Дорогие друзья, рады познакомить Вас с Кузнецовой Татьяной воспитателем МБ ДОУ «Детский сад №148» города Новокузнецка.
"Воспитатель - это творческий человек. Работать воспитателем может каждый. А вот проживать жизнь вместе с детьми, радоваться их успехам, огорчаться вместе с ними, творить - это большой труд. Работать нужно до тех пор, пока есть желание учить детей и учиться самому. Хочется учиться и быть полезной другим. Поэтому предлагаю Вашему вниманию Программу кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах, она будет полезна творческим людям, интересующимся темой космоса. А подобранный материал поможет в работе над этой темой."
Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.
Постоянное участие родителей в процессе работы только увеличивают интерес детей к неизведанному космосу, совместные задания детей и родителей развивают творчество, фантазию, побуждая детей к познанию.
Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.
Была определена цель и задачи программы.
Цель:
- Расширять представления детей о действии Вселенной, познакомить с достижениями человечества в космическом пространстве.
Задачи:
- Формировать представления детей о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы (расположение относительно Солнца, орбиты движения планет, зодиакальные созвездия).
- Формировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Формировать нравственные и патриотические качества.
- Увеличить интерес к астрономическим явлениям.
Для решения поставленных задач были выполнены ряд педагогических условий:
- Построение развивающей предметно-пространственной среды.
- Разнообразие наглядного материала (модель Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии)
- Использование технических средств (гуашь, мелки, блёстки, карандаши, бумага, пластилин)
- Фонетика и литературное слово.
Программа рассчитана на два года, для детей 5-7 летнего возраста.
Принципы программы:
- Построение доступности изучаемого материала.
- Эмоционально насыщенная тематика наглядного материала, дидактических игр, бесед.
- Проблемно-исследовательский характер заданий.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование:
- Различных видов бесед.
- Занятия по изобразительной деятельности, конструирование.
- Занятий-путешествий.
- Занятий-игр.
- Проведение опытов.
- Чтение литературы.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха использую подвижную игру, где много смеха и движений. Задания на занятии могут повторяться, усложняться, в зависимости от индивидуально-психологических способностей детей.
Перспективное планирование кружка «Юные космонавты» подготовительная группа.
Сентябрь.
- Диагностика детей по выявлению первоначальных знаний о космосе.
- Тема: «Жизнь на планете Земля»
- Занятие с проведением опыта «Воздух и его свойства»
- Чтение О.Чусовитина «Земля-шар»
Работа с родителями:
Ширма: «Солнечная система. Где она?»
Октябрь.
Тема: «Жизнь на планете Земля»
- Беседа: «Земля-наша планета» (о материках, морях, океанах, полюсах, экваторе)
- Занятие: «Планета Земля»
- Рассматривание глобуса (макет Земли)
- «Моя голубая планета» (рисование Земли)
Работа с родителями:
Ширма: «Почему ребёнок не похож на свой знак зодиака?!»
Ноябрь.
Тема: «Тайны звёздного неба»
- Беседа: «Что такое звёзды и созвездия?»
- Опыт: «Звёзды светят постоянно»
- Чтение: «Легенда о большой и малой медведице»
- Беседа: «Солнце – самая близкая к земле звезда»
- Чтение стихотворения Р.Алдонина «Пояс Зодиака»
- Коллективная аппликация «Большая медведица»(из отдельных маленьких звёздочек)
Работа с родителями:
Ширма: « Тайны звёздного неба»
Декабрь.
Тема: «Путешествие на Луну»
- Занятие-сказка: «Луна-спутник Земли»
- Иллюстрации Луны (вид из космоса, поверхность Луны)
- Беседа: «Что увидит космонавт прилетев на Луну?»
- Загадывание загадок о луне
- Лепка: «Летающие тарелки и пришельцы» (использование природного и бросового материала)
Работа с родителями:
«Сладкое развлечение» (с музыкой)
Январь.
Тема: «В гости к Солнцу»
- Беседа: «Солнце и планеты»
- П/игра: «Планеты по местам»
- «Веселые планеты» (обвести по точкам и раскрасить)
- Беседа: «Свет и тень»
- Опыт: «Солнце-источник света»
- Игра: «Догони свою тень»
Работа с родителями:
Ширма: «Астрономия и планеты»
Февраль.
Тема: «Жизнь на других планетах»
- Занятие «Наши соседи во Вселенной»
- Игра: «Волшебные превращения»
- «Отгадай загадку»
- Занятие: «Земля – планета Солнечной системы»
- «Планета для каждого» (ручной труд)
- Игра: «Горячее солнце»
- Рассматривание иллюстраций «Солнечная система»
Работа с родителями:
«Наша Вселенная» (выставка рисунков родителей и детей)
Март.
Тема: Освоение космоса людьми»
- Беседа: «На чём и зачем люди летают в Космос?»
- Чтение стихов
- Рассматривание иллюстраций
- Беседа: «О жизни космонавтов в космосе»
- С/р игра: «Мы космонавты»
- Изготовление атрибутов к игре (шлемы, телескопы)
Работа с родителями:
Ширма: « История космонавтики. Научные достижения»
Апрель.
Тема: «Жизнь на планете Земля»
- Праздник: «День Земли»
- Пение песен о солнце, весне
- Украсить макет Земли цветами, насекомыми
- «Объёмные бабочки и цветы для любимой планеты»
- Чтение стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга»
- Слушание записи: шум моря, пение птиц, шум дождя.
Работа с родителями:
Фотоколлаж «Мы в космосе»
Май.
Тема: Жизнь на планете Земля»
- Занятие: «В гостях у Царицы Радуги»
- Загадывание загадок, чтение стихов о радуге
- «Радужное коромысло через реку повисло» (объёмная аппликация)
- Опыт: «Радуга-дуга»
Работа с родителями:
Совместное посещение планетария
Беседа о космонавтах
Цель: расширять знания детей об окружающем, дать понятие о космосе, о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов; воспитывать любовь к Родине. К её людям, гордость за свою родину; желание расти похожим на лётчиков-космонавтов.
Ход:
Рассмотреть иллюстрации лётчиков-космонавтов.
- Кто эти люди?
- На чём летают лётчики-космонавты в космос? (на космических кораблях)
- Космические корабли запускают с космодрома (показать иллюстрацию), там устраивают стартовую площадку, на которой устанавливают космические корабли. И вот нажимают кнопку «пуск» и начинают работать все приборы, аппараты, поднимается огненный столб и корабль летит с бешенной скоростью ввысь, в космическое пространство.
Взвилась ракета в небеса
И в тот же миг умчалась
Лишь в синем небе полоса
Как снег белеть осталась.
- Каких людей отправляют в космос? (ответы детей)
- В космос надо отправить самых здоровых, закалённых, умных, бесстрашных. Тренированных людей. Поэтому для этой профессии отбирают людей самых лучших. Перед полётом они много тренируются, готовятся: занимаются спортом, проходят испытания в камерах. (рассмотреть иллюстрации). Для них создают здесь, на земле те же условия, что и в космосе.
- Что надевают на лётчика перед полётом в космос?
- Вот это скафандр (показать иллюстрацию) – костюм для космонавта. Это не одежда, а отдельная индивидуальная кабина. Сделана она не из металла, а из мягкого, прочного, надёжного материала.
- Может ли обойтись космонавт в космосе без скафандра?
- Нет, не может, потому что скафандр спасёт космонавта от жары, холода и перегрузок. В нём не жарко и не холодно, температура как в комнате и дышится в нём легко. Если солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гершлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, космонавт может разговаривать с друзьями, которые остались дома, на земле. Если стало холодно, то есть кнопка, которая быстро приведёт всё в норму. Другая кнопка спасёт космонавта от мокрой одежды или запотевшего стекла.
- Почему космонавт не может находиться в обычной одежде в космосе?
- Космонавтам приходится выходить в открытый космос: осмотреть станцию снаружи, провести наблюдения.
- Здесь, на земле, летом мы одеваем какую одежду? (лёгкую)
- А зимой, что мы надеваем, чтобы не замёрзнуть? (шубу, валенки,…)
- Правильно. Здесь в открытом космосе одновременно жуткий мороз, и невыносимая жара: в тени всё замерзает, на солнце – печёт. А в скафандре комнатная температура и космонавт находится в безопасности. Или представьте, что в космосе в корабль попал метеорит. Пусть пробоина небольшая, но опасность смертельная. Так, как в космосе нет кислорода, то через пробоину воздух улетучится и людям нечем будет дышать. А в скафандре никакого несчастья не произойдёт, там есть запас воздуха.
- Нужна ли космонавтам вилка, ложка?
- А как космонавты питаются в космосе? Что из продуктов они берут?
- Вся пища упакована в тубы и пакеты. Все пудинги, супы и каши они выдавливают себе в рот. Потому что любая жидкость в космосе приобретают форму шара, потому что в космосе невесомость Но даже в космосе у космонавтов есть стадион, где они занимаются спортом. Есть кухня, где хранят продукты и питаются. Медицинский кабинет, где лечатся и проверяют своё здоровье.
- А вот есть ли спальня?
- Космонавты, конечно, спят, но спальни нет. Спят они по-походному: в спальных мешках, которыё пристёгивают ремнями к стенам станции.
- Сегодня мы говорили о профессии лётчика-космонавта. Теперь мы знаем, чтобы стать космонавтом, надо обладать какими качествами? (ответы детей)
- Что вы должны сделать сейчас, чтобы вырасти настоящими лётчиками-космонавтами (ответы детей)