Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Игровые технологии в экологическом образовании детей
20 минут 12865 3695

Игровые технологии в экологическом образовании детей

Дорогие друзья, сегодня опытом своей работы поделится с нами Саенко Виктория Степановна, педагог дополнительного образования экологического направления Дома детского творчества п. Беркакит, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия). Виктория Степановна работает по образовательной программе «Экология и человек», постоянно находится в поиске новых идей, форм, технологий и творчески применяет их в работе с детьми.

saenkoВиктория Степановна о своей профессии:

"Весь процесс обучения носит исследовательский, информационный, творческий и воспитательный характер. Стараюсь воспитывать у детей общую и экологическую культуру, бережное отношение к природе, формировать потребность защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище. Изучение природы подкрепляется практическими наблюдениями детей, особое внимание уделяется экскурсиям, походам в лес, на природу.  Дети осуществляют экологическое просвещение населения в поселке через выпуск плакатов и листовок, участвуют в природоохранных мероприятиях."

Виктория Степановна представляет авторскую статью "Игровые технологии в экологическом образовании", она может быть полезна педагогам дополнительного образования экологического направления, учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий. Игровая программа рассчитана на детей, обучающихся в начальной школе.

Познавательного чтения...


Игровые технологии в экологическом образовании детей

Экологическая культура – это часть общей культуры личности. Без экологического воспитания и экологического мышления обойтись сейчас в современном мире просто невозможно. Очень важно создать благоприятные условия для формирования экологической культуры детей и подростков, ведь именно от них зависит будущее нашей планеты, будущее окружающей нас природы.

В конкретных делах детей заключается любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в прошлом и будущем. Ребенок уже сам начинает думать: этот мусор надо убрать, пусть даже за кем–то, а этому деревцу надо помочь, замазав ранку на стволе, а птичек в этом лесу, во дворе надо обязательно покормить.

Экологическое воспитание заключается , прежде всего в формировании у детей потребности защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище; в понимании того, что нужно беречь и брать ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни. И осуществляется оно через:

  • Экологическое просвещение:

выпуск плакатов и листовок в защиту природы, освоение экологических знаний, изучение методик экологических исследований и приобретение практических навыков работы в природных условиях, тематические экскурсии « Вижу, слышу, чувствую»,

« Кладовая здоровья» и др.

  • Трудовое воспитание:

уборка и озеленение территорий, разбивка цветочных клумб, трудовые десанты по организации стоянок для проведения экологических мероприятий.

  • Патриотическое воспитание:

Привитие детям чувства сопричастности к своей истории, культуре, природе, сообщение географических и биологических сведений на выбранной экологической тропе, история этих мест, охрана памятников истории, приобщение к народным праздникам и обрядам на природе.

  • Эстетическое воспитание:

Обращать постоянное внимание на красоту окружающего мира – пейзаж, порхающие бабочки, пение птиц и тд.

Весь процесс обучения носит исследовательский, информативный, творческий и воспитательный характер. Это позволяет создать все условия для формирования гармонически развитой личности с высоким уровнем экологической культуры.

Деятельность детей на занятиях приобретает разнообразные формы.

На занятиях проводится практическая работа – выпуск листовок, плакатов, рисунков; наблюдения, походы, работа над проектами.      Теоретическая работа – поиск информации, изучение тем, понятий и т. д.

Используются и нетрадиционные формы работы: «путешествия», игры, «суды», викторины, КВНы, конкурсы. При проведении различных конкурсов детям присваиваются титулы: «Защитник природы», «Эколог», «Следопыт», «Знаток природы» и т.д.

Используются в работе и различные виды литературного, музыкального, визуального материала. Особенно они необходимы при работе с детьми младшего школьного возраста.

Чередование видов работ, их разнообразие позволяет быстрее достичь желаемого результата. Различные способы работы педагога стимулируют формирование знаний, умений и навыков в области естественных наук.

Коллективная работа детей на занятиях раскрывает индивидуальность каждого, корректирует отношения между детьми.

Используются методы поощрения, создаются ситуации успеха, атмосфера непринуждённости. В течении года ребята за активную работу на занятиях получают жетоны. Результат подводится по полугодиям. Самым старательным присваиваются звания «Самый умный», «Знаток природы», «Самый активный» и др.

Основная цель применения экологических игр – это стимулирования активности детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развертывании особой ( игровой ) деятельности их участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Применяются игры для обучения и научно – исследовательских целей, а также выработки практических навыков.

Игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности детей; игру всегда сопровождает дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество детей, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования.

Использования экологических игр на занятиях повышает интерес к экологическим проблемам, и обеспечивает эффективное формирование экологической культуры личности.

Правильная организация работы по экологическому образованию и воспитанию позволяет нам вырастить гармонически развитых людей. Активный отдых, труд и смена видов деятельности укрепляет здоровье детей, восстанавливает силы, развивает способность мыслить не стандартно, творчески ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.

Приложение

Познавательно – игровая программа для среднего возраста

посвященная Дню Земли « Экологическое путешествие»

Цель: Расширить знания детей о экологии . Обсудить некоторые экологические проблемы, которые возникают под влиянием человека на природу.

Оборудование: жетоны, карточки с телеграммами, листы ватмана, фломастеры, трафареты, кассета с звуками природы, плакаты в защиту природы.

Ход игры

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша игровая программа посвящена празднику Дню Земли! Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном ее биосферу или живую природу. Кто из вас знает, что такое биосфера? ( Ответы детей)

Ведущая: Биосфера ( от греческого bios – жизнь), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.)

Ведущая: Игра посвящена Дню Земли и мы не можем не поговорить о экологических проблемах. А что же такое экологические проблемы и что такое экология? ( Ответы детей)

Экология – это наука. Ученые – экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из – за влияния человека на природу. Сегодня рассмотрим самые важные из них.

Ведущая: Но перед этим мы с вами разделимся на две команды . ( Делим с помощью жетонов)

А теперь я вам расскажу правила нашей игры: после каждого конкурса победившая команда забирает в « плен» одного человека из проигравшей команды. У каждого игрока есть возможность зарабатывать жетоны.

Ведущий: А начнем мы с вами с разминки.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит – воздух грязный.

Тот туман зовется……..( Смог)

 

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии,

Завод когда–то здесь стоял,

На нем случилась вдруг……..(Авария)

 

Вокруг пенье, стук и грохот –

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот…….. (Шум)

 

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все….(Отходы)

Ведущий: Мы с вами немного разогрелись. Дальше продолжаем. Нам пришли телеграммы! Будем зачитывать каждую и попытаемся решить экологические проблемы. Вот первая телеграмма:

« Срочно .От Бабы- Яги. Пропадаю, погибаю. Сломала , последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили»

Ведущий:1. Вот первая проблема – засорение окружающей среды.

Наши туристы ведут себя неправильно в лесу.

Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу? ( Ответы детей вручение жетонов за правильные ответы).

Сколько времени понадобится природе для полного разложения одной пластмассовой бутылки из–под кока – колы, не попавшей в мусорный контейнер?

  • Более 10 лет,
  • Более 100 лет,
  • Пластмасса в природе вообще не разлагается.

Помоги сохранить природу

Выбрать из списка советов те, которые помогут сохранить природу. Обведите правильный.

  • Если ты захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище.
  • Если ты захочешь развести в лесу костер, вытопчи для него место.
  • Если ты хочешь украсить комнату, собери букет из лесных цветов.
  • Гулять в лесу лучше по траве.
  • Гулять в лесу лучше по тропинкам.
  • На склонах оврагов нельзя вырубать лес, так как он укрепляет почву и не дает ее размыть.
  • При необходимости лес можно вырубать и на склонах.
  • В местах, где живут редкие растения и животные, можно сделать заповедник.
  • Редкие растения и животных охранять нет смысла, ведь все равно вымрут.

Ведущий: Какая команда справилась первой, та и победила. Давайте зачитаем правильные ответы. Вы победители должны забрать в плен одного из команды соперников. ( Забирают проигравшего)

Ведущая: Теперь послушайте вторую телеграмму:

« Родное гнездо разорили. Осталась без крыши над головой. Теперь я не ворона, а бомж. Примите срочные меры.»

 

Ведущий:2 Вот следующая экологическая проблема – резкое сокращение биологического разнообразия на планете.

Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений.

Как часто с лица Земли по причине экологических проблем исчезает один вид флоры или фауны?

  • Каждые сутки,
  • Каждые 3 секунды,
  • Каждые 2 часа.

Ведущий: Следующий конкурс называется « Северные птицы»

  1. Какую птицу называют « жар- птицей Севера», а по народному поверью встреча с ней приносит счастье?
  • ( Розовая чайка)
  • Куропатка
  • Сова
  1. Крылья белы, как бумага, глаз, как блюдце, лапка – лапа!

Мощный клюв?

  • ( Сова)
  • Воробей
  • Ворона
  1. Очень многих удивляет то, что в северном краю лишь одна из птиц меняет шубу на зиму.
  • ( Куропатка)
  • Лебедь
  • Рябчик
  1. Какая птица первой в Арктику прилетает, весну открывает?
  • ( Пуночка)
  • Розовая чайка
  • Клест
  1. Какая птица « лает»?
  • ( Самец белой куропатки)
  • Полярная сова
  • Тетерев
  1. Какие птицы весной бормочут « Куплю балахон, продам шубу»?
  • ( Тетерев)
  • Куропатка
  • Глухарь
  1. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой?
  • ( Полярная белая сова)
  • Кукушка
  • Дятел

Ведущий: Подведем результат. Какая команда победила. Забирайте проигравшего. Ребята пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды:

 

« Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать»

Ведущий: Вот следующая проблема – « парниковый эффект». А что это такое? ( Ответы детей)

Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире.

Следующий конкурс « Удивительные животные»

  1. Что за зверек, характер которого не по росту задиристый, - умеет он отвоевать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо. Гнезд у зверька обычно несколько: до пяти.
  • ( Белка)
  • Волк
  • Медведь
  1. И красив, и быстр, и ловок, сотня у него уловок. Леммингов по тундре гонит, а его охотник ловит.
  • ( Песец)
  • Горностай
  • Росомаха
  1. Он всегда голодным бродит, все добычи не находит. В тундре многим – главный враг?
  • ( Полярный Волк)
  • Олень
  • Тигр
  1. Что это за зверь, что жует и гложет все, что зелено. Муравейник- находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда снег с болот сойдет, клюкву собирает.?
  • ( Медведь)
  • Заяц
  • Горностай
  1. В тундре есть один зверек, быстрый сам, а хвостик черный.

Он как ящерица проворный, а живет один без стай ?

  • ( Горностай)
  • Песец
  • Белка
  1. Нравом – хищник, он жесток, с ним не свяжется и волк. Может съесть он олененка, он догонит и зайчонка?
  • ( Росомаха)
  • Медведь
  • Горностай
  1. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?
  • ( У зайца)
  • Лисы
  • Куницы
  1. След , какого хищного зверя похож на человеческий?
  • ( Медведь)
  • Тигр
  • Песец

Ведущий: Подводим итоги. Кто победил , забирает проигравшего.

Телеграмма от Красной Шапочки:

« У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем»

Ведущий: Почему же сгорела капуста у бабушки? ( Ответы детей)

Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится? ( Ответы детей)

Озон скапливается на высоте 60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультра – фиолетовых лучей.

Если озона становится мало, то появляется « озоновая дыра», причиной которой является аэрозоли. А что такое аэрозоли? ( Ответы детей)

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежитель воздуха. В этих баллончиках содержится вещества, разрушающие озоновый слой.

Какого результата достигаем мы, используя в быту один дезодорант – аэрозоль?

  • На 24 часа обеспечиваем своему телу неповторимо свежий запах,
  • Способствуем образованию озоновой дыры диаметром 5 см,
  • Бережем свою одежду от пятен.

Ведущий: Ребята как вы думаете, озоновый слой способен восстанавливаться? ( Ответы детей)

Да , правильно он способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышать после грозы в сосновом лесу?

Ведущий: Сейчас поговорим о праздниках, но не просто, а экологических.

« Экологические праздники»

В октябре отмечается день защиты животных. Назови число.

  • 4 октября,
  • 14 октября,
  • 24 октября.

В каком месяце отмечает свой день рожденья Грин – ПИС?

  • В январе,
  • В сентябре,
  • В мае.

В какое время года отмечают День Земли?

  • Осенью,
  • Весной,
  • Зимой.

Есть замечательный праздник День Птиц. Когда его отмечают?

  • 1 апреля,
  • 10 апреля,
  • 25 апреля.

Ведущий: Забираем игрока из проигравшей команды. Следующая телеграмма от белочки:

« После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!»

Вот и еще одна экологическая проблема – кислотные осадки.

Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Как вы , думаете откуда появляются кислотные дожди? ( Ответы детей)

Ведущий: Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.

Вернемся к нашей белочке, нужно помочь ей найти шишки.

Команды получают листы бумаги с трафаретами и фломастерами. Необходимо быстро с помощью трафарете нарисовать шишку и разукрасить (пока рисуют, звучит музыка).

Ведущий: Команда победившая забирает одного соперника. А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели, перечислите их?

(Пять 1. Засорение окружающей среды. 2. Сокращение биологического разнообразия на планете. 3. « Парниковый эффект». 4. « Озоновая дыра». 5. Кислотные осадки)

Ведущий: Все эти проблемы возникают под влиянием человека. И чтобы меньше было экологических проблем, каждый житель планеты должен бережно относится к ней. « Сохранить природу – сохранить жизнь»

А теперь подведем итоги нашей игры. Ребята, получившие много жетонов награждаются медалями « Почетный эколог»

Награждается команда победитель.

Ведущая: Могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми последствиями. От того, как мы с вами будем, относится к природе, зависит наше будущее. Спасибо за участие в игре. До   свидания!

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677