Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Антимонова Е. Н.
7 минут 7529 1874

Мастера своего дела: Антимонова Е. Н.

tanesДорогие друзья, сегодня мы с радостью публикуем статью "Странички из истории танца", подготовленную Антимоновой Евгенией Николаевной, преподавателем МБОУ ДОД ДШИ № 37 г. Калтан, п.Малиновка, об одном из древнейших искусств, которое всегда занимало одно из важнейших мест в жизни всех народов.

Желаем Вам познавательного чтения...


 

СТРАНИЧКИ ИЗ ИСТОРИИ ТАНЦА

"Танец - вид искусства,
в котором средством создания художественно образа я
вляются движения,
жесты и положения тела танцовщика"

 

 
Одно из древнейших искусств - танец занимал всегда важнейшее место в жизни всех народов. Археологи находят остатки первобытных жилищ, глиняные черепки, бусы... А можно ли найти танец, существовавший тысячи лет назад?

Во Франции, в пещере Монтескап, обнаружили нечто вроде храма охотников палеолита-древнекаменного века. Там находится вылепленная из глины статуя медведя, между лапами - череп медвежонка. Вокруг этой статуи сохранились отпечатки босых ног на глине покрытой сталагмитовой коркой. Причём отпечатки расположены параллельно, словно человек подпрыгивал, приземляясь, каждый раз немного левее или правее. Это, безусловно, один из первых танцевальных залов человечества. Танец вокруг убитого зверя родился, вероятно, из радостных прыжков, но потом стал способом молитвы: зверя надо было задобрить, чтобы не мстил охотнику. Танец возник, когда беспорядочные прыжки подчинились ритму. Сначала музыкальное сопровождение было примитивным: хлопанье в ладоши, пение, удары барабана. И сейчас в некоторых племенах Африки и Австралии разыгрываются сцены подобные танцам первых людей; один человек исполняет роль животного, подражает его повадкам, а остальные действуют, как охотники. Молодежь, повторяя действия старших, учится охоте. Пример, танец «Танец Дикарей»

Древнегреческие юноши учились боевым приёмам в особенной пляске, называемой пиррихий. Пиррихий танцевали с оружием, в шлемах и наконечниках. Два ряда танцор* нападали и отбивались, тренируясь в ударах, но это была не воинская тренировка, а красивый танец. Пример, танец «Сиртаки»

Интересно, что гопак по происхождению своему украинский пиррихий. Он появился Запорожской Сечи, и его могли исполнять только казаки мужчины. Гопак объединял в себе элементы рукопашной схватки, прыжки с разворотом корпуса, удары ногами и руками, блоки, подсечки, кувырки, колёса. Это была тренировка для ближнего боя.

У многих народов самые древние танцы - это хороводы, общее движение по кругу. Круг - это символ солнца, а солнцу поклонялись многие древние народы, в том числе и наши предки. В хороводе всё имело значение: притопывание под музыку или удары в ладони привлекали внимание богов, а смена направления в танце символизировала смен времён года. Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам. Bпрoчем кружились не только в хороводе. Народный танец «вертящихся дервишей» в Турции символизирует движение планет вокруг солнца. Пример, танец «Весенний хоровод».

Итак, сначала хоровод был частью религиозного обряда, потом стал весёлой народной пляской, которую церковь осуждала, как языческую. Но хоровод проник в замки феодалов, и превратился в медленные придворные танцы - паванну, гальярду, алеманду...

Круг хоровода стал квадратом, весёлые танцы медленными и важными шествиями. С этого момента разошлись пути народного танца и танцев аристократов. Время о времени какой - нибудь народный танец прорывался в богатые дома и там изменялся до неузнаваемости.

Менуэт у себя на родине в провинции Пуату во Франции - живой и весёлый танец, а е своём «облагороженном варианте» - это плавное шествие с поклонами под музыку. Из хоровода родились кадриль, контрданс, котильон. А вот вальс - моложе и появился лендлера, Австралийской народной пляски с верчением. Такие танцы издавна существовали у разных народов; у французов это вольта, у поляков куявяк, у немцев - дреер, их танцевали с подскоками, поднимали партнёрш высоко в воздух и кружили их воздухе. Пример, танцевальный этюд «Менуэт».

Некоторые танцы исполняли на определённых праздниках. Например, в Молдове на Новый год танцует...коза. Не настоящая конечно. Это двое парней накрываются простынёй и держат деревянную голову козы или просто человек в козлиной маске. Коз пытаются продать старику с бородой из мочалки, но она брыкается и не уходит. Тогда козу бьют палками, и она прикидывается мёртвой. Она соглашается ожить, только если в рот положат денежку. Коза пританцовывает под звук трещоток и завывание дудок, уходит, заработав несколько монет.

В Японии весной, в праздник любования сакурой (это Японская вишня) во многих храмах девушки исполняют танец вишни. Их плечи, волосы и одежда осыпаны лепестками вишнёвых цветов.

А в Камеруне очень знаменит танец королев, который исполняют в праздник королев. Дело в том, что в Камеруне почти в каждой деревне свой король, а у каждого короля - несколько королев. Королевы очень красивые; в носу у них медные колечки, в ушах - длинные серьги, губы проткнуты палочками, головы выбриты, а глаза обведены красны кругами. В начале праздника король съедает лягушку, и ничего странного, ведь лягушки многих народов - символ плодовитости. Пусть у королев рождается побольше принцев, принцесс! А потом королевы танцуют с серпами и тесаками, и опять таки ничего странного. В Камеруне королевы не понаслышке знают, что такое серп и тесак. Они трудятся от зари до зари - носят воду, готовят еду, работают на полях. Они заслужили свой праздник! Каких только танцев нет на белом свете!

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2311 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2138 608