Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Занятие по теме «Русская Матрешка»
12 минут 11497 3592

Занятие по теме «Русская Матрешка»

Дорогие друзья, с удовольствием знакомим вас с Пегашовой Светланой Олеговной, педагогом высшей квалификационной категории, руководителем образцового коллектива студии мягкой игрушки «Сказка» НРМОУ ДОД «ЦРТДиЮ» поселка Пойковский Тюменской области.  Светлана Олеговна подготовила для нас конспект учебного занятия по теме «Русская матрешка».

matreshkaКомментарий к статье от Светланы Олеговны:

"Представленный материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования, так как матрешка является известным русским сувениром, и тема матрешки часто раскрывается на занятиях ДПИ. Дети знакомятся с историей игрушки, создают матрешек из различного материала, но матрешка, сделанная из ткани или картона, не уступит по красоте настоящей матрешки."


Занятие по теме «Русская Матрешка»

Скачать презентацию к занятию по теме «Русская Матрешка»

Цель занятия: Знакомство с русским сувениром «Матрёшка».

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения матрёшки;
  • Развивать у детей познавательный интерес к русской культуре;
  • Изучить некоторые из видов матрёшки;
  • Воспитывать навыки культуры труда.

Материальное обеспечение:

  • Презентация к уроку;
  • Образцы матрёшек;
  • Ножницы;
  • Цветной картон;
  • Карандаш
  • Клей.

Техническое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор;
  • Экран.

План занятия:

  • Организационный момент ( приветствие, учёт присутствующих, проверка готовности к уроку, сообщение темы урока, пояснение порядка работы на уроке );
  • Повтор пройденного материала;
  • Знакомство с новым материалом с использованием ИКТ ( презентация – знакомство с историей матрёшки );
  • Игровая перемена;
  • Практическая часть:
    1. Повторение правил ТБ.
    2. Практическое изготовление эскиза матрёшки.
    3. Уборка рабочего места.
  • Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Здравствуйте! (Учёт присутствующих)

Я рада, что в нашей студии собрались рукодельницы, которые хотят стать настоящими мастерицами своего дела. Если это так, подарите мне свои улыбки.

На прошлом занятие мы с вами говорили об истории сувенира о его назначении. Для того что бы повторить наши знания об истории создания сувенира я предлагаю вам игру которая называется «Крестики-нолики». За правильные ответы в течении всего сегодняшнего занятия вы будете получать жетоны. А в конце занятия набравшего больше всех жетонов ждет сюрприз.

(Условия игры: Группа детей делится на две команды. Команды тянут жребий, роль которого исполняют 2 карточки со знаком «Х» и «0». Команда вытянувшая «Х», называется командой крестиков и начинает игру. В каждой из 9 клеток поля, команда отвечает на вопрос по теме «история сувенира». Если ответ верный, то команда имеет право поставить свой знак на игровом поле на место только что сыгранного вопроса. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждают те, кому удалось поставить три своих знака вряд, или поставить на поле 5 своих знаков). (За каждый правильный ответ- команда получает жетон.)

- Молодцы вы хорошо усвоили материал прошлого занятия. А сегодня мы с вами поговорим об очень знаменитой кукле.

Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из глины, дерева, резины, соломы и ткани. Со всеми куклами интересно играть. С резиновымикуклами купаться в реке или в море, пластмассовыми купаться в кукольной ванне. Тех, у которых открываются и закрываются глаза укладывать спать и петь им колыбельную песенку.

А есть куклы, которых знает весь мир. Вот в этом сундучку лежит именно такая кукла, но это не заграничная Барби. Особенность куклы, которая здесь находится в том, что она выполнена руками русских мастеров да ими, же и придумана.

Веселы, талантливы, жизнелюбивы и, конечно же, добрые были эти люди. Ведь создать хорошую игрушку, может только добрый человек.

Итак, откроем коробочку? ( Ответ детей).

Что я вижу?!

Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука, в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть
Разрумянились немножко …
Это… Русская… Матрёшка.

Действительно, Матрёшка. И сегодняшнее занятие мы посвящаем матрёшке.

(Слайд 1)

Чем же эта кукла так интересна, чем она особенная.

А удивительна она тем, что откроем её – и увидим ещё одну, а в ней ещё и ещё, такая же матрёшка, только поменьше и тоже раскрывается.

Бывает матрёшка в матрешке – и всё.

(Слайд 2)

А иногда 60 в одну уместиться ухитряются! Последняя маленькая с горошинку. И все они матрёшки.

Матрёшка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят с собой наш русский сувенир «Матрёшка».

Откуда же появилась эта дивная кукла? Когда и кто её придумал. И почему назвали «Матрёшка».

А дело было так. Прообразом нашей матрёшки послужил добрый, лукавый старичок из 5 вкладышей.

(Слайд 3)

Самый большой – Фукурума. Узкоглазый старичок – Японское божество долголетия и счастья. Внутри Фукурумы размещались божества рангом пониже.

А произвела добродушного лысого старика мудреца Фукурума А. Мамонтова из Японии. Принесла его в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание»,

(Слайд 4)

где токарь по дереву Василий Звёздочки выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. И назвали эту куклу русским именем - Матрёшка.

(Слайд5)

Почему эта кукла стала называться матрёшкой, никто точно не знает. Имя Матрёна было очень распространено и вот стали называть игрушку ласково «Матрёшей», «Матрёнушкой», так и закрепилось имя - Матрёшка.

А кто же расписал первую матрёшку?

Я предлагаю вам сыграть со мной сейчас в игру «Поле чудес», правила вы все знаете.

Здесь написано имя и фамилия этого художника, вам нужно угадать букву. За каждую угаданную букву вы получаете жетон. (Сергей Малютин)

(Слайд 6)

Так более ста лет назад, русский художник Сергей Малютин расписал первую матрёшку. И если быть точным то она называлась « Матрёшка с петухом».

(Слайд 7)

Она состояла из 8 фигурок. Самая большая была одета в русский народный костюм-сарафан и платочек, а в руке держала петуха, внутри нёё прятались девочка в фартуке, следующая с серпом, ещё одна с плошкой, мальчик в рубашке косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках.

Лица у фигурок были живые и миловидные, раскраска не яркая.

Так в 90-е годы 19 века впервые появился русский вариант японской игрушки. И начали с тех пор на Руси делать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по- своему.

(Слайд 8)

Каждый мастер старался превзойти другого мастера в росписи, форме.

Одних одевают в национальные платья, другие щеголяют в старинных костюмах.

(Слайд 9)

Третьи словно шагнули к нам из сказки.

(Слайд 10, 11)

В 1900 году первая матрёшка попала в Париж на всемирную выставку и получила там медаль. С тех пор и началось шествие матрёшки по России. Мы сегодня познакомимся с несколькими знаменитыми матрешками.

(Слайд 12)

Сергиево Посадская – устойчивая, толстобокая. Платок у этой матрешки завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором; (Показ образца матрешки).

Семёновская: эти матрёшки в цветастых фартуках, платок завязывают узлом и отделывают каймы на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семёновской матрёшки);

Полхов-Майданская - у этой матрёшки овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, вместо передника цветочная роспись. Форма этой матрёшки более вытянутая.

Над созданием красивых игрушек всегда работают люди самых различных профессий. Как вы думаете какие? (Ответы детей. За правильные ответы, детям вручаются жетоны)

Художники, дизайнеры, конструкторы, модельеры, технологи, педагоги, искусствоведы, экономисты. Все вместе эти люди создают новые и интересные, красивые игрушки. А сейчас я вас приглашаю всех на игровую переменку,

(Проводится любая подвижная игра).

Продолжаем наше занятие. Сегодня вам предстоит выполнить эскиз своей матрёшки, которую мы с вами будем изготовлять на следующем занятие из ткани. Такая матрёшка будет называться авторской. А как вы думаете, какая матрёшка может называться авторской? ( За ответы детей вручаются жетоны)

Работать мы будем в технике «аппликации». Но прежде чем приступить к практической работе, давайте вместе вспомним, как правильно пользоваться ножницами.

(За ответы детей вручаются жетоны )

(Дети получают шаблоны куклы матрёшки, обсуждается ход работы, дети выполняют эскиз будущей работы).

Сейчас давайте внимательно посмотрим на готовые эскизы матрёшек и покажем их друг другу. ( Дети демонстрируют свою работу )

Все справились с работой, у вес получилось очень аккуратно и красиво.

Может кто - то хочет что - то сказать о своей работе? ( Ответы детей )

Сейчас положите эскизы матрёшек на стол, и скажите мне, понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

  • А что нового вы узнали сегодня?
  • Как появилась первая матрёшка?
  • Что вам говорит имя японского мудреца Фукурума?
  • Кто выточил первую матрёшку?
  • А кто расписал?
  • Почему матрёшка называется именно так?
  • Из скольких фигурок состояла первая матрёшка? ( За ответы детей вручаются жетоны )
  • Запомните, пожалуйста, и не забывайте историю нашей самой знаменитой куклы.

Сейчас сосчитаем жетоны… (Вручается медаль умника сегодняшнего занятия, аплодисменты )

А я хочу закончить занятие такими словами:

Матрёшки русские
По свету славятся,
На них взгляните вы,
Чем не красавицы?
Сто лет матрёшке,
Но не стариться она,
Живет в ней русская душа.

Источники информации:

  1. Н, Н, Алексахин «Матрешка» Москва «Народное образование» 1998
  2. А. Алехин «Матрёшка» Москва издательство «Малыш» 1989
  3. В. С. Горичева «Куклы» Ярославль Академия развития» «Академия, К»1999

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677