Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Морозова Елена Викторовна Воспитатель I младшей группы МБДОУ детского сада №37. города Сургут, в своей статье "Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению" поделится с нами советами, соблюдение которых поможет ребенку пройти период адаптации безболезненно.
Комментарий к статье от Елены Викторовны:
"Поступление в детский сад всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка. Дети по-разному переносят их, и задача взрослых облегчить малышу вхождение в новые условия жизни"
Полезного чтения...
ДЕТСКИЙ САД ВСТРЕЧАЕТ МАЛЫШЕЙ…
(Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению)
Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребёнок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребёнку потребуется умение жить в коллективе и считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать эмоции. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребёнка в развивающих играх, музыкальном занятии, физическом воспитании, подготовке к поступлению в школу. Кроме того в детском саду постоянно следят за состояние здоровья ребёнка, своевременно делают прививки. И так Вы уже сделали свой выбор: «Ребёнок идёт в детский сад».
Все волнения по поводу выбора детского сада, получения путёвки уже позади. Но сразу возникают вопросы: «Как ребёнок привыкнет к детскому саду?», «Будет ли ему комфортно с новыми тётями – воспитательницами?», «Как пройдёт эта самая адаптация, о которой так много говорит соседка, подруга, мама?», «Как облегчить ему так называемый период адаптации?»
- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду. . Дети, посещающие дошкольное учреждение, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки.
- Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться, и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
«А вообще что такое адаптация?»
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную , сложившуюся жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения:
- 1.Чёткий режим дня.
- 2.Отсутствие рядом родных.
- 3.Постоянный контакт со сверстниками.
- 4. Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку.
Первые два месяца в жизни ребёнка в детском саду называются – адаптационными. По истечении, которых тревога значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечению 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста-психолога. А вообще адаптационный период фактически начинается в тот момент, когда Вы приняли решение о том, что Ваш ребёнок будет посещать детский сад. Самое главное положительный настрой родителей.
Если Вы уверены ,что сад- это самое лучшее место для ребёнка ,что ему там будет хорошо, поверьте ему это тоже передаётся. Поговорите с ребёнком о предстоящем посещении детского сада, расскажите как много там игрушек, сколько новых друзей у него там появятся. Там добрые воспитателя, интересные занятия, там научат рисовать, лепить, петь и танцевать. Заранее постарайтесь приблизить режим воспитания в семье к режиму сада, узнайте, когда укладывают детей спать, выводят на прогулку, одежду подбирайте такую которую малыш без труда сможет самостоятельно надевать и снимать, конечно, если не будет у него получаться, воспитатель обязательно поможет ему.
А для этого необходимо заранее прийти в детский сад и познакомиться с дошкольным учреждением с режимом дня, с условиями воспитания детей, с воспитателем своего малыша. Расскажите воспитателю об особенностях и привычках Вашего ребёнка. Какие сказки любит читать, каких героев сказок и мультфильмов особенно любит, во что предпочитает играть. Опишите как Ваш малыш реагирует на громкие звуки ,на большие коллективы детей ,как вы его успокаиваете, если он плачет…
И вот Вы привели малыша в сад. Первый день детском саду имеет огромное значение для ребёнка. Безусловно, слёзы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребёнок плачет только при Вас, а зайдя в группу, быстро успокаивается. Первые несколько дней водите ребёнка на 2-3 часа. Желательно чтобы ребёнка забирали родители в то время на которое договорились – это даёт возможность воспитателю подготовить малыша к уходу домой и не обмануть его ожиданий. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного, и как только начнет, есть смело оставляйте до обеда.
Даже если Ваш малыш ещё не очень хорошо говорит, всегда с внимание и интересом спрашивайте его о том, чем он занимался в детском саду, радуйтесь за его успехи, хвалите за старания. Этим Вы будите стимулировать развитие речи ребёнка и возможно узнаете что-то о том времени, которое Ваш малыш проводит без Вас, даже от не очень разговорчивого крохи. Соблюдайте дома режим дня и рекомендации воспитателя. Не обсуждайте при ребёнке если что – то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям и сотрудникам.
Нельзя обманывать ребёнка говоря ,что вы придёте очень скоро ,если малышу например предстоит остаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придёт не скоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. И вот через 1-2 недели вы первый раз оставили ребёнка на сон. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо тяжело засыпать. Это вполне нормально. Воспитатели помогут ему споют песенку посидят рядом, погладят. Надо помнить что дети 2-3 лет не испытывают потребности общении со сверстниками, она пока не сформировалась.
В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как пример по игре образец для подражания и удовлетворения потребности ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве .Сверстники этого дать не могут поскольку сами нуждаются в том же. В игре также дети играют не вместе, а рядом. У них ещё не развита сюжетная игра , в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если Ваш ребёнок пока не взаимодействует с другими малышами. Полное привыкание происходит только через три месяца .Наберитесь терпения! И ещё обратите внимание на болезни, возможно даже частые, первый год неизбежны. Не пугайтесь. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно избавиться не снимая ребёнка с детского сада. Главное не упустить момент!
А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребёнком Вы рискуете получить новые слезы, и привыкание начнётся сначала. Так же следует знать, что ребёнок устаёт от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном и ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить в театры и другие шумные места. Задача взрослых облегчить малышу вхождение в новые условия жизни. Обратите внимание если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания умения играть ,общаться со сверстниками и взрослыми ,если домашний режим совпадает с садовским ,то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Я искренне надеюсь, что статья поможет подготовить Вам, вашего карапуза к дошкольному учреждению. И результатом Вашего сотрудничества и взаимопонимания с воспитателем, станет благополучие Вашего ребёнка!
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО
ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
- ü Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
- ü Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
- ü С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь. - ü Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
- ü Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
- ü Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
- ü Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
- ü Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы детского сада при ребёнке.
- ü Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Поступление в детский сад всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка. Дети по-разному переносят их, и задача взрослых облегчить малышу вхождение в новые условия жизни. Вот несколько советов, соблюдение которых поможет ребенку пройти период адаптации безболезненно.
- 1. Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Всё будет хорошо! Не проецируйте свою тревогу на ребёнка. Не обсуждайте при нём возможные осложнения.
- 2. Пребывание ребёнка в группе детского сада в первое время 1,5 - 2 часа.
- 3. Уделите внимание формированию навыков самостоятельности при одевании и раздевании, приучайте ребёнка самостоятельно есть, и пользоваться туалетом.
- 4. Расскажите педагогам группы, какие особенности поведения больше всего беспокоят вашего ребёнка (боязнь определённых людей, ситуаций, предметов и пр)
- 5. Следует помнить, что в период адаптации ребёнок может стать капризным, раздражительным, требовательным к вниманию взрослого, у него может ухудшиться аппетит, сон. Помните, эти явления временные, и только терпение и понимание, а также спокойная обстановка дома помогут скорейшей нормализации состояния ребёнка.
- 6. Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, умения играть, общаться со сверстниками и взрослыми, если домашний режим совпадает с садовским, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
- 7. Если ваш ребёнок с трудом расстаётся с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша в группе: Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и, уходите не задерживаясь. Попрощавшись, уходите не оборачивайтесь.
- 8. Приходя за ребёнком, интересуйтесь его состоянием, аппетитом, поведением, порадуйтесь его успехам, хорошему настроению, не забудьте похвалить малыша за его достижения!
- 9. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к ребёнку в семье и детском саду.
- 10. Постарайтесь с пониманием отнестись к условиям детского сада и правилам жизни детей в детском саду, а возникшие вопросы и проблемы решать тактично и спокойно, желательно в отсутствие ребёнка.
Первые признаки, что ребёнок хорошо адаптировался:
1. Нормальное эмоциональное состояние
2. Хороший аппетит.
3. Спокойный сон, охотное общение с другими детьми