Экологическое воспитание детей раннего возраста является актуальной задачей в наши дни. Современные дети умеют пользоваться компьютером, но нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая, чужая. При общении с животными некоторые дети боятся прикоснуться к ним, взять на руки. Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей с каждым годом становится все больше. Матвеева Анжелика Юрьевна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 385 города Нижний Новгород подскажет как решить эту задачу в своей статье "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания."
Комментарий к статье от Анжелики Юрьевны:
"Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д.Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой «Логика природы есть самая доступная для детей логика-наглядная, неоспоримая»." читать далее...
Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания
Чтобы помогать природе,
Нужно не только ее жалеть,
Но и очень много знать!
Проблема экологического воспитания детей раннего возраста несомненно является актуальной в наши дни. Современные дети умеют пользоваться компьютером, но нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая, чужая. Иногда во время экспериментирования дети просто боятся взять в руки «грязь», и только привыкнув к природному материалу, они начинают с огромным удовольствием возиться с песком и глиной.
При общении с животными некоторые дети боятся прикоснуться к ним, взять на руки. Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей с каждым годом становится все больше. Без общения с природой невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с окружающим миром.
Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение в наши дни.
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д.Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой «Логика природы есть самая доступная для детей логика-наглядная, неоспоримая».
Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия.
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности, по мнению ряда авторов (В.Г.Грецова, З.П. Плохий, М.К. Ибрагимова и др.) являются основой осознанного бережного отношения к природе.
В основной общеобразовательной программе дошкольногообразования нашего учреждения задачи формирования экологического сознания проходят через несколько образовательных областей.В образовательной области «Безопасность» данные задачи нашли отражение в разделе «Формированиепредпосылок экологического сознания».
В образовательной области «Познание» задачи ознакомления детей с природой рассматриваются в разделе «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
В образовательной области «Труд» задачи воспитания бережного отношения к объектам природы рассматриваются в разделе «Формирование первичных представлений о труде взрослых».
В своей работе мы представили изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления отношения детей к природной среде.
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы игры.Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре.
Мы начали свою работу с определения уровня экологических знаний у детей на начало года, провели диагностическое обследование, используя метод педагогического наблюдения и игры.
Для выявления знаний о животных была проведена игра «Детеныши домашних животных». Игра вызвала затруднения. С этим заданием справились лишь 20% детей, 35% затруднялись с выполнением заданий, 45% не справились совсем.
Для выявления уровня знаний о растениях использовали игры «Найди листок», «Овощи и фрукты» (парное лото). Эти игры также вызывали затруднения у детей – 45%, 30% не справились с заданиями и лишь 25% успешно выполнили все задания.
Таким образом, мы пришли к выводу, что знания детей о растениях и животных неполные, бессистемные, порой отрывочные. Также выяснилось, что для детей нашей группы характерно неустойчивое отношение к животным и растениям. Встречались проявления небрежности к объектам природы (топтали растения, обрывали с кустов листья, рвали цветы с клумбы, обижали кошку).
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, неправильное представление о ней часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным и растениям.
Цель нашей работы: Формировать у детей понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому.
Для выполнения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными.
- Формировать элементарные представления о сезонных изменениях природы.
- Формировать у детей элементарные навыки по уходу за растениями и животными.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
- Воспитывать у детей чувственно-эмоциональные реакции на окружающую среду.
- Воспитывать средствами природы эстетические чувства.
Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Для этого мы используем методы наблюдения за живыми объектами, рассматриваем их цвет, форму, размеры, запах, особенности строения, учим сравнивать. Наблюдения хорошо проводить во время прогулок. Давая детям поручения «собери самые красивые листья» или «найди самый большой лист», мы формируем у них представления о многообразии растительного мира. Игра «Отгадай, что где растет» помогает детям любоваться красотой цветущих растений.
На зимней прогулке любимое занятие детей подкормка птиц. В кормушки, сделанные родителями, они ежедневно приносят семечки, хлебные крошки, потом с удовольствием наблюдают, как в наши птичьи столовые слетаются птицы: синицы, снегири, воробьи и даже вороны. Подвижные игры «Воробьи и вороны», «Перелет птиц», «Воробышки и кот», помогают закрепить полученные знания о птицах, об их повадках.
Для того чтобы, сформировать у детей элементарные навыки по уходу за растениями и животными, используем простейшие трудовые поручения: полей цветочек, протрем листья у растений, соберем опавшие листья.
Полученные навыки и знания дети применяют в своих сюжетных играх: играя с игрушками кошкой, собачкой, они относятся к ним как к настоящим, стремятся погладить их, покормить.
Мир неживой природы тоже привлекает внимание детей, он очень обширный и интересный. Но дети дошкольного возраста не в состоянии осознать разницу между живым и неживым миром, они в основном накапливают, обогащают свой познавательный багаж. Методом обогащения познавательного багажа ребенка-дошкольника служат дидактические игры, ведение календаря природы, игры-путешествия, длительные наблюдения за животными и явлениями природы. Игры с песком и водой способствуют обогащению сенсорного опыта ребенка, развивают его эмоциональную и чувственную сферы.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей успешнее происходит в игре. Игры экологического содержания занимают особое место в педагогическом процессе. Они имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективных средств обучения в непосредственно организованной и самостоятельной детской деятельности.
Дети часто задают вопросы о животных, растениях, о сезонных явлениях. Ответы на многие вопросы можно найти в игре.
Для решения поставленных задач мы подобрали дидактические игры экологического содержания:
- Домашние и дикие животные
- Детеныши домашних животных
- Помоги найти маму
Эти игры помогают закрепить знания о домашних животных, их внешнем виде, повадках. Дети с удовольствием находят деток для мам- животных, переживают, если чьи- то детки не нашлись.
- Рассели животных и птиц
- Кто в домике живет
Закрепляются знания детей о том, где живут животные, где птицы, чем они питаются.
- Села пчелка на цветок
- Чей листик
Помогают запомнить названия цветов, листьев, сравнивать их по внешнему виду, окраске.
- Когда это бывает
- Времена года
- Одень куклу на прогулку
Эти игры способствуют формированию представлений о сезонных явлениях в природе.
Кроме этого мы проводили игры на воспитание бережного отношения детей к растениям, подбирали игры, которые способствуют развитию у детей желания наблюдать и ухаживать за растениями. Например, игра «У меня живет цветок», где в игровой форме дети учатся ухаживать за растением (даем попить цветку водички, протрем его красивые листочки).
В течение года было использовано большое многообразие дидактических игр экологического содержания. Подводя итог проделанной работе, мы провели повторную диагностику в конце учебного года, используя ту же методику, что и в начале года. Результат ее показал, что у детей значительно повысился общий уровень представлений о природе. Практически все наши малыши справились с заданиями: 25% с небольшой помощью воспитатели, 75% - самостоятельно, не осталось детей, не справившихся с предложенными заданиями. Дети знают названия всех комнатных растений, овощей, фруктов, умеют их сравнивать, знают всех домашних животных и их детенышей, очень любят играть в дидактические игры на экологическую тематику. Мы заметили, что дети стали чаще проявлять стремление помочь в уходе за комнатными растениями, во многих семьях по просьбе детей появились маленькие питомцы, о которых дети учатся заботиться, делятся своими впечатлениями.
Мы надеемся, что дети нашей группы уже знают, что человек самый сильный в природе и призван помогать и заботиться о красоте природы, любить и беречь ее с раннего детства.
Перспективы работы:
- Обогащать предметно-развивающую среду через внесение нового игрового материала.
- Привлекать родителей к работе по формированию у детей заботливого доброжелательного отношения к природе в разных ее проявлениях.
- Расширять представления детей о явлениях природы.
- Воспитывать желание самостоятельно заботиться о растениях и животных.