются:
  • Проблемные методы (проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций).
  • Частично-поисковые методы (самостоятельный поиск ответов на поставленную задачу, конкурсы, соревнования – создание соревновательной ситуации, ситуации успеха).
  • Игровые методы (раскрепощение ребенка в игровой ситуации, способность «вживаться» в образ, «входить» в изображаемые обстоятельства).

Интегрированная программа «Русский фольклор» реализуется на базе третьих классов СОШ №22, рассчитана на проведение занятий в школе, два раза в неделю (1 раз – музыкальные занятия «Фольклорная азбука», 1 раз – изобразительное творчество «Народная живопись») по 1 часу. Программа интегрирует занятия музыкой и рисованием, приобщая детей к народному искусству. По программе работают два педагога, каждый из которых раскрывает общую тему средствами своего вида искусства. Два раза в течение учебного года предполагается проведение открытых интегрированных занятий.


На фольклорной основе формируются и развиваются исполнительско – творческие навыки и умения каждого ребенка, развивается фантазия и сфера эстетических чувств и мыслей, у детей воспитывается интерес и любовь к народному творчеству.

Организация образовательного процесса в ДДТ предполагает также интеграцию здоровьесберегающих технологий в систему дополнительного образования. Занятия определенным видом творческой деятельности оказывают направленное оздоровительное воздействие на организм, обладают по своей природе психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом. Например, образовательный процесс для детей дошкольного возраста построен в игровой форме, с высоким уровнем двигательной активности. У детей развиваются мыслительные операции посредством тренинга мелкой моторики рук.

Занятия пением в вокальной студии укрепляет дыхательную мускулатуру, способствуют ритмичности и глубине дыхания, укреплению речевого и дыхательного аппарата, иммунной системы.


С учетом валеологизации образовательной деятельности, с применением здоровьесберегающих технологий у нас успешно реализуется программа студии хореографии. Занятия хореографией способствуют развитию гибкости и пластичности, координации движений, укрепляют костно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы. Реализуемые на занятиях педагогические технологии направлены на обучение правильному дыханию, сценической походке, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Беря за основу определенные особенности детского возраста, на занятиях хореографией вводится ряд комплексов ритмической гимнастики, которые способствуют формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовлетворение от занятий.

Дети дошкольного возраста занимаются ритмопластикой, т.е. учатся свободному владению телом через работу всех мышц.

Оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста ведется по методике игрового стретчинга. На занятиях проводятся сюжетно-ролевые или тематические игры, подобранные таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

С детьми среднего школьного возраста вводятся отдельные части традиционных занятий по системе пилатес, решающих задачи формирования правильной осанки, укрепления мышц, улучшения равновесия. Эти занятия требуют более осознанного отношения, концентрации внимания, самоконтроля.

На занятиях в старшей группе студии хореографии используются разные уровни двигательной активности: аэробика, элементы йоги, пилатес, стретчинг. Упражнения аэробики используются в первой части занятия для подготовки организма к более интенсивным нагрузкам в основной части занятия, куда входят упражнения йоги. Йога – это целостность, единство ума и тела, способ поддерживать здоровый дух в здоровом теле.

В процессе занятий изобразительным искусством широко применяются методы арт-терапии, когда посредством рисования, музыки ребята выражают свое психическое состояние. Рисование оказывает заметное положительное влияние на эмоциональное состояние детей. В процессе рисования, как и в самом рисунке, ребенок нередко раскрывается полнее, чем в обычной обстановке, в беседе. А также во время занятий дети избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов.


Методы арт-терапии позволяют каждому ребенку оставаться самим собой. При использовании методов арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Арт-терапия является реальным и эффективным способом воплощения личностно - ориентированного подхода на практике.

Элементы арт-терапии очень полезны для развития творческих способностей, коммуникативных навыков, выражения своего внутреннего «Я», развития способности к пониманию других и сотрудничеству.

На занятиях рукоделием, моделированием, рисованием вырабатываются координационно-сложные виды движений, развивающие мелкие и крупные мышцы кисти, глазомер.

Взаимосвязь основного и дополнительного образования можно проследить на занятиях по начальному техническому моделированию. Занятия этим видом творчества предусматривают развитие интереса к устройству простейших технических объектов. Это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию технических поделок, моделей и игрушек из плоских и объемных деталей. Изготовление макетов, моделей, игрушек и сувениров из бумаги и картона представляет собой понятие о простейших геометрических фигурах; знание о контуре, силуэте; первоначальные понятия о разметке; дает графическую подготовку.

Изготовление макетов по предварительным эскизам и чертежам, умение выполнять точные расчеты, оформление изделий позволяет учащимся развивать свою творческую фантазию и закрепить творческие знания, полученные как на занятии, так и в школе на уроках черчения, технологии.

На занятиях любым видом творчества создается обстановка психологического комфорта для каждого ребенка, педагоги стараются установить дружеские, доброжелательные отношения между детьми.


Таким образом, обеспечение интегративного подхода в проектировании образовательных программ позволяет выходить на межпредметный уровень содержания, способствует формированию ключевых компетенций личности. Достижение этих результатов требует согласования целей и задач, содержания, организационных форм и методов работы, форм оценки достижений обучающихся.

Поиск и выявление универсальных для всех видов творчества критериев и показателей качества деятельности, формирование эстетических компетентностей, на сегодняшний день является проблемой для всех педагогов, работающих по интегрированным образовательным программам.

Данный подход опирается на проектирование совместной деятельности педагогами различных образовательных областей, с учетом взаимных интересов, распределением ролей, определением вклада каждого педагога в образовательный результат.


Таким образом, реализация образовательных программ в условиях их интеграции является эффективным методом развития творческих способностей обучающихся, создает положительную мотивацию обучающихся к дальнейшему обучению в образовательном пространстве Дома детского творчества, обеспечивает высокие показатели знаний, умений и навыков обучающихся при реализации образовательных программ художественно-эстетической направленности.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2688 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6695 677