Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ
10 минут 10914 3618

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ

Дорогие друзья, рады представить Вам Козодаеву Татьяну Ивановну, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности детского сада общеразвивающего вида № 336 города Волгограда. 

kozodoevaТатьяна Ивановна о своей профессии:

"Много лет работая с детьми, пытаюсь, чтобы мои воспитанники увидели прекрасное в окружающем их мире, научились создавать простейшие пейзажи, натюрморты и портреты. В своей работе стараюсь уделить много времени декоративно – прикладному искусству, ведь именно этот вид творчества развивает в детях такие чувства, как патриотизм, любовь и гордость за свою страну.

Моими учениками являются не только дети, но и коллеги – воспитатели, так на них возлагается большая ответственность за организацию художественной деятельности на протяжении всего образовательного процесса. Поэтому стараюсь устраивать для них разнообразные мастер – классы и семинары практической деятельности. Хочу поделиться с вами одним из практических семинаров по изготовлению народных игрушек из глины. Этот семинар знакомит воспитателей с народным промыслом, разнообразными приемами лепки, формирует навыки работы с глиной, закрепляет в речи педагогов названия приемов лепки, а также знакомит педагогов с орнаментом дымковской игрушки."

Этот семинар может применяться в практике, как педагогами дополнительного образования, так и воспитателями детских садов в работе с дошкольниками подготовительных групп.

Добро пожаловать на семинар. Удачи в работе!


СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ

«ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ РАБОТЕ С ГЛИНОЙ И РОСПИСИ ГОТОВЫХ ПОДЕЛОК В СТИЛЕ «ДЫМКА»

rabota_2Часть 1.

Цель: Познакомить воспитателей с основными приемами лепки из глины: человека, животных, птиц.

Задачи: Научить воспитателей готовить глину к работе. Показать разнообразие приемом лепки при изготовлении дымковских поделок из целого куска глины. Закреплять в речи воспитателей названия приемов лепки.

Используемый материал: глина, доски, стеки, салфетки, стакан с водой.

Ход семинара.

Предлагаю воспитателям рассмотреть в изостудии готовую дымковскую игрушку и иллюстрации с ее изображением (люди, животные, птицы). Затем рассказываю, как приготовить к лепке глину. Предлагаю руками хорошо промять глину так, чтобы она согрелась (попробовать раскатать ее на клеенке). Полученный цилиндр прошу разделить на несколько частей, при этом обращая внимание на соблюдение пропорций.

Лепим барышню. Делим кусок глины на пять частей:

  • - самая большая часть – туловище с юбкой;
  • - голова;
  • - руки;
  • - кокошник, волосы (коса, узел из волос, корона);
  • - украшения (оборки, муфта, серьги, шляпки, банты и т.д)

Из самого большого куска глины раскатываем цилиндр и одну из его сторон прикатываем на конус. От основания конуса большим указательным и средним пальцами обеих рук вдавливаем глину внутрь, таким образом формируя полую конусную юбку, учитывая, что она будет составлять 2/3 от всего размера фигурки (т.е. юбка с туловищем). Следующий этап, скатываем шар-«голову», оттянув немного глины для «шеи» (соединение головы с туловищем барышни) хорошо примазать.

Для рук – прокатываем одну длинную «колбаску» из глины, прикладываем со стороны спины и примазываем. Формируем положение рук (в муфте, подбоченясь, с малышом, в танце).

Дополняем фигурку необходимыми деталями.

Коса – прокатываем небольшой кусочек глины в тонкую «колбаску», затем сложив её вдвое, скручиваем винтиком, примазываем у основания головы, на кончике или в начале косы можно закрепить бант.

Кокошник – прокатывается небольшой кусочек глины в тонкую «колбаску», укладывается на самую высокую точку головы фигурки, примазываем с обеих сторон головы, середину этой «колбаски» расплющиваем большим и указательным пальцами, затем от середины в одну и другую стороны делаем еще прищипывание.

Муфта – прокатываем из небольшого кусочка глины «колбаску», расплющиваем её и обворачиваем концы рук барышни, сглаживая место соединения муфты.

Оборки – также готовим тонкую длинную «колбаску», расплющиваем до нужной ширины, накладываем по спине, плечам и груди фигурки, примазываем, и при помощи стеки выкладываем другую сторону расплющенной глины в волан. Такими воланами можно украсить рукава, подол юбки, край передника.

Шапки, шляпки – основание- цилиндр, дополнительно раскатывается «колбаска», укладывается вокруг цилиндра, примазывается к нему, из примазанного кусочка глины формируются: края шляпки, капора.

Серьги – из небольшого кусочка глины скатываем шарик, затем одну из его сторон прикатываем на конус.

Банты – раскатываем кусочек глины, из полученной «колбаски» делаем бант, края раскатанного кусочка расплющить большим и указательным пальцами обеих рук, и перекрутить «колбаску» в разных направлениях, затем приложить туда, где должен быть бант.

Тщательно примазываем все места соединения и сглаживаем шероховатости пальцами смоченными водой.

Лепим лошадку. Делим кусок глины на 4 части. Самая большая часть – туловище – ноги, затем голова – шея, грива, хвост. Любая дымковская игрушка-животное лепится одинаково. Берем большой кусок глины, раскатываем цилиндр, стекой надрезаем его с обеих сторон, слегка раскрыв эти надрезы, придаем форму каждой ноге с учетом толщины и устойчивости. Затем сгибаем полученное туловище с ногами и ставим на доску. Методом сглаживания приподнимаем часть глины с передних ног и спины, формируя место для прикрепления головы. Место соединения сглаживаем, затем добавляем гриву и хвост.

Грива – раскатываем из небольшого кусочка глины «колбаску», укладываем её от головы до спины лошадки. Хорошо примазываем с обеих сторон, затем большим и указательным пальцами расплющиваем «колбаску» от головы к спине.

Другой вариант изготовления гривы. Берем небольшой кусочек глины, раскатываем «колбаску», складываем пополам и прокручиваем винтиком, также укладываем скрученную «колбаску» от головы к спине, концы примазываем.

Хвост – раскатываем небольшую «колбаску», одну из сторон прикатываем на конус, тонкий конец конуса примазываем к туловищу, затем большим и указательным пальцами расплющиваем хвост от основания к низу.

Лепим птицу (петушка). Кусок глины делится на 4 части. Самая большая часть туловище – голова – хвост, вторая часть – постамент вместо ног, третья часть – крылья, четвертая часть – гребень, бородка.

Самый большой кусок глины раскатывается в виде конуса, сгибаем его пополам, подняв оба конца вверх. Отдельно скатываем цилиндр для установки заготовки на него. Примазываем туловище к цилиндру, устанавливаем на доску. Тонкую часть фигурки формируем в голову, оттягиваем клювик, а толстую часть фигурки формируем в хвост. Сдавливая глину пальцами в трех, четырех местах (сверху вниз). Дополняем образ петушка остальными деталями.

Крылья – раскатываем из небольшого кусочка глины «колбаску», делим пополам, разрываем, скатываем два шарика, расплющиваем, и одну из сторон вытягиваем, формируя крыло. Закругленную сторону крыла примазываем к туловищу.

Гребень – скатываем небольшую «колбаску», примазываем ее к головке петушка, затем расплющиваем большим и указательным пальцами, и делаем стекой по краю надрезы, раскрывая их.

Бородка - два маленьких кусочка глины скатываем в шарики, затем прикатываем одну сторону на конус, примазываем под клювиком.

Часть 2.

Цель: Познакомить с колоритом и графическими элементами орнамента дымкоской игрушки.

Задачи: Учить приемам росписи готовых скульптур. Развивать творчество, воображение, чувство ритма. Познакомить педагогов с формами и методами ознакомления детей с дымковской игрушкой. Воспитывать любовь к Родине и уважение к труду народных умельцев.

Материал: готовые высохшие фигурки, станки для расписывания предметов, гуашь, акварель, кисти № 2, № 3, для грунтовки № 5, № 6, салфетки, стаканы с водой, альбомы, иллюстрации с изображением дымковской игрушки в цвете, плоскостные ее изображения.

Ход семинара.

Предлагаю загрунтовать готовые фигурки белилами и пока они подсохнут, мы рассмотрим готовую дымковскую игрушку. Рассказываю, что дымковская игрушка широко используется в оформлении интерьера детского сада. Она орнаментальна, имеет пять элементов:

  • - круги;
  • - прямая линия (тонкая и широкая);
  • - волнистая линия;
  • - точки – горошины;
  • - клетка.

Эти элементы составляют графику дымковского орнамента, и из них можно создать самые разнообразные варианты узоров росписи. Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, и таким образом заставляет особенно ярко звучать цвета красок.

Воспитателям предлагаю выбрать любое плоскостное изображение (барышни, лошадки, петушки) и раскрасить его элементами дымковской росписи. В помощь также размещаю на доске образцы поэтапного выполнения дымковской росписи. Полученный навык при расписывании плоскостных изображений педагоги закрепляют на готовых глиняных фигурках.

rabota_1

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608