Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
17 минут 9194 2163

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

zaharovaДорогие друзья, сегодня познакомим Вас с Захаровой Ольгой Ивановной, воспитателем МБДОУ детский сад №37 города Сургута. Ольга Ивановна предлагает нам узнать об особенностях  мышления у малышей в статье: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста"

Комментарии к статье от Ольги Ивановны:

"В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игро­вую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действитель­ность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практичес­кие задачи «по-своему», действенным пу­тем. Формирование наглядно-действен­ного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяют­ся через практические действия."

Данная статья будет полезна и интересна как воспитателям, так и родителям детей дошкольного возраста.

Познавательного чтения...


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игро­вую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действитель­ность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т.е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребе­нок начинает соотносить слово с множе­ством предметов, тем самым объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практичес­кие задачи «по-своему», действенным пу­тем. Формирование наглядно-действен­ного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяют­ся через практические действия.

На основании наглядно-действенно­го мышления формируется и более сложная форма - наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответст­вует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициати­ве преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без примене­ния практических действий.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. По­степенно речь приобретает планирую­щую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить вырабо­танные человечеством понятия, т.е. зна­ния об общих и существенных призна­ках предметов и явлений действитель­ности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и слова­ми-представлениями ребенка есть су­щественные различия. Имеющиеся у де­тей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий вы­делять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования за­ключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспро­изводит все основные моменты этого действия.

В конечном счете рассуждение начи­нает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в дей­ствие отвлеченного логического мыш­ления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Итак, возра­стной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению мо­жет быть ускорен путем специально ор­ганизованного обучения.

Изучив процесс перестройки мышле­ния, можно управлять им, учитывая осо­бенности психического развития. Чрез­мерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном воз­расте, по мнению ученых, нецелесооб­разно. Возможности формирования ло­гического мышления можно использо­вать лишь в той степени, в какой это не­обходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных зна­ний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления.

Предлагаем лингвистические и ди­дактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошиб­ками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подоб­раны по лексическим темам.

ГРИБЫ - ЯГОДЫ

Словесная игра «Назови и объясни».

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подоси­новик)

 

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок)

 

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

Вопросы. Что это за гриб? Какую поль­зу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки»: Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезо­вик, масленок, лисичка, рыжик, мухо­мор (земляника, черника).

Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один ста­кан. Сколько стаканов осталось на сто­ле? (Три) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вед­ра без дна. А у девочек - маленькие, зе­леные. Кто больше соберет грибов? (Де­вочки) Сколько грибов можно вырас­тить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два маль­чика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это чер­ная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

ОВОЩИ - ФРУКТЫ

Логические задачи. У Марины бы­ло целое яблоко, две половинки и четы­ре четвертинки. Сколько было у нее яб­лок? (Три) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты) На столе - четыре груши. Одну из них разре­зали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре) В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчи­ками, чтобы каждому досталось по од­ному мандарину и один мандарин ос­тался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке)

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты». У каж­дого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить кар­тинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пой­дешь, что найдешь?». У каждого ре­бенка большая карточка с изображени­ем леса (огорода, сада) и конверт с на­бором картинок (овощи, фрукты, гри­бы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и т.д.).

Небылицы. Дети находят несурази­цы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

ДЕРЕВЬЯ

Логические задачи. На груше росло десять груш, а на иве на две груши мень­ше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут?) На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не рас­тут?) На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по десять деревь­ев (у одного - елочки, у другого - берез­ки). Игровое поле - доска 16x1 б клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образо­вать цепочку из трех деревьев. За каж­дую вновь образованную цепочку у со­перника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, счита­ется проигравшим.

Словесная игра «Чересчур». Дети должны ответить на вопросы воспита­теля.

Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. А если много? (Заболят зу­бы, живот..) Одна таблетка помогает

снять боль, а если съесть много табле­ток? (Можно отравиться и даже уме­реть)

Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает - будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти) А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погиб­нуть) А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут за­мерзнуть и погибнуть) Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему при­дется вступить в борьбу? (С ветром)

Увлекательная история о том, как ветер уносит снег в свое царство-госу­дарство. Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран - ревет, завывает. А деревья по краю ле­са сгибаются до земли стволами. Веточ­ками цепляются друг за друга - непро­ходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает - устает. Никак ему пальчика­ми-сквознячками снежок в лесу не ухва­тить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.

ПТИЦЫ

Логические задачи. Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели) Летела стая гусей: два впере­ди, один позади, два позади, один впе­реди. Сколько было гусей? (Три гуся) От чего плавают утки? (От берега) На од­ном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок. Кто быстрее до­плывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать) По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько бы­ло воробьев? (Три воробья) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Че­тыре)

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять)

Небылицы.

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

МЕБЕЛЬ

Логические задачи. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять) Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что мо­жет быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита)

Небылицы.

ПУТАНИЦА

Это стул - на нем лежат.

Это стол - на нем сидят.

Вот кровать - на ней едят.

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят,

А на диване продукты лежат.

Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение, нача­тое воспитателем.

Если стол выше стула, значит, стул... (ниже стала). Если диван шире кресла, значит, кресло... Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол... Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер... Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор... Если диван мягче кресла, значит, кресло... Если книжный шкаф до­роже кровати, значит, кровать... Если хо­лодильник выше плиты, значит, плита...

Игра «Переставим мебель». Игро­вое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая - свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при переста­новке на каждой части находилось не более одного предмета.

ПОСУДА, ПИЩА

Хитрые вопросы. Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрю­ля, сковорода, чайник, чай, суп) По чему повар ходит в белом халате? (По полу) Что никогда не поместится в любую ка­стрюлю? (Ее собственная крышка) Че­го больше на кухне: кастрюль или посу­ды? (Посуды) Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Словесная игра «Родственники». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок - родственник Пес­ка, потому что.... Река - родственница Песка, потому что... Ветер - родствен­ник Песка, потому что.... Стекло - родст­венник Песка, потому что.... Дорога -родственница Песка, потому что....

Небылицы.

ПОВАР-НЕУМЕХА

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

Детей угостил шоколадной котлетой.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

Логические задачи. Однажды Сте­пан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, при­шей пока пуговицы к этой куртке». Сколько пуговиц сможет пришить ба­бушка? (Ни одной) Мальчик вышел гу­лять в разных ботинках: один - черный, а другой - желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне де­лать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одина­ковые?». Помогите мальчику. КАКАЯ ОДЕЖДА?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка... свитер...

Впрочем, я...

Я запутался, друзья! (Сандалии -лет­няя обувь}

ПОЧТА

Словесная игра «Цепочка ассоциаций». Первый игрок говорит любое слово, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»; третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и го­ворит это слово и т.д.

Игра-беседа «Чудо».

Мне во сне приснилось чудо:

На почте я купил верблюда.

А газеты поутру

Принесла мне кенгуру

И письмо в коробке,

Верьте - не верьте,

Ну, а фрукты принесли

В голубом конверте!

Вопросы. Может ли такое произойти на самом деле? Что продают на почте?

Кто приносит газеты? Может ли пись­мо быть в коробке? Что можно отпра­вить в коробке?

Дидактическая игра «Посылки».

Воспитатель показывает коробку, в ко­торую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается к одному из играющих: «Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда вос­питатель достает из коробки игрушку (или картинку).

Далее воспитатель, меняя картинки в коробке, обращается поочередно к дру­гим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу от­вета. Он и становится ведущим. Чем не­ожиданнее ответы, тем веселее получа­ется игра.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3298 48

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 7017 677