Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Шуманова Е. Р.
11 минут 10327 3431

Мастера своего дела: Шуманова Е. Р.

У педагога должно быть "Досье успехов", в котором отражается всё радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким  "досье успехов" может стать портфолио педагога.

shumanovaШуманова Елена Рафаэльевна, воспитатель первой квалификационной категории, детского сада № 25 Ворошиловского района г. Волгограда в своей статье расскажет о структуре составления портфолио педагога. 

Елена Рафаэльевна о статье "Портфолио педагога":

 "На сегодняшний день в рамках модернизации образования, усовершенствования профессиональной деятельности педагога очень актуальным становится составление электронного портфолио. Хочу поделиться опытом своей работы и предлагаю Вашему вниманию структуру составления портфолио педагога. Данная статья может быть полезна не только воспитателям, но и педагогам разных образовательных учреждений."

Полезного чтения...

 


скачать статью

структура составления портфолио педагога

Методическая деятельность педагога – одно из главных направлений в жизнедеятельности образовательного учреждения. Именно профессиональный уровень педагога, наличие инновационных процессов, работа над проблемами, существующими в образовательном пространстве, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития образовательного учреждения. В условиях модернизации образования деятельность педагогов предполагает поиск новых эффективных форм повышения квалификации педагогов, оценки их достижений.


Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".

В мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.


Педагог является главным действующим лицом любых образовательных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.

У педагога должно быть “досье успехов ”, в котором отражается всё радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким  “досье успехов” может стать портфолио педагога.

Конкурентноспособность человека на рынке  труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио педагога” для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых. Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление педагога своей деятельности. Описывая пройденные тренинги, приобретённые умения, педагог должен оценить то, как это новое знание реализуется в его преподавании, сказывается на результатах  воспитанников. Представляя свои проекты, он показывает, как они работают на стратегию образовательного учреждения.

Портфолио – это набор работ и документов педагогического работника, связывающих отдельные аспекты его деятельности в более полную картину:

Спланированная заранее индивидуальная подборка достижений педагогического работника,

  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагогического работника в определённый период его педагогической деятельности,
  • Целенаправленное собирание работ и документов педагогического работника, демонстрирующее всем участникам образовательного процесса его усилия или достижения в одной или нескольких областях профессиональной деятельности.

Портфолио не только является эффективной формой оценки результатов профессиональной педагогической деятельности, но и имеет практическое значение:
  • Работа над портфолио обеспечивает интеграцию качественных и количественных оценок,
  • Диагностика профессиональной деятельности позволяет педагогическому работнику реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию, участвовать в оценке собственной деятельности,
  • Администрации - осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогического работника, наблюдать его профессиональный рост, обеспечить базис для оценки качества индивидуальной деятельности,
  • Формирование портфолио эффективно для организации аттестации педагогических работников и руководителей, прохождения лицензирования, аттестации, аккредитации образовательного учреждения, для систематизации деятельности работника, определения стимулирующих факторов его развития.

Основная цель портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).


Представляю вашему вниманию опыт использования портфолио как способа анализа, обобщения, презентации педагогического опыта педагога.

При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант - если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио - это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. На мой взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога, как минимум на протяжении одного учебного года.    Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении. В нем необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, почему именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма педагога.

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Использование портфолио как отчетного документа педагога существенно облегчает проводить анализ работы образовательного учреждения, оценивать полученные результаты в динамике, создавать условия для повышения профессионализма педагогов.

Я считаю, что в образовательных учреждениях должен действовать ежегодный проект: “Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности педагога”

Цель проекта: разработка модели индивидуального маршрута формирования профессионального мастерства педагога (по уровням) на основе анализа портфолио, формирование механизма портфолио педагога.

В начале учебного года методический Совет утверждает набор обязательных разделов для портфолио педагогов, определяет сроки работы над ним, форму презентации. Решение методического Совета доводится до сведения всех педагогов на совещании, им предлагается набор обязательных разделов, каждый из которых включает обязательные рубрики и рубрики по выбору. В течение учебного года педагоги работают над своими портфолио. Ход работы может обсуждаться на методических объединениях, в ходе индивидуальных консультаций со специалистами по отдельным проблемам и т.д. На весеннем педагогическом совете или конференции проводится презентация готовых портфолио, выбираются три самых лучших портфолио, авторы которых поощряются администрацией образовательного учреждения.


Структура моего творческого портфолио была создана в зависимости от моих индивидуальных особенностей. Я проанализировала свою работу, собственные успехи, объективно оценила свои возможности. Каждый раздел наполняла соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения моей профессионально-педагогической деятельности, они были представлены в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень моего профессионализма.

Первый раздел - Портрет-паспорт, это персональный блок, включающий в себя: раздел раскрывающий мою личность. Здесь я разместила фотографии, свою автобиографию, резюме, копию трудовой книжки, аттестационного листа, информацию и документы об увлечениях, интересах, а также мои сопроводительные письма и отзывы, рекомендации, раскрывающие основное содержание моего портфолио и его предназначения.

Второй раздел - Коллектор - индивидуальная образовательная карта: раздел, где я собрала информацию об учреждениях, в которых я проходила обучение, повышение квалификации. Здесь я приложила копии: аттестационных дипломов, сертификатов, зачетных книжек, свидетельств и других документов.

Третий раздел - Рабочие материалы

  • раздел в котором я формировала банк идей, выстраивала планы на будущее, программу деятельности, эссе, свои размышления. Фиксировала полезную информацию: ссылки на ресурсы интернет и литературные источники, высказывания филисофов, ученых и многое другое.
  • методический раздел - это результаты моей работы над темой по самообразованию, описание системы методической работы, по направлению методической деятельности.
  • достижения, официальные документы - раздел куда я собрала документы подтверждающие наличие результатов в различных сферах деятельности. Мои грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня, мои и моих воспитанников.

Критериями портфолио я считаю должны быть следующими:

  • содержательность (сбор документов, подтверждающих и характеризующих     профессиональные и личные качества педагога);
  • продуктивность (сбор материалов, подтверждающих результативность практической деятельности педагога);
  • технологичность портфолио в электронном варианте (мультимедиапрезентация, фото, видеоматериалы, текстовое, графическое оформление и прочее);
  • эстетичность оформления материалов портфолио.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2126 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1926 606