Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности
23 минуты 17885 5829

Развитие воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности

Современному обществу просто необходимы творческие личности, способные эффективно и нестандартно мыслить. Айдова Наталья Викторовна, воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 города Нижний Новгород предлагает познакомиться нам со статьей "Развитие воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности., так как считает, что воображение - это высшая ступенька мышления. 

aidovaКомментарий к статье от Натальи Викторовны:

"Зачатки творческой личности закладываются уже в раннем детстве. Для этого необходимо уделять большое внимание развитию воображения. Долго считалось, а многие считают и по сей день, что воображение – это как бы дополнение, надстройка, в чём-то даже излишество и роскошь! При этом считают, что главное научить ребёнка мыслить, запоминать, решать, делать что-то, а уж воображать он сам научится. Но это не так, воображение есть высшая ступенька мышления, оно гораздо ценнее многознания и его необходимо развивать, обогащая и уточняя восприятие, но не навязывая готовые стереотипы. Как сказал один мудрец: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Приятного чтения...


Развитие воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности

Современному обществу просто необходимы творческие личности, способные эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Зачатки творческой личности закладываются уже в раннем детстве. Для этого необходимо уделять большое внимание развитию воображения Долго считалось, а многие считают и по сей день, что воображение –это как бы дополнение, надстройка, в чём-то даже излишество и роскошь! При этом считают, что главное научить ребёнка мыслить, запоминать, решать, делать что-то, а уж воображать он сам научится. Но это не так воображение-это высшая ступенька мышления, оно гораздо ценнее многознания и его необходимо развивать, обогащая и уточняя восприятие, но не навязывая готовые стереотипы. Как сказал один мудрец: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что дети с удовольствием принимают творческие задачи, но затрудняются в их выполнении, ищут поддержки взрослого или копируют решения сверстников.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования нашего учреждения задачи развития творческих способностей проходят через несколько   образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Наиболее подробно задачи развития творческих способностей детей   сформулированы в разделе «Развитие детского творчества» в образовательной области «Художественное творчество»

Большую роль в развитии воображения играет изобразительная деятельность. Это первое и наиболее доступное средство самовыражения ребёнка.

В начале года мы провели диагностику(методика Торренса «Неполные фигуры»)направленную на выявление творческих способностей в изодеятельности, которая показала, что многие работы неоригинальны, у детей уже сложились стереотипы: круг-солнце, квадрат –дом, телевизор, треугольник-ёлка. Но некоторые дети, несмотря на неинтересность созданного образа смогли рассказать весьма занимательные истории: это жемчужина, она жила на морском дне, однажды после шторма она была выброшена на берег и попала в руки к девочке. Эта девочка хранила её в шкатулке и верила, что она волшебная и может исполнить любое желание.

Проведенная нами диагностика помогла выделить основные задачи работы с детьми:

  • -Развитие интереса к изобразительной деятельности
  • -Совершенствование изобразительных навыков и умений, формирование художественно-творческих способностей
  • -Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и их характерные детали.
  • -Обогащение сенсорного опыта, закрепление знаний об основных формах предметов и объектов природы
  • -Развитие чувства формы, цвета, пропорций
  • -Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира, всматриваться, вслушиваться, замечать изменения
  • -Совершенствование умения детей рассматривать работы, радоваться результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Проанализировав практическую литературу по данному вопросу, я выбрала 2 основных направления для реализации этих задач: знакомство с нетрадиционными техниками рисования и техника оригами (складывание и обыгрывание поделок из бумаги) Выбор был обусловлен интересом детей и личной заинтересованностью педагога: именно эти техники, на мой взгляд позволяют разбудить в душе ребенка волшебника! А благодатной почвой станет взаимодействие – сотрудничество с родителями, специалистами детского сада (муз. руководитель, физрук) и социумом. В связи с поставленной целью была обогащена предметно-развивающая среда:

  • -расширен набор материалов для использования в рисовании (пастель,сангина,угольный карандаш, гелевые ручки);
  • -изготовлены, приобретены игры, содействующие развитию воображения;
  • -подобраны схемы и книги по изготовлению поделок оригами.

Как же сделать процесс изодеятельности творческим и неординарным?

Конечно же отобрав самые эффективные и развивающие методы развития воображения, такие как наблюдения, обследование предметов окружающей действительности, словесные методы, музыкальное сопровождение, а самые главное - игровые приёмы и методы ТРИЗ.

В изодеятельности мы стараемся не давать готовых решений, предлагаем детям самим поразмышлять, привлекать к показу самих детей, поощрять творчество и инициативу. Позиция педагога- известная позиция Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

В непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности учили детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники изображения:

  • «Осень на опушке краски разводила»(печать листьев)
  • «Осенние мотивы»(раздувание краски)
  • «Весёлые кляксы»(кляксография)
  • «Пейзаж у озера»(монотипия)
  • «Снежинки кружатся, летят, украшают дом и сад»(рисование свечой)
  • «Заколдованные картинки»(каракулеграфия)и многие другие.

Безусловно самыми любимыми и самыми завораживающими стали работы ,выполненные в технике ниткография «Волшебная ниточка».

Большую роль в развитии воображения принадлежит играм. Мы постарались систематизировать и придать играм более привлекательную форму. Современный ребёнок и телевизор - вещи подчас неразлучные. Основываясь на тяге детей к этому средству массовой информации, возникла идея создания игрового телевизора. Так обычная магнитная доска (с одной стороны, а с другой доска для рисования мелом) стала игровизором. Задания, выполняемые на « игровизоре», разнообразны и интересны, их можно разделить на группы:

-задания на додумывание (дорисовывание) образа, в которых дети примеряют на себя роль волшебников, расколдовывают животных, птиц, человечков, которых злой волшебник превратил в геометрические фигуры, «камушки»,причудливые кляксы. Это игры «Рассеянный художник», «Незаконченный рисунок», «На что это похоже?», «Сказочники»(выкладывание на игровизоре фигур, придумывание сказок: Жил-был …       . Кто это? … Нет… Это паучок. Отправился он путешествовать, долго он шел и вдруг увидел и т.д.)

-задания на создание стилистических изображений животных, птиц, человечков, используя геометрические фигуры (например, жители планеты Кругляндия : на этой планете все круглое и дома, и человечки, и животные, надо выложить их изображения из кругов и полукругов.

-задания на передачу положения тела в движении. Такие задания наиболее любимы нашими детьми. Ведь они становятся мультипликаторами, участвуют в создании любимых всеми мультиков, учатся выбирать из множества фигурок нужную по сюжету. Например, мультфильм «Цыпленок»: По двору к кустику шел цыпленок. Вдруг он услышал какой-то шорох и остановился. Шорох повторился, а цыпленок быстро побежал к кустику, остановился и наклонил головку, посмотрел под кустик, а там ползет большая мохнатая гусеница и т.д. В следующих сериях дети учились передавать взаимосвязь между персонажами, их расположение по отношению друг другу.

-задания на соединение качеств, характерных особенностей двух и более объектов (например, котозьян, свинораф, зайцутка и т.д.)

Кроме игр с игровизором хороши специально организованные изобразительные игры.

Психорисование (под звучащую музыку дети с закрытыми глазами рисуют, передают те чувства, которые навевает музыка, потом отыскивают, не спрятался ли кто в этих замысловатых переплетениях)

Графическая аналогия (с помощью штампов геометрических фигур нарисовать лицо человека, дом, придумать свое изображение)

«Три краски» (Возьми 3 краски, которые по-твоему наиболее подходят друг к другу и заполни ими весь лист. На что похож рисунок? Придумай название.)

Упражнение «волшебники»(дорисовать фигуры волшебников. Превратить одного в доброго, другого – в злого)

Пиктограммы ( зарисовка графико-символических изображений таких понятий, как глухая старуха, веселый праздник, богатство, болезнь, трудная работа и др.- нарисуй то, что потом поможет тебе вспомнить эти слова.)

Кроме того, огромную роль в развитии воображения играет ознакомление детей с произведениями искусства. Воображение в дошкольной возрасте имеет чувственно-образный характер, а искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому нужно учить детей понимать и любить произведения искусства, выделять художественные средства, с помощью которых художник создает образ, передает настроение (линии, краски, штрихи, колорит). Мы учим детей не только видеть в картине главное, излагать свои мысли в логической последовательности, но и придумывать предшествующие и последующие события. Очень хорошо «будит» воображение прием «вхождения в картину», «вслушивание» (прислушайтесь, что вы слышите?) «прочувствование» (есть ли ветер и т.д.). Смотреть и видеть не одно и то же. Воспитать глаз эстетически – это значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы. Обязательно используем в речи различные обороты, эпитеты, сравнения «на что похожа эта березка, одиноко стоящая на излучине реки?» (Левитан «Золотая осень») Заслушав предположения детей, педагог завораживает своим вариантом. «А мне кажется, она похожа на полыхающую свечку» Важно продумывать вопросы, которые будут задаваться детям, они должны подталкивать к размышлениям, давать пищу для воображения: «Есть ли солнышко на картине?», «Кто мог бы появиться на этой поляне?», «В каком месте картины вам хотелось бы оказаться?»

Результативность нашей работы хорошо раскрывается в рисовании-фантазировании «Ожившая сказка», «Чудо-огород», «Фантастическое инопланетное животное» и др.

Параллельно шла работа по ознакомлению с техникой оригами. Это искусство возникло в Японии: изначально такие фигурки использовались в храмах, приносились в дар богам, позднее умение виртуозно складывать бумагу считалось показателем хорошего тона при дворе японского императора. Оригами положительно влияет на развитие мелкой моторики, фантазии, пространственного мышления, худ. вкуса, глазомера и памяти. Оригамику использую в группах соц. реабилитации, мастеря поделки из бумаги, человек уносится прочь от своих проблем, забывает о болезнях, а робким помогает преодолеть комплексы, т.к. исполнение этого маленького чуда рождает уверенность в своих силах. Кроме того, мастеря поделки, мы обязательно их обыгрываем, сочиняем сказки.

Начать знакомство с техникой оригами, я решила с сообщения элементарных знаний о бумаге, её истории и производстве. Сначала дети были недостаточно активны, своих ответов не давали. В основном слушали и повторяли за мной, но с удовольствием исследовали свойства бумаги, выполняли опыты, делились впечатлениями друг с другом.

Чтобы заинтересовать детей искусством складывания из бумаги поделок и показать художественно-выразительные свойства бумаги, я рассказала им «Сказку квадратика» и организовала выставку фигурок в технике оригами Прежде чем приступить к конструированию игрушек, познакомила детей с основными техническими приёмами складывания квадрата.. Чтобы отработка приёмов складывания не сводилась только к «сухому» воспроизведению упражнений за воспитателем, а проходило в игре, активно и с интересом, использовала вопросы и творческое задание: «Нарисуем лицо квадратика». «Придумай имя квадратику», «Чтобы осуществить свою мечту летать, во что может превратиться квадратик?».

Конструирование из бумаги представляет для ребёнка некоторые трудности, . Для воспроизведение действий, показанных взрослым, ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения Эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения. И поэтому, чтобы не погасить интерес у ребёнка к конструированию поделки и эмоционально настроить его деятельность, мы используем игры-сказки: одновременно рассказывается сказочная история и складывается фигурка.

Этот подход строится на образном восприятии, каждая отдельная операция связывается с конкретным сюжетным образом, воображаемым действием, ребёнок становится соучастником событий, одновременно действуя практически (изменяя лист бумаги) соединяет его с каким-либо образом, тем самым в процессе создания фигурки у детей развивается воображение. Ребёнок запоминает план действий не механически, а проживает его вместе с героями воображаемых ситуаций.

Обращая внимание на форму фигурок, задавала детям вопросы типа: на что похож квадрат, треугольник? Эти вопросы направлены на то, чтобы у ребёнка возникло как можно больше самых разнообразных ассоциаций, сходство формы фигуры с окружающими предметами.

Рассказывая истории, придуманные мною и другими ребятами, я останавливалась после каждой операции. Задавала детям вопрос: «А что могло бы произойти в сказке дальше?». _ «Если квадратик превратился в шапку то, что может произойти дальше?» - говорю я.

Ответы детей: «остался лежать на дороге; надоело лежать и превратился опять в квадратик».

- А он мог кого-нибудь встретить?» - задаю я вопрос.

- «Да» - отвечают дети (волка, медведя, человека и др.).

- «Вот идёт по дороге человек. Увидел, что на земле лежит шапка (показ операции складывания поделки). Примерил шапку. Большая ему показалась. Тогда человек сложил её пополам (показ операции). Перевернул шапку и только хотел её снова примерить, как шапка превратилась в бабочку, вспорхнула и улетела (показ конечной операции поделки «бабочка»)- изготовление поделки «бабочка».

Чтобы вызвать у детей интерес к конструированию и придумыванию сказочных историй, эмоционально настроить на творческую деятельность, я использовала на занятиях произведения художественной литературы (рассказы, сказки): дети мысленно представляют себе происходящее, погружаются в переживания по поводу того или иного события, поступка сказочного героя. Например: щенок сначала навострил ушки, затем закрыл от страха глаза ушками, а потом решил: «Надо быть храбрым» и расправил ушки вот так. Интересно проходила беседа с детьми в творческом задании «Сошьём сове наряд» поделка «Сова». Дети с большим интересом слушали японскую сказку «Самый красивый наряд на свете», отвечали на вопросы, им очень захотелось стать «портными» и сшить сове наряд.

В: Если сова была красильщицей в лесу, то кто был портным? (дети перечисляют разных животных леса).

В: На что может быть похож квадрат? (показываю лист бумаги квадратной формы).

Ответы были однотипны, повторялись: окно, стол, квадрат. Но никто не смог сразу представить, что квадрат может быть похож на кусок ткани.

В: Что нужно портному для шитья?

«Иголка, ножницы, нитки» – отвечают ребята.

В: А этот лист бумаги может быть похож на кусок ткани?

Для ребят это было открытие! Они в один голос закричали: «Да, это кусок ткани!». Дети вошли в роль портных и с большим интересом принялись «конструировать» сове платье.

В: Измерил сову портной, сложил ткань (показываю операцию по складыванию поделки). Что дальше сделал портной? (подсказываю ответ детям своими действиями – рукой зашиваю ткань).

«Сшил нитками края» - говорит Карина.

В: Пришла сова на примерку. Одела платье. Где будут крылья у совы? (дети показывают).

В: Стал делать портной разрезы в платье, чтобы крылья проходили у совы (делаю надрезы на фигурке по линии сгиба и загибаю образовавшиеся уголки навстречу друг другу).

В: Этот лишний кусок ткани, если его отогнуть на что будет похож? (загибаю верхний треугольник вперёд).

- «На голову совы» - ответила Катя..

В: Просунула в рукава крылья сова, посмотрела вниз. О чём она подумала?

Ванясразу ответил: «Она не увидела там своих лап».

В: Примерила сова платье, а лап внизу не видно. Что стал делать портной?

- «Ножницами ткань разрезал» - говорит Вероника.

Я ножницами разрезаю нижний острый угол и сгибаю образовавшиеся концы складкой.

В: На кого похожа поделка?

Все дети хором закричали: «На сову!».

В: Хотите стать «портными» и сшить сове наряд?. Они с большим удовольствием рисовали сове крылья, оперение, приклеивали глаза, клюв.

Следующим этапом в работе было наблюдение на прогулке старого дерева с дуплом. Я рассказала о том, что совы могут жить в лесу в подобных дуплах, днём они спят, а на охоту вылетают только ночью. Ведь это хищная птица. Рассматривали с детьми кору старого дерева, а потом на бумаге постарались передать его структуру. Вырезали из цветной бумаги дупло и наклеили его на дерево. Вот и получился «дом» для совы! Получилась работа «Сова в дупле».

Перед обучением поделке «Курочка» мы с детьми вспомнили русскую народную сказку «Курочка Ряба»,я предложила ребятам придумать другой конец сказки, изменить его.«… Снесла курочка золотое яичко, берегла его. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Тогда мышка взяла яичко, чтобы разбогатеть. А курочка похитила у мышки её дочку. Курочка говорит: «Давай в обмен, я тебе дочку твою верну, а ты мне яичко». Дети очень любят сказки, именно им они оказывают предпочтение, когда мы выбираем книгу в библиотеке им.Заломова, которую мы посещаем ежемесячно,дарим свои рисунки для организации тематических выставок, однажды участвовали в викторине «Телеграммы сказочных героев» и блеснули своими знаниями сказок.

Но развитие творческих способностей не может и не должно осуществляться обособленно от других видов деятельности: коммуникативные игры, игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические игры, этюды на вхождение в образ, наблюдения на прогулке(«На что похоже облако, дерево, сугроб…») и многое другое.

Кроме того, работа осуществляется в тесной взаимосвязи со специалистами детского сада:

-Музыкальный руководитель(движения в образе, постановка спектаклей, развитие эмоциональной сферы)

-Инструктор ФИЗО(изображение движений животных, птиц, п/и с перевоплощением ...)

Планируя образовательную деятельность, стараемся учитывать интеграцию различных областей. В целом планирование носит комплексно-тематический характер, что способствует более глубокому усвоению знаний и отражению их продуктивных видах деятельности. При желании творческие задания могут быть включены в любую тему. Так, работая по проекту «Народная культура», мы придумывали сказку «Как хозяйкины помощники поспорили или кто в доме главный?», изготавливали сундучок с приданным ( работа с продолжением – пополнение вещами: скатертью самобранкой, полотенцем, рубахами, поясками, сарафанами и др.), знакомясь с народными мастерами родного края, попробовали свои силы в изготовлении авторских матрешек.

Родители тоже не оставались в стороне, формы работы самые разнообразные: консультации по развитию творческих способностей и организации уголка творчества в домашних условиях, различные мастер-классы, выставки совместного творчества родителей и детей, выставка одного художника, вместе с родителями посещали художественно-творческую выставку «Бабушкин сундук», организованную в музее быта Московского района и т.д..

Все это способствует накоплению обобщенных представлений, формированию эстетического восприятия, любознательности, а главное мы стали замечать, что наши воспитанники стали более отзывчивы, активны в творческих проявлениях, что нашло отражение и в речи, и в продуктивных видах деятельности.

На конец года была проведена повторная диагностика по выявлению   уровня развития воображения в группе. При выполнении задания (дорисовка фигур) работы были более аккуратны, разнообразны. Ребята уделяли внимание тому, что будут изображать и как лучше дорисовать. Рисунки были более оригинальными, меньше было в них повторов и однотипности. У некоторых детей стали появляться новые предметы, но заданный предмет всё же не являлся второстепенным элементом для создания образа воображения рисунка, а смотрелся как целый отдельный предмет или предмет, включённый в воображаемый сюжет, это свидетельствует о том, что уровень развития воображения стал выше. Все дети старались рассказать о том , что нарисовали, придумывали целые рассказы. Некоторые дети для придания выразительности использовали цвет и наделили «неоригинальные изображения» волшебными свойствами: Лера К. нарисовала домик и раскрасила его всеми цветами радуги и охотно пояснила, что это сладкий домик ,если прикоснёшься к какому-то цвету, то появится сладость: к розовому - конфетка, к зелёному –фрукты, к синему - пряник и т.д. ;волшебный зайчик хлопает ушами и происходят чудеса; волшебная коробочка, уменьшается в размерах, можно положить в карман, в коробочке происходят чудеса и она может показывать мультфильмы.

Таким образом, я считаю, что работа получилась яркой, интересной и плодотворной. В нашей работе нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно расти, как растут дети, приходящие в детский сад. Мы будем продолжать начатую работу, ,находить интересные техники нетрадиционного рисования, сочинять новые бумажные сказки, искать новые пути развития творческих способностей. Как говорится в одной притче «Для желания есть 1000 возможностей, для нежелания есть 1000 причин»

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1201 24

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6244 676