Добрый день! Сегодня мы рады представить Вам опыт работы педагога дополнительного образования Дома детского творчества поселка Беркакит, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия) - Ибрагимовой Анжелики Ивановны. Анжелика Ивановна руководит изостудией «Спектр» при учреждении.
Анжелика Ивановна о своей профессии:
"Главное для меня – это раскрытие творческих способностей детей, умение увидеть их в неразвитой форме и суметь развить до «потолка» возможностей каждого отдельно взятого ребенка. Очень важно не упустить момент, не дать угаснуть интересу детей к стремлению наблюдать и отображать в своих рисунках окружающий мир, ведь все мы знаем, что, и в 10 лет, и в 7, и в 5 - все дети любят рисовать, и каждый смело нарисует все, что его интересует…» Но для того, чтобы рисовать не только смело, но и умело, нужно этому учиться. Я часто использую на занятиях игровые моменты, беседы, путешествия, проблемные ситуации, элементы арттерапии. И один из используемых приемов хотела бы представить вашему вниманию в статье "Применение методов арт-терапии на занятиях изобразительным творчеством."
Данный опыт работы может быть полезен педагогам дополнительного образования не только в сфере изобразительной деятельности, но и в других областях дополнительного образования. Педагоги могут использовать упражнения для сплочения детского коллектива, для раскрепощения детей на занятиях, в качестве отдыха от основной деятельности.
Полезного чтения...
Применение методов арт-терапии на занятиях изобразительным творчеством
Ибрагимова Анжелика Ивановна, педагог ДО
МОУ ДОД ДДТ п. Беркакит
Рисование оказывает заметное положительное влияние на эмоциональное состояние детей. В процессе рисования, как и в самом рисунке, ребенок нередко раскрывается полнее, чем в обычной обстановке, в беседе. Рисуя по специальному заданию на различные значимые для него темы, ребенок невольно концентрируется на своих проблемах, отчетливее осознает их, начиная лучше понимать сущность происходящего как вокруг, так и с ним самим. Особенность детского рисунка заключается в том, что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.
В детских рисунках отображается не только уровень интеллектуального развития, но и эмоциональное отношение ребенка к миру. А также во время занятий дети избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов. С помощью рисунка ребенок невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах.
Методы арт-терапии позволяют каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При использовании методов арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Арт-терапия является реальным и эффективным способом воплощения личностно - ориентированного подхода на практике.
В основном элементы арт-терапии я применяю с младшими подростками, так как известно, что в возрасте 9-10 лет происходит снижение творческой активности. А к факторам развития креативности относятся: ориентация ребенка на творческие решения, снятие преград в отношении проявления инициативы, поощрение к выполнению различных творческих задач, воспитание у ребенка убежденности в ценности творческих черт его личности и важности внимания ко всему, что его окружает.
Также в этом возрасте у детей выходит на первый план проблема взаимоотношений со сверстниками и окружающим миром, возрастает потребность самоутверждения, осознания себя в этом мире. Поэтому, считаю необходимым включать в занятия элементы арт-терапии для развития творческих способностей, коммуникативных навыков, выражения своего внутреннего «Я», развития способности к пониманию других и сотрудничеству.
Упражнения с элементами арт-терапии я обычно предлагаю детям в качестве разминки, т.е. в самом начале занятия, но иногда мы завершаем занятие элементами арт-терапии или включаем их в минутки отдыха в середине занятия. А также можно посвятить этому все занятие, для разгрузки детей от основной программы. Главное для педагога в этой работе – не давать детям слишком подробных инструкций, не навязывать свое мнение, не давить на детей и не оценивать изобразительные навыки детей. Дети при выполнении таких заданий должны самовыражаться, а не думать о красоте своего рисунка.
Предлагаю вашему вниманию использование различных приемов арт-терапии в процессе занятий изобразительным творчеством. Первое и второе упражнение - для отражения своего биографического опыта и системы отношений, в том числе отношение к самому себе. Во втором и третьем задании - совместная изобразительная работа в парах и в группе для развития коммуникативных навыков, корректировки социальных ролей, а также сплочения коллектива.
Фрагмент занятия по изобразительному искусству с применением элементов АРТ-терапии.
Цель:
Показать применение арт-терапевтических заданий на занятиях изобразительным творчеством.
Задачи:
- обучение пониманию своих чувств и чувств других людей;
- выражение своих внутренних переживаний средствами искусства;
- стремление находить в художественном творчестве утешение и поддержку.
Оборудование:
акварель, кисти, баночка с водой, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Упражнение «Цветоскоп».
Детям предлагается окрашивать полоски бумаги: первую – в самый приятный цвет, вторую – в самый неприятный; следующую пару – в приятный и неприятный; далее – в хороший и в плохой цвет; наконец – одну и другую все равно в какой цвет.
Затем разложить полоски в два ряда: слева – приятные, справа – неприятные, и попробовать составить личностные портреты друг друга, исходя из того, какие цвета они предпочитают. (Например: «Таня веселая девочка, у нее хорошее настроение, она любит яркие, радостные цвета: оранжевый, светло-зеленый». Обязательно спросить у каждого ребенка согласен ли он с той характеристикой, которую им дали товарищи, и дать возможность высказаться, если нужно).
Упражнение «Автопортрет».
На основе характеристик, которые вы только что дали друг другу, предлагаю вам нарисовать свой автопортрет, вы можете изобразить себя тем, кем вы себя представляете, ощущаете. (Детям предлагаются эмблемы в виде кружочков).
Упражнение «Место».
Я предлагаю вам разделиться по парам в соответствии с созданными автопортретами, учитывая похожие или, наоборот, противоположные черты характера.
Перед вами один лист бумаги, сейчас немного посовещавшись, определитесь пожалуйста, где бы вы хотели оказаться вместе. Рисовать нужно одновременно с партнером, на одном листочке, по возможности молча. (После выполнения работы – пары высказываются о том, насколько легко или трудно им было понимать друг друга).
Упражнение «Незаконченный рисунок».
А сейчас давайте поиграем в игру «Незаконченный рисунок». У вас на столах небольшие листочки бумаги, по моей команде вы начинаете рисовать то, что вам хочется, затем по хлопку передаем листок соседу справа и продолжаем рисовать на чужих листочках. И так по кругу пока к каждому не вернется его рисунок. (Обсуждение).
- Итог занятия.
В конце занятия необходимо выяснить, понравились ли ребятам предлагаемые упражнения, в чем они испытывали затруднения, что хотели бы изменить и т.д.