Дорогие друзья, сегодня опытом своей работы поделится с нами Саенко Виктория Степановна, педагог дополнительного образования экологического направления Дома детского творчества п. Беркакит, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия). Виктория Степановна работает по образовательной программе «Экология и человек», постоянно находится в поиске новых идей, форм, технологий и творчески применяет их в работе с детьми.
Виктория Степановна о своей профессии:
"Весь процесс обучения носит исследовательский, информационный, творческий и воспитательный характер. Стараюсь воспитывать у детей общую и экологическую культуру, бережное отношение к природе, формировать потребность защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище. Изучение природы подкрепляется практическими наблюдениями детей, особое внимание уделяется экскурсиям, походам в лес, на природу. Дети осуществляют экологическое просвещение населения в поселке через выпуск плакатов и листовок, участвуют в природоохранных мероприятиях."
Виктория Степановна представляет авторскую статью "Игровые технологии в экологическом образовании", она может быть полезна педагогам дополнительного образования экологического направления, учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий. Игровая программа рассчитана на детей, обучающихся в начальной школе.
Познавательного чтения...
Игровые технологии в экологическом образовании детей
Экологическая культура – это часть общей культуры личности. Без экологического воспитания и экологического мышления обойтись сейчас в современном мире просто невозможно. Очень важно создать благоприятные условия для формирования экологической культуры детей и подростков, ведь именно от них зависит будущее нашей планеты, будущее окружающей нас природы.
В конкретных делах детей заключается любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в прошлом и будущем. Ребенок уже сам начинает думать: этот мусор надо убрать, пусть даже за кем–то, а этому деревцу надо помочь, замазав ранку на стволе, а птичек в этом лесу, во дворе надо обязательно покормить.
Экологическое воспитание заключается , прежде всего в формировании у детей потребности защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище; в понимании того, что нужно беречь и брать ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни. И осуществляется оно через:
- Экологическое просвещение:
выпуск плакатов и листовок в защиту природы, освоение экологических знаний, изучение методик экологических исследований и приобретение практических навыков работы в природных условиях, тематические экскурсии « Вижу, слышу, чувствую»,
« Кладовая здоровья» и др.
- Трудовое воспитание:
уборка и озеленение территорий, разбивка цветочных клумб, трудовые десанты по организации стоянок для проведения экологических мероприятий.
- Патриотическое воспитание:
Привитие детям чувства сопричастности к своей истории, культуре, природе, сообщение географических и биологических сведений на выбранной экологической тропе, история этих мест, охрана памятников истории, приобщение к народным праздникам и обрядам на природе.
- Эстетическое воспитание:
Обращать постоянное внимание на красоту окружающего мира – пейзаж, порхающие бабочки, пение птиц и тд.
Весь процесс обучения носит исследовательский, информативный, творческий и воспитательный характер. Это позволяет создать все условия для формирования гармонически развитой личности с высоким уровнем экологической культуры.
Деятельность детей на занятиях приобретает разнообразные формы.
На занятиях проводится практическая работа – выпуск листовок, плакатов, рисунков; наблюдения, походы, работа над проектами. Теоретическая работа – поиск информации, изучение тем, понятий и т. д.
Используются и нетрадиционные формы работы: «путешествия», игры, «суды», викторины, КВНы, конкурсы. При проведении различных конкурсов детям присваиваются титулы: «Защитник природы», «Эколог», «Следопыт», «Знаток природы» и т.д.
Используются в работе и различные виды литературного, музыкального, визуального материала. Особенно они необходимы при работе с детьми младшего школьного возраста.
Чередование видов работ, их разнообразие позволяет быстрее достичь желаемого результата. Различные способы работы педагога стимулируют формирование знаний, умений и навыков в области естественных наук.
Коллективная работа детей на занятиях раскрывает индивидуальность каждого, корректирует отношения между детьми.
Используются методы поощрения, создаются ситуации успеха, атмосфера непринуждённости. В течении года ребята за активную работу на занятиях получают жетоны. Результат подводится по полугодиям. Самым старательным присваиваются звания «Самый умный», «Знаток природы», «Самый активный» и др.
Основная цель применения экологических игр – это стимулирования активности детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развертывании особой ( игровой ) деятельности их участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Применяются игры для обучения и научно – исследовательских целей, а также выработки практических навыков.
Игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности детей; игру всегда сопровождает дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество детей, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования.
Использования экологических игр на занятиях повышает интерес к экологическим проблемам, и обеспечивает эффективное формирование экологической культуры личности.
Правильная организация работы по экологическому образованию и воспитанию позволяет нам вырастить гармонически развитых людей. Активный отдых, труд и смена видов деятельности укрепляет здоровье детей, восстанавливает силы, развивает способность мыслить не стандартно, творчески ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.
Приложение
Познавательно – игровая программа для среднего возраста
посвященная Дню Земли « Экологическое путешествие»
Цель: Расширить знания детей о экологии . Обсудить некоторые экологические проблемы, которые возникают под влиянием человека на природу.
Оборудование: жетоны, карточки с телеграммами, листы ватмана, фломастеры, трафареты, кассета с звуками природы, плакаты в защиту природы.
Ход игры
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша игровая программа посвящена празднику Дню Земли! Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном ее биосферу или живую природу. Кто из вас знает, что такое биосфера? ( Ответы детей)
Ведущая: Биосфера ( от греческого bios – жизнь), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.)
Ведущая: Игра посвящена Дню Земли и мы не можем не поговорить о экологических проблемах. А что же такое экологические проблемы и что такое экология? ( Ответы детей)
Экология – это наука. Ученые – экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из – за влияния человека на природу. Сегодня рассмотрим самые важные из них.
Ведущая: Но перед этим мы с вами разделимся на две команды . ( Делим с помощью жетонов)
А теперь я вам расскажу правила нашей игры: после каждого конкурса победившая команда забирает в « плен» одного человека из проигравшей команды. У каждого игрока есть возможность зарабатывать жетоны.
Ведущий: А начнем мы с вами с разминки.
Если дымно и туманно
Так, что вам не видно ног,
Это значит – воздух грязный.
Тот туман зовется……..( Смог)
Не собирайте здесь грибы
И не сушите вы гербарии,
Завод когда–то здесь стоял,
На нем случилась вдруг……..(Авария)
Вокруг пенье, стук и грохот –
Не идет ничто на ум.
Знайте, что для человека
Очень вреден этот…….. (Шум)
Если что-то нам не жалко,
То несем скорей на свалку.
Загрязняют землю, воды
Бытовые все….(Отходы)
Ведущий: Мы с вами немного разогрелись. Дальше продолжаем. Нам пришли телеграммы! Будем зачитывать каждую и попытаемся решить экологические проблемы. Вот первая телеграмма:
« Срочно .От Бабы- Яги. Пропадаю, погибаю. Сломала , последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили»
Ведущий:1. Вот первая проблема – засорение окружающей среды.
Наши туристы ведут себя неправильно в лесу.
Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу? ( Ответы детей вручение жетонов за правильные ответы).
Сколько времени понадобится природе для полного разложения одной пластмассовой бутылки из–под кока – колы, не попавшей в мусорный контейнер?
- Более 10 лет,
- Более 100 лет,
- Пластмасса в природе вообще не разлагается.
Помоги сохранить природу
Выбрать из списка советов те, которые помогут сохранить природу. Обведите правильный.
- Если ты захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище.
- Если ты захочешь развести в лесу костер, вытопчи для него место.
- Если ты хочешь украсить комнату, собери букет из лесных цветов.
- Гулять в лесу лучше по траве.
- Гулять в лесу лучше по тропинкам.
- На склонах оврагов нельзя вырубать лес, так как он укрепляет почву и не дает ее размыть.
- При необходимости лес можно вырубать и на склонах.
- В местах, где живут редкие растения и животные, можно сделать заповедник.
- Редкие растения и животных охранять нет смысла, ведь все равно вымрут.
Ведущий: Какая команда справилась первой, та и победила. Давайте зачитаем правильные ответы. Вы победители должны забрать в плен одного из команды соперников. ( Забирают проигравшего)
Ведущая: Теперь послушайте вторую телеграмму:
« Родное гнездо разорили. Осталась без крыши над головой. Теперь я не ворона, а бомж. Примите срочные меры.»
Ведущий:2 Вот следующая экологическая проблема – резкое сокращение биологического разнообразия на планете.
Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений.
Как часто с лица Земли по причине экологических проблем исчезает один вид флоры или фауны?
- Каждые сутки,
- Каждые 3 секунды,
- Каждые 2 часа.
Ведущий: Следующий конкурс называется « Северные птицы»
- Какую птицу называют « жар- птицей Севера», а по народному поверью встреча с ней приносит счастье?
- ( Розовая чайка)
- Куропатка
- Сова
- Крылья белы, как бумага, глаз, как блюдце, лапка – лапа!
Мощный клюв?
- ( Сова)
- Воробей
- Ворона
- Очень многих удивляет то, что в северном краю лишь одна из птиц меняет шубу на зиму.
- ( Куропатка)
- Лебедь
- Рябчик
- Какая птица первой в Арктику прилетает, весну открывает?
- ( Пуночка)
- Розовая чайка
- Клест
- Какая птица « лает»?
- ( Самец белой куропатки)
- Полярная сова
- Тетерев
- Какие птицы весной бормочут « Куплю балахон, продам шубу»?
- ( Тетерев)
- Куропатка
- Глухарь
- Какой ночной хищник появляется у нас только зимой?
- ( Полярная белая сова)
- Кукушка
- Дятел
Ведущий: Подведем результат. Какая команда победила. Забирайте проигравшего. Ребята пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды:
« Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать»
Ведущий: Вот следующая проблема – « парниковый эффект». А что это такое? ( Ответы детей)
Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире.
Следующий конкурс « Удивительные животные»
- Что за зверек, характер которого не по росту задиристый, - умеет он отвоевать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо. Гнезд у зверька обычно несколько: до пяти.
- ( Белка)
- Волк
- Медведь
- И красив, и быстр, и ловок, сотня у него уловок. Леммингов по тундре гонит, а его охотник ловит.
- ( Песец)
- Горностай
- Росомаха
- Он всегда голодным бродит, все добычи не находит. В тундре многим – главный враг?
- ( Полярный Волк)
- Олень
- Тигр
- Что это за зверь, что жует и гложет все, что зелено. Муравейник- находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда снег с болот сойдет, клюкву собирает.?
- ( Медведь)
- Заяц
- Горностай
- В тундре есть один зверек, быстрый сам, а хвостик черный.
Он как ящерица проворный, а живет один без стай ?
- ( Горностай)
- Песец
- Белка
- Нравом – хищник, он жесток, с ним не свяжется и волк. Может съесть он олененка, он догонит и зайчонка?
- ( Росомаха)
- Медведь
- Горностай
- У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?
- ( У зайца)
- Лисы
- Куницы
- След , какого хищного зверя похож на человеческий?
- ( Медведь)
- Тигр
- Песец
Ведущий: Подводим итоги. Кто победил , забирает проигравшего.
Телеграмма от Красной Шапочки:
« У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем»
Ведущий: Почему же сгорела капуста у бабушки? ( Ответы детей)
Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится? ( Ответы детей)
Озон скапливается на высоте 60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультра – фиолетовых лучей.
Если озона становится мало, то появляется « озоновая дыра», причиной которой является аэрозоли. А что такое аэрозоли? ( Ответы детей)
Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежитель воздуха. В этих баллончиках содержится вещества, разрушающие озоновый слой.
Какого результата достигаем мы, используя в быту один дезодорант – аэрозоль?
- На 24 часа обеспечиваем своему телу неповторимо свежий запах,
- Способствуем образованию озоновой дыры диаметром 5 см,
- Бережем свою одежду от пятен.
Ведущий: Ребята как вы думаете, озоновый слой способен восстанавливаться? ( Ответы детей)
Да , правильно он способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышать после грозы в сосновом лесу?
Ведущий: Сейчас поговорим о праздниках, но не просто, а экологических.
« Экологические праздники»
В октябре отмечается день защиты животных. Назови число.
- 4 октября,
- 14 октября,
- 24 октября.
В каком месяце отмечает свой день рожденья Грин – ПИС?
- В январе,
- В сентябре,
- В мае.
В какое время года отмечают День Земли?
- Осенью,
- Весной,
- Зимой.
Есть замечательный праздник День Птиц. Когда его отмечают?
- 1 апреля,
- 10 апреля,
- 25 апреля.
Ведущий: Забираем игрока из проигравшей команды. Следующая телеграмма от белочки:
« После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!»
Вот и еще одна экологическая проблема – кислотные осадки.
Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Как вы , думаете откуда появляются кислотные дожди? ( Ответы детей)
Ведущий: Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.
Вернемся к нашей белочке, нужно помочь ей найти шишки.
Команды получают листы бумаги с трафаретами и фломастерами. Необходимо быстро с помощью трафарете нарисовать шишку и разукрасить (пока рисуют, звучит музыка).
Ведущий: Команда победившая забирает одного соперника. А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели, перечислите их?
(Пять 1. Засорение окружающей среды. 2. Сокращение биологического разнообразия на планете. 3. « Парниковый эффект». 4. « Озоновая дыра». 5. Кислотные осадки)
Ведущий: Все эти проблемы возникают под влиянием человека. И чтобы меньше было экологических проблем, каждый житель планеты должен бережно относится к ней. « Сохранить природу – сохранить жизнь»
А теперь подведем итоги нашей игры. Ребята, получившие много жетонов награждаются медалями « Почетный эколог»
Награждается команда победитель.
Ведущая: Могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми последствиями. От того, как мы с вами будем, относится к природе, зависит наше будущее. Спасибо за участие в игре. До свидания!