Дорогие друзья, сегодня опытом своей работы в ОУ ДОД «Красноселькупском центре дополнительного образования детей» с нами поделится педагог-организатор Речкина Любовь Федоровна в статье "Взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель» в условиях учреждения дополнительного образования".
Комментарии к статье от Любови Федоровны:
"В «Красноселькупском центре дополнительного образования детей» есть ряд своих традиций воспитательного процесса. Самым приоритетным направлением воспитательного процесса в системе «педагог- -ребенок - родитель» – является традиция неразрывной связи поколений, через проведение различных форм культурно – досуговой деятельности направленной на воспитание всесторонне развитой личности с твердыми гражданскими позициями, на связь поколений и укрепление семейных отношений."
Познавательного чтения...
(на примере МОУ ДОД «КЦ ДОД», п. Красноселькуп)
Современное состояние семьи в России и в частности в Красноселькупском районе, можно охарактеризовать как кризисное. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей (особенно коренных малочисленных народов севера), ухудшение состояния здоровья населения, изменением роли членов семьи, ростом количества неполных семей и др.
В этих условиях система образования призвана помогать семье в социализации ребенка.
Немаловажную роль в этом играют учреждения дополнительного образования, которые призваны помочь семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализирует разработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.
Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы дополнительного образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания.
По исследованиям ряда авторов (О.Ю. Арсентьева, М.И. Болотова, В.П. Голованов, Л.Н. Ходунова, А.И. Щетинская, Лизинский В.М. и др.) учреждения дополнительного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей. Позитивное решение проблем, отвечающих интересам детей, их личностному развитию возможно лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогает в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей. Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
«Красноселькупский центр дополнительного образования детей» (далее Центр) имеет в своем арсенале достаточно условий для творческого развития личности, ее самоутверждения, и оказывает помощь детям и подросткам в их развитии и воспитании.
Главной целью педагогического коллектива в работе по данному направлению является установление прочных продуктивных контактов с родителями воспитанников и активное заинтересованное взаимодействие родителей с педагогами Центра в личностном творческом развитии ребенка.
В воспитательном пространстве создаются условия для более устойчивого взаимодействия семьи и Центра в вопросах гражданской позиции, семейных отношениях и реализации творческого потенциала воспитанников.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- создание условий для участия семьи в управлении образовательным процессом МОУ ДОД «КЦ ДОД»;
- организация совместной деятельности педагогов и родителей, направленной на личностное развитие, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптации их к жизни в обществе;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- расширение знаний педагогов о нетрадиционных формах, методах работы с родителями для применения их на практике.
Участниками совместной деятельности являются:
- Администрация Центра
- Методическая служба
- Психологическая служба
- Педагоги Центра
- Родительский актив
- Родители воспитанников
- Воспитанники Центра
- Представители общественных организаций.
Главные функции взаимодействия Центра и семьи:
- Воспитательная
- Духовно-нравственная
- Оздоровительная
- Культурно-просветительская
- Досугово-творческая
- Стимулирующая самостоятельный опыт личности ребенка
- Охранно-защитная
Следует отметить и разнообразие форм и видов деятельности Центра с детьми и родителями. Педагогический коллектив Центра уделяет большое внимание родительским лекториям и родительским собраниям, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей воспитанников. Традиционными мероприятиями в этом направлении стали:
- родительская конференция на тему: «Семья и здоровый образ жизни»,
- круглый стол «Искусство быть семьёй»,
- дискуссия «Семья. Современный взгляд».
Индивидуальные консультации, которые проводит с родителями педагог - психолог способствуют укреплению межличностных отношений в семье.
Совместные коллективные творческие дела, способствуют установлению взаимоотношений – проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность.
Среди таких творческих дел, которые проводятся в условиях Центра можно назвать:
- конкурс – фестиваль детского народного творчества «Все краски Ямала»
- Конкурсы семейного творчества
- Вечер - встреча с участниками клуба «Авторской песни» под гитару
- Вечер – встреча трёх поколений: «Под Полярной звездой»
- Презентация детских работ: «Мой папа – солдат»;
- ПВД «За здоровьем всей семьёй»
- Конкурс рисунков « Мамины глаза»;
Все вышеперечисленные формы деятельности в содружестве «педагог-ребенок-родитель» способствуют гуманизации взаимоотношений всех субъектов взаимодействия, формированию ценностного единства семьи и педагогов в воспитании детей, расширению информационного поля в вопросах воспитания, овладению технологиями совместной творческой деятельности, формированию прикладных умений, демонстрации практических достижений.
Для эффективного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» необходимо стимулирование, которое включает:
- Моральное и материальное поощрение педагогов и родителей.
- Благодарственные письма родителям за хорошее воспитание детей.
- Почетные грамоты и дипломы за активное участие в совместной деятельности.
- Поздравления родителей с календарными праздниками и днем рождения.
- Персональные выставки творческих работ детей и родителей.
Ежегодное обновление стенда «Семь -Я» по номинациям:
- «Активная семья»;
- «Интеллектуальная семья»;
- «Спортивная семья»;
- «Творческая семья»;
- «Музыкальная семья»;
Установление тесного сотрудничества семьи и Центра в организации УВП и досуга детей способствуют активному вовлечению семьи в воспитательную работу Центра и созданию комфортных условий для каждого воспитанника.
Результатами совместной деятельности являются:
- Внедрение новых форм работы с родителями.
- Активное участие родителей и детей в коллективной творческой деятельности Центра.
Удовлетворенность родителей:
- спектром образовательных услуг;
- созданными условиями для творческого развития ребенка;
- психологическим климатом в коллективе;
- достижениями ребенка;
- качеством образовательного процесса.
Для ведения мониторинга методической службой Центра два раза в год проводится диагностика:
- количественного и качественного участия родителей в образовательном процессе;
- удовлетворенности родителей работой Центра.
Педагоги и воспитанники Центра в течение учебного года принимают участие в конкурсах, фестивалях различного уровня и направления и занимают высокие призовые места.
Взаимодействие «Красноселькупского центра дополнительного образования детей» с семьей – это полифункциональное, специально организованное, социально обусловленное целенаправленное общение педагогов и родителей, характеризующееся субъектной согласованностью в выработке единых целей, средств и методов дополнительного образования, позволяющее осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в целях всестороннего развития личности ребенка.