Как расскрыть потенциальные возможности обучающегося, поддержать его стремление к творчеству и росту профессионального мастерства?!
Опытом своей работы поделится с нами Иванова Юлия Сергеевна педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Кожа-дизайн» МБОУ ДОД ЦВР «Истоки» города Новый Уренгой, в статье «Роль гуманистической позиции педагога в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся»
Статья построена на практических примерах активно использующихся в работе объединения "Кожа-дизайн".
полезного чтения...
«РОЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Цель. Обобщение опыта гуманистической позиции педагога в процессе развития потенциальных возможностей обучающихся.
Задачи.- - создать презентацию
- - продемонстрировать роль гуманистической позиции педагога в развитии потенциальных возможностей обучающегося, на примере объединения «Кожа-дизайн».
Характеристика компетентности
Выражение гуманистической позиции является одной из базовых компетентностей личностных качеств педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика.
Определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности - есть отражение любви к обучающемуся. По-иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания его сил в образовательной деятельности.
Показатели оценки компетентности
- Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся.
- Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
- Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития.
- Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.
Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
- безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- предоставление права на свободный выбор;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- владение способностью "чувствовать" (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).
Объединение «Кожа – дизайн» ведет свою историю с 1998 года.
На занятиях мы знакомимся с различными приемами художественной обработки кожи и меха. Соединяя профессиональные приемы с вдохновением и фантазией, приобщаемся к искусству создания красивых, оригинальных изделий. Из казалось бы, не нужных, старых, отслуживших свой век кожаных сапог, курток, перчаток мы учимся создавать своими руками различные кулоны, броши, украшения с натуральными камнями и бисером, великолепные картины и объемные композиции, которые находят отклик в душах большого количества ценителей прекрасного!
Работа по художественной обработке кожи является одним из активных методов обучения. Способствует развитию у учащихся чувства материала, что непосредственно связано со становлением устойчивого эстетического вкуса. Изучение нескольких технологических разновидностей обработки кожи (драпировка, обтяжка, тиснение, формовка и др.) позволяет детям более уверенно чувствовать себя в выборе средств, при решении творческих задач на занятиях в объединении, и что особенно важно – в самостоятельной деятельности.
Занимаясь декоративно-прикладным искусством, соединяя профессиональные приемы с художественной выдумкой, учащиеся приобщаются к искусству создания красивых, оригинальных изделий, внося в них эстетическое начало.
Занятия в объединении позволяют учащимся приобщаться к интересному делу, заполняют увлекательным творческим трудом свободное время, способствуют эстетическому обогащению их внутреннего мира. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.
Внедряется в практику работа личностно – ориентированного подхода к обучению. (индивидуальная работа с каждым ребенком не только в практической деятельности, но так же оказывается своеобразная психологическая поддержка). По утверждению Карла Ренсома Роджерса, человек с рождения испытывает нужду в принятии себя. Это означает ожидание отношения к нему как к человеку, безусловно ценному, способному к развитию и самоактуализации.
Именно педагог часто является для ребенка наиболее значимой личностью. Если учитель принимает каждого ребенка, тепло и доброжелательно к нему относится, замечает любое продвижение на пути к успеху, то беспокойства, страхи, комплексы, защитные реакции ученика заметно снижаются. Он открыто говорит о своих чувствах, мыслях, переживаниях, не закрываясь при этом «маской», оставаясь самим собой. Причем, чем значительнее успех, тем выше самооценка, самопринятие, самоуважение. Такой индивидуальный подход к каждому ребенку, взаимодействие учителя и ученика обеспечивает продуктивное развитие творческой личности.
Все вышеперечисленные принципы можно проследить на следующих примерах:
1. В объединении ведётся непрерывная работа по созданию портфолио обучающегося. Для того, чтобы не просто замечать любые успехи, а показывать их ребёнку наглядно, не забывая при этом его хвалить.
Конечно объем очень большой, но если регулярно работать в этом направлении, то результат превосходит все ожидания. Учащиеся и их родители высоко оценивают данное нововведение, позволяющее наглядно видеть результаты деятельности обучающегося, динамику его роста и эффективность обучения в объединении.
Это очень удобно и для самого педагога, в любой момент можно послать работу в электронном виде на интернет конкурсы, которые набирают все большую популярность и востребованность.
В портфолио помещаются как фотографии самого ребёнка, так и его работы и творческие достижения. Портфолио находится в электронном виде в компьютере преподавателя, а так же у старших обучающихся, владеющих компьютером. Они сами следят за наполняемостью своего портфолио. Это позволяет приобщать детей к инновационным технологиям, которые очень актуальны в современном обществе. Т.о. ведется работа по разностороннему развитию личности. Обучающиеся видя наглядно результаты своей деятельности, воспринимают себя как человека, безусловно творчески одаренного и значимого как для самого себя, так и для окружающих.
2.Для эффективного создания ситуации успеха в кабинете нашего объединения существует доска почета «Наша гордость». Такой способ оценки и поощрения обучающихся в школе существовал всегда и мы решили этот замечательный опыт перенести в рамки нашего небольшого коллектива. Данный способ поощрения очень нравится обучающимся, но удостаиваются этого почетного места далеко не все, и тем ценнее его значение. На нашей доске почёта есть ребята, которые в школе никогда не добивались особых заслуг, и для них такая высокая оценка приобретает особое значение в принятии себя, как талантливой, общественно значимой личности.
3.Так же одним из интересных нововведений нашего объединения является «Альбом лучших работ»: Используя метод контроля и метод самооценки, фотографии самых удачных и оригинальных работ фиксируются в этом альбоме. Критерием является креативный подход к выполнению работы - это и оригинальность идеи, и новизна, и использование новых материалов, необычная техника исполнения, а главное – эмоциональное воздействие на зрителя. Альбом является не только способом поощрения обучающихся, но так же, замечательным дидактическим пособием, созданным самими учениками. Учащиеся первого года обучения рассматривают этот альбом и у них возникает желание создавать подобные композиции.
И так как наш принцип работы «не бывает не талантливых детей», то у каждого обучающегося есть возможность оставить в нем фотографию своей наиболее удачной работы. Таким образом дополнительно создается «ситуация успеха», и каждый ученик стремится попасть в этот альбом .
При проведении занятий необходимо всегда помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.
Результаты деятельности учащихся высоко оцениваются зрителем (родителями, близкими, друзьями, учителями в школе). И все эти положительные моменты в совокупности позволяют не останавливаться на достигнутом, и стремиться к освоению новых вершин творчества, каждый раз раскрывая в детях их потенциальные возможности!