Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников»
31 минута 21809 6029

«Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников»

andreeva_alenaДорогие друзья, мы рады познакомить Вас с Андреевой Аленой Владимировной, воспитателем МБОУ НШ-ДС № 37 города Сургут Тюменской области.

Алена Владимировна затрагивает в своей статье одну из главных задач педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Данная статья будет интересна как родителям, так и  педагогам, которые работают по данной теме.

Полезного чтения...


 «Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников»

Родной язык, по мнению О.С. Ушаковой, является «ключом к познанию окружающей действительности, к образности, подлинному развитию ума, язык является и важнейшим средством воспитания всесторонне развитой личности». (7, с. 22)

Проблема речевого развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, когда в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.И. Михеева и др.) (3, с. 84)

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечается, с одной стороны рост информированности, а с другой стороны снижение языковой культуры в процессе обучения, что в свою очередь ведет к снижению качества речи.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными изменениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения. (10, с. 5)

Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

По мнению С.Л. Рубинштейна, развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного развития». (6, с. 56)

Известно, что выразительность речи формируется в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. (9, с. 120)

В современных исследованиях (О.И. Марченко, З.В. Савкова, В.Г. Третьякова и др.) большое внимание уделяется использованию в работе с дошкольниками произведений устного народного творчества, которые открывают широкие перспективы для развития детской речи. Это объясняется такими особенностями народного фольклора, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками», которое делает совместное детство более ярким и выразительным. (10, с. 27)

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» (6, с. 298), обогащая тем самым детскую речь. Я полностью согласна с данным мнением и считаю, что русские народные сказки, потешки, прибаутки – наиболее интересные и актуальные для дошкольников, фольклорные жанры, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой деятельности.

А именно в данных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребенка. Это сложный и длительный процесс, требующий педагогического воздействия и руководства.

Все выше сказанное предопределило выбор темы моего исследования «Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников».

Цель данного исследования: теоретически обосновать путем проведения диагностики и подтвердить значимость использования устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников.

Цель исследования предопределила необходимость постановки следующих задач:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Раскрыть особенности устного народного творчества для детей;
  • Определить основные условия и средства организации и использования произведений устного народного творчества в речевом развитии детей;
  • Составить методические рекомендации для педагогов МДОУ «Красная гвоздика» с целью дальнейшего развития речевой активности средствами устного народного творчества.
  • Осуществлять взаимодействие с родителями по использованию форм фольклора в речевом развитии.

    В ходе исследования мною использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: изучение и анализ научной и методической литературы, обобщение, наблюдение, педагогическая диагностика, беседа, опрос.

    1.1Психолого-педагогическая литература о проблемах речевого развития дошкольников

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения. (2, с. 12)

    Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

    Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». (3, с. 87)

    В исследованиях четко выделены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, грамматического), функциональное (формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции – развитие связной речи и речевого общения), когнитивно-познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны, так как развитие осознания речевых и языковых явлений включается в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. (37, с. 6)

    В исследованиях первого направления (Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Э.А. Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, М.С. Лаврик, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева) установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

    Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия). В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого активно усваиваются средства и способы словообразования. Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании детьми речи взрослых.

    В исследованиях второго направления (Л.В. Волошина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Е.В. Савушкина, М.В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т.п.

    В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание – это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка. (37, с. 7)

    Исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова) были направлены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Эти исследования показали, сто осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное – закладывают основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного обучения. (37, с. 7)

    В целом исследования показали, что система обучения по разработанной методике приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышаются точность и выразительность.

    Рассмотренные исследования находятся в русле работ, которые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

    Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

    При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Целенаправленная задача такого обучения – формирование языковых общений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

    В программе «Детство» младший дошкольный возраст знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способом. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.

    При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному торжеству добра над злом.

    Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, радостной, плясовой мелодике.

    Круг чтения в связи с этим для младших дошкольников составляют основным образом произведения русского фольклора. Я согласна с данным утверждением и считаю, что произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Об этом свидетельствует диагностика исследования.

    1.2 Устное народное творчество – важное средство формирования речевой активности у младших дошкольников

    Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, колыбельные песни, частушки и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется, прежде всего, тем, какая в него заложена память. (7, с. 67)

    Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.С. Выготского можно рассматривать как систему социального наследования, что доказано диссертационным исследованием Н.Н. Балагиной. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

    Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.Б. Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». (9, с. 127)

    Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.Б. Усова, Е.А. Флерина и др.)

    Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, синкретично по своей природе и синтетично по характеру. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру.

    Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклорам, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества.

    Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

    Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.

    Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказываемые мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

    В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), например: красна девица; ясный сокол; травяной мешок и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

    Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с играми такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.

    Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская-Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах.

    За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. (1, с. 49)

    Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

    Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок.

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно найти через сравнения их с отдаленно сходными. Как отмечают исследователи (В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов, С.Г. Лазутин, В.И. Чичеров и др.), загадка - жанр, в котором вещи воспроизводятся иносказательно, через сравнения их с отдаленно сходными. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особая ритмическая организация) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

    Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

    Таким образом, ценность загадки в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста неоспорима.

    В работу с младшими дошкольниками необходимо, на мой взгляд, включать такую форму народного творчества, как колыбельная песня.

    Колыбельная песня, по мнению народа – спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнения колыбельной.

    Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Наряду с другими жанрами словесного творчества народа они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.

    Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.д.), наличие повторяющихся фонем, звукоподражаний.

    Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

    Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Исходя из всего вышесказанного, я предлагаю широко использовать колыбельные песни не только в семейном воспитании, но и в педагогическом процессе детского сада.

    Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, которые развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

    Ценность фольклорных произведений, особенно для младшего возраста обуславливается, как отмечает Л.Н. Павлова, их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.

    Активизирующее воздействие на ребенка оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например: «чики-чики, чикалочки» или «ладушки-ладушки», простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения.

    Народные песенки, потешки, прибаутки, представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи.

    Так, при формировании грамматического строя речи, обучая образованию однокоренных слов, возможно, использовать потешки. Например:

     Заинька, войди в сад,

    Серенький, войди в сад.

    Зайка, зайка, войди в сад,

    Серый, серый, войди в сад!

    С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как звукосочетания повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий.

    Особое значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения. Вместе с тем такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая, по выражению известного педагога-гуманиста Я.А. Каменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. (8, с. 112)

    Использование в народных потешках, прибаутках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (- еньк, - ечк, - очк, - иньк и т.д.) – благотворно влияет на формирование эстетического фосприятия окружающего мира детьми. Ласковый тон, который создается с их помощью, находит отклик сердце ребенка.

    Эти произведения, как отмечает Н.Н. Балагина, заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. (12, с. 97)

    Таким образом, влияние народных песенок, потешек, прибауток на формирование личности ребенка неоспоримо.

    Несмотря на то, что многие исследователи указывали на большую роль народного творчества в развитии речи дошкольников, его потенциал в практике дошкольных учреждений используется недостаточно. Исходя из этого, мною были сформулированы задачи художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

    1. Развитие восприятия произведений устного народного творчества:

    -       вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества;

    -       формировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;

    -       создать благоприятные условия детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств.

    1. Способствовать формированию умения использовать доступные детям языковые средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи:

    -       формировать умение вычленять языковые выразительные средства с помощью вопросов;

    -       формировать понимания содержания произведений словесного творчества народа (о чем говорится).

    1. Способствовать формированию речевой деятельности за счет использования выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества:

    -       Поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа.

    Поэтому, для осуществления поставленных задач я считаю, необходимо как можно шире включать в педагогический процесс, во все виды занятий (насколько это возможно), в жизнь детей в детской саду произведения словесного творчества народа.

     1.3 Основные условия и средства организации и использования произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников

    Учитывая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Прежде всего изучила книги Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич о методике развития речи детей, использовала опыт работы музыкальных работников Л.Исаевой и В. Дьяковой по проведению развлечений с использованием устного народного творчества.

    Работу проводила в специализированной и совместной деятельности. Знакомство с народным творчеством начиналось с малых форм фольклора (потешки, колыбельные, прибаутки). Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым нежным голосом начинала припевать, покачивая ее. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, показывала героев песенки (например: собачка Белолоба). После коротких обыгрываний дети легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

    Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек о персонаже потешек, о его особенностях.

    В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышали впервые. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, зайчик, курочка и т.д. в зависимости от того, о ком потешка, прибаутка.

    Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились они к моему маленькому «театру» и в нем вскоре появились свои незаменимые артисты. Но главное, я добилась того, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Никто не оставался в стороне.

    Перед сном я использую колыбельные песни. Дети с большим интересом воспринимали эту форму общения. Внимательно слушали песенку, быстро засыпали.

    Постепенно в работе обогащала опыт детей новым содержанием, знакомили с новыми потешками, прибаутками, загадками, сказками; восстанавливала в памяти детей прежний запас произведений фольклора, закрепляла, активизировала его, привлекала внимание детей к средствам художественного раскрытия содержания произведений.

    Практическое применение методов и приемов ставила в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строила их дифференцированно, с учетом возможностей всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.

    Старалась больше применять игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если создаются игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

    Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот несколько из них:

    • слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе, приемов исполнения:
    • показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
    • приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках, своеобразие исполнения, выдумку.

    В целом, я считаю, лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное речевое развитие ребенка.

     Заключение

    Проведенная мною исследовательская работа позволяет подтвердить предположение о том, что целенаправленное разностороннее использование произведений устного народного творчества в воспитательно-образовательном процессе влечет за собой более эффективное развитие детской речи. Используя народный фольклор, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее грамматический строй. Исполняется роль, произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая, монологическая речь. Анализ научных разработок и результаты проведенного исследования убеждают в том, что произведения народного фольклора имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

    На основании выше изложенного, я могу утверждать, что большая роль в речевом развитии детей отведена педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка.

    Руководство должно выражаться в создании условий для речевого развития детей, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемыми методами.

    В ходе моего исследования были установлены условия для успешного формирования речи:

    • проведение правильной систематической работы по развитию речи и обучение родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе, рассказе);
    • своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
    • воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

    Для дальнейшего осуществления поставленных задач по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества, мною были составлены рекомендации для педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения:

      • Воспитателям и другим сотрудникам детского сада, непосредственно работающих с детьми, необходимо максимально в собственной речи (применительно к сложившейся ситуации) использовать пословицы, поговорки, загадки, песенки, потешки, считалки и т.п. Как можно чаще рассказывать народные сказки, пословицы и т.д., но не только узнавать, но и поделиться своим впечатлением. Для этого можно предложить детям узнать новую сказку или загадку у бабушки, дедушки, родителей, а затем рассказать детям в группе.
      • Чтобы дети могли творчески пользоваться произведением устного народного творчества, необходимо организовывать работу с воспитателями. Нужно проводить семинары-практикумы, направленные на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе.
      • Необходимо рекомендовать родителям шире использовать образцы народного творчества в собственной речи, показать как можно это сделать. С этой целью можно организовывать занятия с родителями, дающие практические навыки рассказывания. Желательно привлекать родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам.
      • Изучить методическую литературу по данной проблеме.

        Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что планируемая мной работа по развитию речевой активности детей средством устного народного творчества может быть широко использована педагогами ДОУ в дальнейшей работе с детьми.

        Может быть интересно

        Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

        Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

        14 минут 1161 23

        Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

        Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
        10 минут 6238 676